Как извлечь наибольшую пользу от этой книги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как извлечь наибольшую пользу от этой книги.



Курс из двадцати одного урока НЛП изложен в расчете на усвоение его затри недели, то есть по одному уроку в день, что потребует сравнительнонапряженного ритма обучения и активной практики упражнений; однако прижелании вы можете работать с книгой как угодно долго, в вашем собственномритме. Написанная в ключе простого и доступного введения в область НЛП,книга вместе с тем содержит достаточно глубокий материал по всем темам,отраженным в тех умениях и навыках, которыми должен владеть практик. В первом уроке мы рассказываем об НЛП в целом, а в последующихпредставляем отдельные темы. Хотя некоторые тематики вполне автономны, мырекомендуем читать книгу последовательно. Новые принципы и приемы дополняютто, что было усвоено ранее, так что вы будете опираться на материал в томвиде, в каком его уже изучили, даже если позже мы начнем рассматривать его вновом свете. По ходу изложения каждое новое понятие поясняется специально, но вслучае необходимости вы можете обращаться к словарю терминов (см.приложение). Кроме того, в заключение книги приведен краткий списоклитературы, к которой вы можете обратиться для углубления своих знаний. К ихчислу относятся новаторские труды основоположников НЛП, а также список книг,рекомендуемых программой подготовки Realisation at Stenhouse. С другойстороны, поскольку "21 урок" полностью соответствует общепринятому учебномуплану, охватывая всю его тематику, вам нет особой нужды приобретать другиепособия на эту тему. Такую сугубо практическую науку, как НЛП, лучше всего осваивать спомощью непосредственных, достаточно простых упражнений. Приведенные в концекаждого урока, они обеспечивают развитие всех важнейших умений и навыковпрактикующего НЛП. В зависимости от характера упражнений вы можете прибегатьк помощи партнера. Конечно, при участии в сертификационной программе выможете использовать эту книгу как теоретическое пособие, но стильсамоучителя позволяет работать с ней совершенно самостоятельно. Наилучшая форма обучения выглядит так: вы знакомитесь с новым уроком исразу же, не заглядывая в следующую главу, начинаете применять усвоенныйматериал на практике. Например, если вы читаете эту книгу по вечерам, томожете приступить к упражнениям на следующее утро. При этом вам не придетсявносить какие-либо изменения в распорядок дня, так как предложенныеупражнения легко вписываются в повседневную жизнь и могут вами выполнятьсядома, на работе и в любом кругу общения. Есть и другой путь: возможно, вызахотите сначала просмотреть всю книгу, чтобы, ознакомившись с нею в целом,ощутить общий вкус НЛП. В таком случае тем, кого увлечет наша книга, мырекомендовали бы после этого вернуться к ее началу, чтобы приступить к болееглубокому ^систематическому усвоению программы. Такой способ позволит вамточнее оценить время, которое потребуется для всего обучения, и методичнеепродумать расписание занятий. Помните, однако, что польза НЛП основана на практике, а не на теоретических познаниях, поэтому предлагаемые упражнениятребуют достаточно тщательного их выполнения. Чтобы составить достаточно адекватное представление об НЛП, простопрочтите эту книгу и попробуйте применить описанные в ней принципы и приемык обычной жизни. Такой подход поможет вам с самого начала обрести основные инаиболее необходимые познания и навыки. Для тех, кто хочет получить дипломспециалиста, в конце книги приведены подробные сведения относительнодеятельности программ Realisation at Stenhouse. Мы будем счастливывстретиться с вами на семинарах. Если книга вызвала у вас какие-либовопросы, обратитесь к нам с помощью факса или электронной почты, и мыпостараемся помочь вам, сделать все, что в наших силах. От всей души желаем,чтобы истинно радостным оказался для вас этот путь самораскрытия, ведущий кисполнению самых заветных желаний.

