Методика «Нормы поведения мужчины и женщины» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Нормы поведения мужчины и женщины»



Автор: О.Г. Лопухова (модификация теста С. Фаррел)

Методика предназначенадля определения уровня гендерной идентификации.

Методика позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.

Бланк ответов методики представляет собой список из качеств.

Инструкция:

Попробуйте выделить из предлагаемого списка мужские (М), женские (Ж) и нейтральные (Н) (одинаково свойственные обоим полам) качества.

Обработка и анализ результатов: осуществляются на основании ключа.

Чисто мужские черты (М): 1,3,4,5,9,11,21,33,42,45,46,

49,76,77,78,79,81,85,86,96.

Для женщин характерны черты (Ж): 12,20,25,27,28,30,34,40,43,48,

50,63,65,84,87,89,92,97,101,103.

Число совпадений (по 1 баллу каждое) суммируется по каждой позиции – Ми Ж. Максимальное количество набранных по каждой позиции баллов - 20. Соотнесение баллов М и Ж позволяет выявить уровень гендерной идентификации: высокий – 16-20 баллов;

средний – 10-15 баллов;

низкий – 1-9 баллов.

Попробуйте выделить из предлагаемого списка мужские (М), женские (Ж) и нейтральные (Н) (одинаково свойственные обоим полам) качества.

1. агрессивность

2. активность

3. амбициозность

4. аналитичность

5. атлетичность

6. беззаботность

7. беспечность

8. бодрость

9. быстрота в принятии решений

10. великодушие

11. вера в себя

12. верность

13. восприимчивость

14. вспыльчивость

15. высокая мораль

16. готовность к действию

17. демократичность

18. дисциплинированность

19. доброта

20. доверчивость

21. дух соревнования

22. ехидство

23. жадность

24. жеманность

25. женственность

26. живость

27. жизнерадостность

28. забота о людях

29. задумчивость

30. застенчивость

31. зрелость

32. импульсивность

33. индивидуализм

34. инфантильность

35. искренность

36. искушенность

37. консервативность

38. культура поведения

39. лень

40. любовь к детям

41. любовь к модной одежде

42. мужественность

43. мягкость

44. надежность

45. наличие собственной позиции

46. напористость

47. напряженность

48. нежность

49. независимость

50. нелюбовь к ругательствам

51. необычность

52. неорганизованность

53. непостоянство

54. непрактичность

55. непредсказуемость

56. общительность

57. оживленность

58. оптимизм

59. опытность

60. основательность

61. открытость ума

62. очаровательность

63. падкость на лесть

64. привлекательность

65. привязанность

66. прямота

67. пунктуальность

68. развитая интуиция

69. развитое воображение

70. расслабленность

71. ревность

72. резкость

73. самоуверенность

74. светскость

75. серьезность

76. сила

77. сильная личность

78. склонность вести за собой

79. склонность к доминированию

80. склонность к идеализму

81. склонность к обладанию

82. склонность к переменам

83. склонность к риску

84. скромность

85. сложность натуры

86. сострадание

87. способность к лидерству

88. способность защищать свои взгляды

89. способность утешать

90. тактичность

91. теплота

92. терпеливость

93. терпимость

94. манера тихо говорить

95. трудолюбие

96. уважительность

97. ум

98. умение полагаться только на свои силы

99. умение понимать других

100. умение пошутить

101. умение работать

102. умение развлечь

103. умение сочувствовать

104. умение убеждать

105. умение уступать

106. умеренность

107. упорство

108. упрямство

109. хитрость

110. честность

111. чистота

112. чувство ответственности

113. чувство юмора

114. широта взглядов

115. эгоистичность

116. экстравагантность

117. энергичность

118. яркость

6.5. Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Биологический и социальный пол.

2. Культурные детерминанты принадлежности к мужскому и женскому полу.

3. Понятия «гендер», «гендерная общность», «гендерная идентичность», «гендерные различия».

4. Понятия «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерные установки».

5. Гендер как социальная категория.

6. Возникновение и развитие гендерных исследований за рубежом.

7. Возникновение и развитие гендерных исследований в России.

8. Междисциплинарность гендерных исследований

9. Гендер в разных культурах.

10. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.

11. Гендерные исследования в системе высшей школы.

12. Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.

13. Мужчина в профессиональной сфере.

14. Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе.

15. Стереотипы маскулинности в массовой культуре, рекламе, СМИ.

16. Роль мужчины в современной семье.

17. Здоровье мужчин как важная государственная проблема.

18. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы.

19. Женщина в профессиональной сфере.

20. Стереотипы фемининности в массовой культуре, рекламе, СМИ.

21. Роль женщины в современной семье.

22. Здоровье женщин как важная государственная проблема.

23. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью.

24. Изменение гендерной роли мужчины в современном мире.

25. Изменение гендерной роли женщины в современном мире.

26. Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе.

27. Иерархический характер гендерных отношений.

28. Гендерная асимметрия и формы ее проявления.

29. Гендерное равенство и факторы, препятствующие его достижению.

30. Гендерные различия и социализация.

31. Социальные нормы и гендерные различия.

32. Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом.

33. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.

34. Механизмы гендерной социализации.

35. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации.

36. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации.

37. Гендерная социализация в дошкольном учреждении.

38. Гендерная социализация в процессе обучения.

39. Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества.

40. Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов.

