Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиции и новаторство в процессе формирования в России XVIII века новой социокультурной среды. Развитие просвещения, культуры и науки.
Главные тенденции: развитие светской культуры; формир-е дворян.культуры; европеизация русской культуры. Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I и политика просвещ.абсолютизма Ек.II. Образование. При Ек.были попытки реформировать систему образ-я. Они были вызваны идеями Европ. просветителей. Основное внимание было уделено образ-ю и воспитанию двор-ва. С этой целью были созданы пансионы, расширены и преобраз.кадетские корпуса, впервые были созданы жен. уч. заведения-иснтитуты благородных девиц(Смольный институт в Питере). В 1782-86гг.была проведена школьная реформа, создавшая единообразные учеб.заведения с едиными учеб.планами и программами(«народные училища»). Для бедных детей и сирот создавались воспитат.дома и спец.училища. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Наука. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. Ломоносов сделал крупные открытия в физике, химии, астрономии, создал первую науч.грамматику рус.языка. Были проведены ряд науч.экспедиций с целью изучения природ.ресурсов страны(на Урале, Сибири, Казахстане, Чукотке). Литература и обществ.мысль. В обществ.мысли России централь. вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необход-ть выхода к Балтике и развития Русской промыш-ти. Ряд просветителей резко критиковали деспотизм и произвол властей, самодур-во помещиков, крепост-во(граф Панин, княгиня Дашкова, Новиков и др.). Господствующем стилем был классицизм(обращение к антич.наследию как к образцу; высокая гражд-ть, высокие нравств.идеалы, героизм, служения гос-ву). В лит-ре большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой популярностью пользовались Фонвизин, Карамзин. 16. Государственные преобразования в России в первой четверти XIX в. Правление Александра I. В результате дворцового переворота в марте 1801 г. императором России стал Ал.I. В правлении Ал.I и его внутр.политике выдел-ся 2 этапа: первый 1801-1812гг. (либер.реформы в духе «просвещ.абсолют-ма»); второй этап 1815-1825гг. (поворот к реакции-«аракчеевщина»). Первым его деянием была отмена указов Павла I, кот.особенно раздражали двор-во. Он восстановил «Жалованную грамоту двор-ву и городам», вернул из ссылки много сосланных Павлом, разрешил выезд за границу, создание частных типографий. Был создан «Негласный комитет», сост.из молодых представителей придворной знати(обсуждал во главе с царём реформы и необх.преобразования).
Реформы госуд.управления. 1803-1811гг.- министерская реформа (цель:повысить исполнит. дисциплину). Коллегии заменены министерствами, в кот.осущ-ся принцип единоначалия, что ответств-ть исполнит.власти. Был реформирован Сенат(ф-ции высшей судебной инстанции). Большую роль при дворе начинает играть М.Сперанский (главный советник царя). Царь поручил ему разработать план госуд. преобразования Р. По нему намечалось введение в Р. конституц.монархии. В нач.октября 1809г. М.Сперанский представил проект реформ «Введение к Уложению госуд.законов». Основа: полит.опыт Великобритании и Фр. Власть: Император – высшая власть, законодат.- ГосДума и ГосСовет(руков-во губерн., волост., окруж.дум); исполнит.- министерство; судеб.-Сенат. Синод-высшее дух.учреждение. Права императора: вся исполнит.власти; мог издавать законы; роспуск ГосДумы; право назнач.членов госсовета. Но Сперанского обвинили в том, что он подрывает основы России и явл-ся франц.шпионом. Царь вынужден был отправить Сперанского в ссылку в Ниж.Новгород. Единств., что использовал из его проекта – создание ГосСовета как законосовещ.органа при царе из лиц, назнач.царём. Крестьянский вопрос. Ал.I был не готов к отмене крепост.права, поэтому провёл ряд мер, направленный на смягчение крепостнич-ва: вышел указ, разреш.не только дворянам покупать землю(но без кр-н). Т.о.была разрушена дворян.монополия на землю; указ, запреш.раздавать помещикам госуд.земли и кр-н; запрет продавать кр-н без земли, ссылать их в Сибирь; указ 1803г. «о вольных хлебопашцах»: кр-н мог получить свободу с землёй за выкуп по согласию с помещиком. Выкуп опр-ся в 20 годовых оброчных платеже. За период правления Ал.I 0,5 % выкупилось кр-н. Просвещение. Было разраб. новое положение об устройстве в учеб.заведениях. Царь намеривался положить в основу принципы бессословности обучения, бесплатности обучения из низших ступеней. Созд.уч.заведения 4-х ступеней. Низшие, одногодичные церковно-приход.школы; 4хклассные уездные училища; 7-летние гимназии; универы. Введение устава об автономии универов(сами выбир.ректора, имели внутр.суд, власть и полиция не имели права вмеш-ся в их дела). При Ал.I в 1804г.-цензура(контроль над печатью).
В последнее десятилетие правления Ал.I во внутр. политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название “ аркачеевщина ”. Это была политика, направл. на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наиболее ярким проявлением “аркачеевщины” стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания воен. Поселений - добиться самообеспечения и самовоспр-ва армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огром. армии в мир. условиях. К 1825г. около 1/3 солдат было переведено на воен. поселения. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На орг-цию поселений пр-во тратило огромные деньги.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.) |