УPOK ПЕРВЫЙ

КАК РАБОТАЕТ ЧЕЛОВЕК

В этой главе:

• Субъективные переживания

• Мысли и поступки

• К совершенству личности

• Моделирование успеха

• Модель НЛП

Возьмите небольшой предмет и, положив его перед собой на стол, на немсосредоточьтесь. Не сдерживайте свои мысли, пусть возникают любыеассоциации, которые связаны с вашими представлениями об этом предмете. Егоцвет, например, может вернуть вас к воспоминаниям детства, а форма - вызватьигру воображения, как случается, когда глядишь на облака или огонь. Кактолько вы перестанете рассматривать предмет "объективно", сознательно, ипозволите подсознанию истолковывать увиденное, возникнет некое содержание.Благодаря созерцанию предмета "в голову придут новые мысли". Прикройте глаза и мысленно представьте себе этот предмет. В однихслучаях вам удастся обнаружить связь между предметом и теми мыслями, которыеон вызывает, - найти "логическое" объяснение своим ассоциациям, какими бытуманными или далекими они ни казались. В других случаях мелькнувшая вголове мысль может показаться совершенно нелогичной, хотя нет сомнений втом, что она тоже каким-то непонятным образом связана с выбранным предметом. Такой процесс часто происходит в дремоте или обычном задумчивомсостоянии. Например, сидя за рулем, мы часто устанавливаем подобныемысленные связи с тем, мимо чего проезжаем. Что будет, если сто человекпосмотрят на один и тот же предмет? Судя по большому опыту нашей семинарскойработы, они увидят ровно сотню различных "содержаний", испытают самые разныечувства, от неприязненного недоумения до беспричинного восторга. Этопоказывает, насколько субъективно мы воспринимаем так называемыйобъективный, материальный мир, когда что-то видим, слышим и ощущаем. Реакция на то, что мы "ощущаем", то есть воспринимаем, властвует надповедением - над тем, что мы делаем. Каждая личность воспринимает внешниймир по-своему, неким таинственным, уникальным и совершенно субъективнымобразом, который и определяет поведение этой личности. Итак, мы можем видетьи ощущать одно и то же, но вести себя по-разному. Поставленный на столпредмет вызовет у одного человека грусть, а у другого радость, поскольку уних возникнут разные ассоциации. Наше поведение (а следовательно, и нашуспех в той или иной сфере деятельности) определяется субъективнымипереживаниями. Поговорим сейчас, на этом первом уроке, о важных свойствахсубъективного восприятия. Для начала расскажем вкратце историю НЛП и дадим пояснения еговажнейших понятий. Нейролингвистическое программирование основано на идеяхантрополога Грегори Бейтсона, развитых в 70-е годы Джоном Гриндером иРичардом Бендлером. Гриндер занимался лингвистикой, а Бендлер - математикойи информационными технологиями с уклоном в психологию. Ближайшую тематикуНЛП составляют межличностное общение, "восприятие" и путь ксовершенствованию. НЛП предлагает структурированный подход к человеческомумышлению и поведению, - тому, что некоторые именуют структурой человеческихпереживаний. Такой подход избавляет НЛП от мистического покрова, уменьшаетдолю влияния случайных, непредвиденных граней в человеческомвзаимопонимании. Во введении мы определили НЛП как "искусство и наукусовершенствования личности", или "изучение субъективных переживаний". Можнодобавить, что это "изучение того, как "работают" люди". НЛП имеет внушительную научную родословную, однако рост егопопулярности, вероятно, в большей степени связан с тем, что оно вызываетбыстрые перемены в поведении и личных достижениях, - иными словами, НЛП работает на практике. Оно может применяться повсюду: в спорте, медицине,образовании, личном развитии и целом ряде коммерческих направлений,например, в рыночной деятельности, в заключении договоров, в управленииперсоналом и взаимоотношениях с клиентами. Во всех этих областях НЛП выгодноотличается от других методологий своим практичным и результативным подходом.В этой книге мы расскажем о том, какую практическую пользу может принестиНЛП в обычной жизни: дома, на работе, в общении и саморазвитии. Мы уже говорили, что НЛП можно считать "искусством и наукойсовершенствования личности". Почему мы назвали его искусством? Потому чтосубъективное мышление и восприятие нельзя целиком втиснуть в рамкиобъективной научной методики, характерной для естественных наук. Кроме того,тонкое мастерство межличностного общения, присущее НЛП, следует отнестискорее к искусству, чем к науке. Почему же мы назвали НЛП наукой? Потому чтов устремленности на то, чтобы по возможности выявить структуру любыхпереживаний, НЛП опирается на устойчивые принципы, модели и "язык". Итак,НЛП со всей научной скрупулезностью и систематичностью изучает областьсубъективную по преимуществу.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