41. Гендерные аспекты современной социальной политики.

42. Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в семье.

43. Влияние гендерных стереотипов на воспитание мальчиков и девочек в семье.

44. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии личности.

45. Влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение личности.

46. Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья в жизни мужчины.

47. Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья в жизни женщины.

48. Влияние гендерных стереотипов на выбор профессии.

49. Профессиональная карьера в жизненной стратегии мужчин: расстановка приоритетов.

50. Профессиональная карьера в жизненной стратегии женщин: расстановка приоритетов.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. а) основная литература

1. Вейнингер, О. Пол и характер / О.Вейнингер. М.: Астрель, 2012.

2. Пиз, А. Почему мужчины хотят секса, а женщины любви = Why Men want Sex and Women need Love / А.Пиз, Б.Пиз. М.: Эксмо, 2012.

3. Чупина, В.А. Преодоление гендерных противоречий в высшем профессиональном образовании / В.А. Чупина, Л.А. Лукинская. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2011.

б) дополнительная литература

1. Айвазова, С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека / С.Г. Айвазова. М., 2001.

2. Айвазова, С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией / С. Айвазова, Г. Кертман. М., 2001.

3. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л.В. Бабаева. М., 1997.

4. Баскакова, М.Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда / М.Е. Баскакова. М., 1998.

5. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Т.В. Бендас. СПб: Питер, 2009.

6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с. (Секреты психологии).

7. Бовуар, С. де. Второй пол / С. де Бовуар. М.; СПб., 1997. Т. 1, 2.

8. Брайсон, В. Политическая теория феминизма / В. Брайсон / Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.

9. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

10. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Костиковой. М., 2000.

11. Гендер как интрига познания: Сб. ст. / Сост. А.В. Кирилина. М., 2000.

12. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Аносова и др.; под ред. И.С. Клециной. СПб: Питер, 2009.

13. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. М., 2001.

14. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2001.

15. Григорьева, Н.С. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие / Н.С. Григорьева, Т.В. Чубарова. М., 2001.

16. Егорова, Л.С. Жизненные стратегии: Гендерный аспект / Л.С. Егорова. Иваново, 1999.

17. Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

18. Женщина в меняющемся мире: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1991.

19. Женщины в бизнесе: Реф. сб. / Отв. ред. М.В. Павлова. М., 1993.

20. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.

21. Здравомыслова, Е. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России / Е. Здравомыслова, Н. Беликова, А. Темкина, А. Чуйкина. / Сб. ст. СПб., 2001.

22. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. СПб., 2010.

23. Карелова, Г.Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы / Г.Н. Карелова // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.

24. Киянова, М.К. Женщины и бизнес: две ловушки на пути к вершинам / М.К. Киянова// ЭКО. 1995. № 4.

25. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. СПб., 1998.

26. Козлов, В.В. Гендерная психология: учебник для вузов / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. М.: Речь, 2010.

27. Комаров, Е.И. Женщина-руководитель / Е.И. Комаров. М., 1989.

28. Кон, И.С. История и теория «мужских исследований» / И.С. Кон // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

29. Кон, И.С. Российский мужчина и его проблемы / И.С. Кон // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

30. Корхова, И.В. Гендерные аспекты здоровья / И.В. Корхова // Народонаселение. 2000. № 2.

31. Кочкина, Е.В. Женщины в российских органах власти / Е.В. Кочкина// Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

32. Лавриненко, Н.В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект) / Н.В. Лавриненко. Киев, 1999.

33. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная психология / И.Г. Малкина-Пых. М., 2006.

34. Малышева М.М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе / М.М. Малышева. М., 2001.

35. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.

36. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / С.В. Поленина. М., 2000.

37. Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

38. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности: Поиск альтернатив / Ю.М. Резник. М., 1995.

39. Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам. М., 2001.

40. Социальная феминология: Учеб. пособие / Под ред. О.А. Хасбулатовой. Иваново, 1998.

41. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001.

42. Теун, М. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала / М. Теун. М., 2000.

43. Теун, М. Мужское и женское. В поисках мужественности / М. Теун. М., 2000.

44. Уэст, К. Создание гендера: (DOING GENDER) / Пер. Е.А. Здравомысловой / К. Уэст, Д Зиммерман // Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1.

45. Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. СПб., 1993.

46. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд. М., 2000.

47. Чирикова, А. Женщина-менеджер в современном бизнесе / А. Чирикова // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

48. Шведова, Н.А. Гендерный подход как фактор политической культуры / Н.А. Шведова // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.

49. Шевченко,Л.А. Гендерная психология: Учебное пособие / Л.А. Шевченко.Харьков, 2004.

50. Шинелева, Л.Т. Женщина и общество: (Декларации и реальность) / Л.Т. Шинелева. М., 1990.

51. Ярская-Смирнова, Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / Е.Р. Ярская-Смирнова. М., 2001.

 

7.2. Информационное обеспечение дисциплины

Электронные ресурсы:

1. Психология развития. Режим доступа: psy.1september.ru.

2. Психологии и педагогика. Режим доступа: lib.rus.ec.

3. Педагогика и психология. Режим доступа: www.pedlib.ru.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения дисциплины «Основы гендерной психологии» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе, что предполагает наличие следующих технических средств и оборудования:

1) персональный компьютер или ноутбук;

2) мультимедийный проектор;

3) экран.

 


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.052 с.)