К "субъективным переживаниям" относится то, что происходит и в нашеммышлении, в нашей психике, и во внешнем мире. Никто из нас не знает, как думают другие, не говоря уже о том, что они думают. Все мы полагаем, чтознаем "действительность". Это значит, что у разных людей так называемые"переживания" столь же различны. Каждый из нас воспринимает мир, в которомживет, неким собственным образом, совершенно уникальным и субъективным. Однои то же мы видим по-разному. У каждого свои особые настроения, убеждения иценности, которые в совокупности определяют "склад ума" человека. Временаминаш склад ума не понятен другим, и мы сами не всегда можем понять смыслрешений и поведения окружающих. Однако ни один из нас не может бытьокончательным авторитетом в отношении того, что ученые назвали бы"объективной действительностью". Затем, в отличие от внешних явлений, мы, к сожалению, не в силахнаблюдать в лабораторных условиях за явлениями внутренними, то есть засубъективными переживаниями, которые в этом смысле уникальны. В НЛП простоисходят из этой констатации, стараясь при этом все же разобраться всубъективных переживаниях, чтобы помочь индивиду - их обладателю -справляться с тем, чем он занимается. В НЛП переживания описываются с помощью простых моделей того, как мыдумаем и как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки. Точнее, НЛПпоказывает, как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств,превращается в понимание. НЛП, в частности, объясняет, как с помощью пятиорганов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят кпониманию и вызывают переживания. Этот процесс позволяет нам с большей долейобъективности обмениваться сведениями о субъективном, благодаря чему, в своюочередь, мы можем лучше понять других, действеннее общаться с окружающими илучше руководить собственной жизнью.

МЫСЛИ И ПОСТУПКИ

Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иныхрезультатов Мы склонны делать то, о чем больше всего думаем. НЛП предлагаетнесколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления (упомянутая в названии "нейролингвистическое программирование" частица"нейро-"). После этого неизбежно меняется и наше поведение. Некогда Декартсказал: "Мыслю - следовательно, существую". В Библии говорится: "Каковымысли в душе человека, таков и он" (Притчи, 23: 7. - Прим. иерее.). То, о чеммы думаем больше всего, превращается в поступки, которые затем влекут засобою соответствующие перемены. Мысли становятся тем или иным исходом,результатом, достижением, успехом или неудачей. Философы в течение многих столетий пытались постичь тайны человеческогоума. Однако то, что мы называем субъективными переживаниями, в конечномитоге неизменно приводит исследователей и ученых-экспериментаторов в тупик:в лаборатории человеческого разума они чувствуют себя посторонними. НЛП,напротив, начинает с того, что принимает эту непреодолимую субъективностькак факт. Не ставя под сомнение существование незримого и таинственного, НЛПосознанно ставит перед собой задачу выявить тот процесс или ту структуру,которые наделяют смыслом саму субъективность, в качестве аксиомы признаваято, что большинство из нас понимает интуитивно: сознание, или разум, - этомыслящий "черный ящик", который находится где-то между внешними причинами иих следствиями.

К СОВЕРШЕНСТВУ ЛИЧНОСТИ

Все мы способны достичь совершенства. Сравнивая себя с другими, мынередко сетуем, что нам не хватает таланта или врожденных способностей.Однако с точки зрения наших практически безграничных потенциальныхвозможностей обучения и совершенствования все мы начинаем на равныхусловиях, с одного уровня. У каждого из нас уже есть индивидуальный, почтиуподобляющий божеству запас средств для достижения своих целей, и он искусноупакован в килограммовый сгусток серого вещества. Кроме того, по мнениюспециалистов, мы используем лишь малую долю мозга. Благодаря НЛП любой можетвоспользоваться технологией совершенствования этих беспредельныхпотенциальных возможностей. Чтобы извлечь из НЛП наибольшую пользу, нетребуется никаких особых дарований, кроме непредвзятости и восприимчивости.Отсюда вы начнете путешествие к личному совершенству, черпая силы изчудесного нейрофизиологического источника, которым каждый из нас владеет ссамого рождения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСПЕХА

Успех - это то, что можно "моделировать". Благодаря НЛП вы сможетевыявить те или иные черты совершенства в других, найти лучших ивоспользоваться их стратегиями успеха, перенять их мастерство и применитьего на практике. Заимствуя их приемы и собственные так называемые"врожденные способности", вы ускорите собственное обучение, быстро усвоитето, что давалось другим путем многолетних проб и ошибок. Сочетая эти"секреты мастерства" с фантастической мощью своих собственных возможностей,вы сможете достичь практически всего.

"Природный дар"

Случается, мы завидуем людям с "врожденными способностями": даромобщения, профессиональной одаренностью, спортивными или художественнымиталантами. Однако эти способности и дарования есть в зачатке у каждого изнас. Например, вы умеете "не задумываясь" (в НЛП это называют неосознаннойкомпетентностью) делать многое такое, чем окружающие восторгаются, чемумногие завидуют. Возможно, у вас талант к плаванию, или, скажем, выталантливо водите мотоцикл, выполняете арифметические операции в уме,готовите суфле, вяжете морские узлы, рисуете акварелью или легко заводитедрузей. Все эти умения вам могут казаться ничем не примечательными, нокто-нибудь наверняка спросит себя: "Как ему это удается? Посмотришь -казалось бы, как все просто!" Все мы хотели бы научиться тому, что без труда удается многим нашимдрузьям и коллегам, но сами они чаще всего не понимают, как делают то, чтоим хорошо удается. Они даже не считают это "талантом". С помощью же НЛП высможете перенимать такие умения и с простотой, которая вас самих удивит,применять их в собственной жизни.

Стратегии совершенства

Как мы уже говорили, НЛП направлено, в частности, на то, чтобы снятьпокров мистики с проявлений человеческого совершенства и сделать ихдоступными каждому. В любом "мастерском" умении или действии мы можемобнаружить определенную "стратегию". Даже если тот, кто демонстрируетпримечательные способности, сам не понимает, как это получается, егостратегия включает в себя ряд мыслей и действий, неуклонно ведущих к успеху.На уроках 16-18 вы узнаете больше о стратегиях и моделировании. С помощьюприемов моделирования вы научитесь перенимать стратегии мышления и поведениятех, чей уровень совершенства вас привлекает. Идею моделирования основоположники НЛП вначале применили к знаменитымпсихотерапевтам, которые прославились своим мастерством в общении. Сегодняпоследователи НЛП используют этот прием во всех сферах личной и деловойжизни. Он позволяет, в частности, развить способности к межличностномуобщению (вербальному и невербальному), подняв их на совершенно новый,методологически проработанный уровень.

МОДЕЛЬ НЛП

Как мы уже знаем, переживания предшествуют наблюдаемому со стороныповедению и в действительности представляют собою то, что происходит в"черном ящике" разума. НЛП несовместимо с механистическим,причинно-следственным подходом к личным переживаниям, а также с такназываемым бихевиористским, "поведенческим" подходом, основанным натщательном хронометраже и прочих методах, типичных для естественных наук. ВНЛП его последователей интересует, "как "работают" люди" - не человечество вцелом, а отдельные личности. Все мы видим, слышим и чувствуем по-разному. Сигналы органов чувствпроходят через множество "фильтров" мышления, образованных нашимивоспоминаниями, памятью о воспоминаниях, ощущениях и прежних переживаниях.Поскольку в соответствии исключительному своеобразию нашей личности этифильтры столь же уникальны, мы воспринимаем только свое, ограниченноетолкование мира - то, что можно назвать нашей собственной действительностью.

Рис. 1.1. Модель НЛП.

Модель НЛП, показанная на рисунке 1.1, отражает переживания какпроцесс, или систему. Она включает в себя обычные пять органов чувств, норассматривает их с учетом того, что они могут обращаться не только вовне, нои внутрь. Эта схема показывает единство разума и тела. Если воспользоватьсясравнением с айсбергом, то модель НЛП учитывает не только "поверхность"восприятия, его "надводную часть", но и внутренние, субъективные,"подводные" переживания. Один из принципов НЛП - признание того факта, чточеловеческое поведение соответствует уникальным ощущениям, системеценностей, представлениям, желаниям и побуждениям. Ваши "переживания"отличаются не только от моих, то есть от переживаний вашего в данном случаезаочного собеседника, - они не похожи на переживания вообще любого человека. НЛП помогает понять эту величественную действительность и найти с неюобщий язык. В частности, оно позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, то есть их истолковываем; позволяет понять, что в этомпроцессе мы неизбежно обобщаем, искажаем и опускаем преобладающую частьсведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Самое главное, благодаря НЛП мыначинаем понимать, какое влияние оказывают эти свойства восприятия на всеграни нашего поведения - и чего мы можем с их помощью достичь.

Создание переживаний

Система "разум-тело" откликается не только на внешние чувственныераздражители. Как очевидно на нашей модели, мы видим, слышим и чувствуемтакже внутреннее: воспоминания и результаты работы воображения. Испытав те или иные переживания под воздействием внешних раздражителей,вы можете манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания.Например, вы способны вернуться к каким-то воспоминаниям и изменить их(намеренно или неосознанно). Простейшее воспоминание о каком-либо "факте"может подразумевать искажение более раннего искажения, или "прошедшегофильтрацию" переживания. Этот процесс может привести к возникновению воспоминаний о воспоминаниях о воспоминаниях: такие регрессивныевоспоминания имеют очень мало общего с теми волнами света, которые некогдаулавливались зрительными нервами, или теми звуковыми колебаниями, которыебыли зарегистрированы вашим слухом. Такое умение манипулировать переживаниями предлагает простой путьизменения личности. Например; вы можете изменить свои ощущения илиумонастроение, если начнете "воспроизводить" неприятные мысли и воспоминанияв более оптимистическом ключе. Вы сможете с помощью воображения создать инойисход запомнившегося события, а на седьмом уроке научитесь менять самуструктуру воспоминаний. При желании вам удастся даже изменить достаточноустойчивые настроения, убеждения и ценности. Кроме того, человек способен порождать у себя новые переживания, невовлекая в этот процесс зрение, слух или осязание, либо синтезировать переживания, по-новому комбинируя воспоминания и мысли. Иными словами, учеловека есть возможность пользоваться воображением. Мы способны вообразитьсобытия будущего и то, что происходит на другом краю света, с той желегкостью, с какой обращаемся к своей памяти. В некоторых случаях -например,при грезах наяву или в ярких сновидениях - внутренние переживания своейдостоверностью не уступают самой что ни на есть реальной жизни. Умениевызывать ясные мысленные картины желаемого результата существенно повышаютвероятность его достижения. Как и любые физические навыки, способностьсоздавать переживания и манипулировать ими требует определенной практики,многократно окупающей затраченные при этом усилия. Благодаря НЛП вы сможете разобраться в субъективных переживаниях и принеобходимости заменить их более полезными. Иными словами, вы сможете творить свои переживания - а значит, и свое будущее.

Познай себя и других

То, что в вашей власти создавать свои переживания, а не простореагировать на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, означает,что у вас есть широкий выбор, возможность управлять своей жизнью и творитьсобственное будущее. Вы можете сознательно и оптимистично использоватьсистему, чтобы достичь желаемого. Чем лучше вы понимаете себя, тем легче вам понять других. Для началаследует принять тот факт, что восприятие, которым руководствуются другие,отличается от вашего по самой своей природе. Затем вы сможете выявлять ихфильтры восприятия и оценивать влияние этих фильтров на то, какистолковывает событие тот или иной человек. Затем вы сможете сравнивать этиразнообразнейшие фильтры восприятия, или "карты" мышления. Больше того, высможете использовать их, пытаясь по-разному воспринимать одни и те жеявления, дополняя свои переживания новыми точками зрения. Такой подходпозволит вам существенно расширить и без того неисчерпаемые возможностивашего собственного восприятия. Все мы способны достичь личного совершенства, тем более если разумноосваивать собственные переживания и направлять их энергию на конкретныерезультаты.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ

Карта - не территория

У каждого из нас есть своя, субъективная "карта мира". На нейизображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, чтомы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами: это и есть нашевосприятие, то, что мы называем опытом, или суммой представлений одействительности. Всякий раз, когда мы пытаемся понять окружающий мир, в голове у наспроисходит работа с картой. "Педантичный", то есть попросту аккуратный посвоей природе разум старается найти место для каждой крупицы переживаний,отвести ей свой "ящичек" в общей классификации. Любое явление должно иметьсмысл. Личная карта хранится в нейронной сети головного мозга, котораяформируется благодаря его электрохимической активности на протяжении всейжизни его обладателя. У каждого человека своя карта. Уникальная историяличности играет роль фильтра, через который каждое мгновение проходят тысячисигналов от органов чувств. Это происходит автоматически, под порогомсознания. Со временем вы сможете дополнять свои фильтры, вносить в нихпоправки - буквально менять свой разум. НЛП предоставляет возможностьвыбора, сознательного и целенаправленного изменения мышления с цельюдостижения желаемых результатов. Что такое "территория"? Поскольку все мы видим мир сквозь фильтрысвоего восприятия, ни один из нас не видит саму действительность. Мы простоне в состоянии увидеть ее такой, как она есть. Это и значит, что "карта(субъективное, ограниченное восприятие) - не территория (действительность)".Некоторых эта констатация повергает в уныние, однако при правильном к нейотношении она же обогащает процесс вашего обучения, стоит лишь убедиться, докакой степени иначе другие воспринимают и истолковывают окружающий мир .Действия на основе такого понимания способны значительно изменить к лучшемувсю вашу жизнь. Подумайте о том, что означает эта пресуппозиция лично для вас. Выше мыговорили о том, что моделирование чужой стратегии достижения совершенствапозволит вам улучшить собственные результаты. Эта стратегия может относитьсяк формированию конкретного навыка, к разрешению конкретной задачи или ксозданию конкретного умонастроения (например, умению выявлять мотивы другихи формировать правильную установку из собственных мотивов, сохраняяуверенность в себе, внутреннее равновесие и оптимизм). С другой стороны, те,чью стратегию вы хотите промоделировать, скорее всего, рассматривают те илииные явления с другой точки зрения, имеют другой взгляд на вещи. Кроме того,вы можете поделиться с окружающими своими стратегиями достижениясовершенства, так как каждый из нас в чем-то превосходит других. Анализчужих карт действительности обогащает и расширяет ваши переживания,позволяет лучше понять "территорию" - саму реальность. Начните отслеживать эту пресуппозицию в любых повседневныхобстоятельствах. • Обратите внимание, как люди готовы утверждать, что "черное этобелое", лишь бы не менять свои взгляды. • Задумайтесь над тем, что для оптимиста стакан наполовину полон,а для пессимиста - наполовину пуст. Это сравнение иллюстрирует склонностькаждого рассматривать явления со своей собственной и неповторимой точкизрения. "Красота (пустота или наполненность) - в глазах (точнее, в мыслях)созерцающего". • Страховой агент и свидетель несчастного случая, как правило,дают совершенно различные его толкования, вплоть до противоположных.Естественно, это отражает субъективность точки зрения наблюдателя ипоказывает, насколько противоречивыми могут оказаться "достоверныепереживания". Попробуйте выявить такие различающиеся толкования на материалесобытий повседневной жизни, не забывая при этом, что ваше собственное ихвосприятие представляет собой лишь одну из возможных точек зрения, которойне уступают другие "карты действительности", столь же заслуживающие вниманияи изучения. • Обратите внимание на то, как люди приходят к поразительно разнымвыводам, исходя из одних и тех же данных. Это можно заметить во времярабочих совещаний, в обычном общении, даже в том, как реагируют на одни и теже новости ваши домашние. Отметьте, насколько субъективным бывает нашетолкование самых очевидных "фактов", именуемых объективными. Конечно, все различия такого рода возникают в голове. Накапливаемый втечение жизни личный опыт каждого играет роль автоматического фильтра, черезкоторый проходит все, что этот человек видит, слышит и чувствует. Такиефильтры постоянно увеличивают и без того почти непреодолимую пропасть междучеловеком и "территорией". Нередко фильтры искажают и обесценивают вашипереживания, воздвигая преграды на пути к целям, которых на самом деле выхотите достичь. Выявив эти ограничения, созданные вашими собственнымируками, вы начнете понимать, что на самом деле имеете такие возможностивыбора, о которых никогда не задумывались; их расширение значительноповышает ваши шансы на успех. Не пожалейте времени на то, чтобы проследи" за проявлениями описанногопринципа в обычной жизни. Прислушайтесь к разговорам коллег на работе,обратите внимание на широкий разброс мнений, высказываемых в разных газетах,противоречивость телевизионных репортажей, сложные отношения междугосударствами, расами и политическими партиями, между взрослыми иподростками и т. п. Анализируйте все "карты", обращайте внимание на ихмногообразие, оригинальность и уникальность. Старайтесь увидетьдействительность по-иному, вне своей карты. Обогащайте свои переживания,переходя к другим точкам зрения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Запомните пресуппозицию в конце этого урока. Найдите не менеетрех случаев, в которых она, судя по всему, имеет место. Вспоминая о чем-то,дайте волю своему воображению. При необходимости не стесняйтесь прибегать кмнемотехнике, мысленным образам и всему прочему, что помогает улучшитьпамять. Вспомните кого-нибудь, с кем вы не согласны или не можете поладить.Составьте список фильтров, которые порознь каждый из вас обычно применяет к"фактам": ценности и убеждения, влияние друзей и родственников, уровеньобразования и воспитания, самочувствие и так далее. Постарайтесь логическипредставить, как можно построить другие карты действительности. Обратитевнимание на то, какие чувства теперь вызывают у вас мысли о том, кого вывыбрали в качестве примера. Чтобы подготовиться к следующему уроку, сформулируйте для себянесколько личных целей, которых вы хотели бы достичь. Можно взять в качествематериала как прагматически-конкретные задачи, так и просто желания,надежды, мечты. Запишите их на бумаге. В следующей главе речь пойдет о том,как повысить свои шансы достичь этих целей.

УPOK ВТОРОЙ

КАК ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО

В этой главе:

Технология достижения целейЧетырехступенчатая модель успеха

• Принципы правильной формулировки результата

После краткого обзора НЛП мы переходим к одной из его центральных тем:достижению целей. Все мы знаем людей, которые, похоже, никогда ничего недобиваются, поскольку просто не имеют ясных целей. С другой стороны, почтивсем нам известны люди, которые ежедневно, еженедельно, ежемесячно ставятперед собой конкретные задачи и добиваются весьма ощутимых результатов. Ихуспехи объясняются умением сосредоточиваться на точно очерченных достижимыхцелях. Оглядываясь на свою жизнь, вы, вероятно, заметите, что ваши успехи инеудачи были связаны с ясностью и досягаемостью поставленных целей. Выбор и достижение цели (к их числу можно отнести мечты, надежды,желания и конкретные задачи) можно считать важнейшими составляющимичеловеческого опыта. Помимо чувства удовлетворения от достигнутого успеха,правильный выбор цели может буквально изменить вашу жизнь. Судя по всему, многих деловых людей подталкивают к действиям честолюбиеи мечты. Заветные цели служат для них мерилом успеха. У разного родакомпаний и организаций могут возникать собственные варианты целей и желаемыхрезультатов, например, целевое управление, корпоративное планирование исистемы контроля исполнения сметы. Однако руководители компаний обычнодостигают желаемого благодаря личным качествам, нередко вопреки инертностивозглавляемой ими организации. Именно личности превращают четкие цели вмотивацию, уверенность в своих силах, настойчивость и прочие человеческиекачества, неуклонно ведущие к успеху. Нет ничего удивительного в том, чтосвоими достижениями каждая организация обычно обязана нескольким ключевымфигурам, участвующим в ее управлении. В книге Гарри Олдера "Думай как лидер" приводятся примеры подобногоподхода и, в частности, история одного молодого человека, который едвазакончил школу и работал подмастерьем, но "видел себя в двадцатипятилетнемвозрасте" начальником производства. Юноша рассказывал, как тщательно онлелеял и разрабатывал этот образ и соответствующие ощущения, какой восторгиспытал, когда наконец-то занял кресло управляющего и наяву пережил то, чтопрежде так достоверно переживал в воображении. Позже он вновь воспользовалсяэтой "системой" и со временем стал членом совета директоров крупнойкорпорации. В других случаях честолюбие связано с будущим компании, с тем, какой она станет, какие чувства начнет вызывать. Многие знаменитые бизнесмены нетолько создали крупнейшие корпорации, но и воплотили в жизнь собственныецели благодаря творческому мышлению и воображению, упорному труду ипреданности своим мечтам. Деятельность воображения, несомненно, приноситнамного больше пользы, чем сверхурочная работа или развитие силы воли.

ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.016 с.)