Методика Миф (маскулинность и фемининность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Миф (маскулинность и фемининность)



Предлагаемая модификация методики базируется на перечне маскулинных и фемининных качеств, предложенных Т.Л. Бессоновой (1994), которая основывалась на концепции андрогинии С. Бем (1974).

В качестве стимульного материала выступает недостаточно структурированный вербальный материал, включающий 21 прилагательное (7 из них отражают маскулинные качества, 7 — фемининные, 7 — нейтральные).

Испытуемому предлагается завершить предложения:

• «На самом деле я...»

• «Хотелось бы, чтобы я был...»

• «Мужчина должен быть...»

• «Мужчины считают, что я...»

• «Женщины считают, что я...»

• «Мой реальный сексуальный партнер...»

• «Хотелось бы, чтобы мой сексуальный партнер был...»

Словом из перечня маскулинности — фемининности предлагается отметить вариант ответа, который, по мнению испытуемого, подходит в наибольшей степени (по шкале «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»).

Особое внимание при этом уделяется анализу семантической близости между различными образами Я и составляющими полоролевой идентичности в рамках психологическогго пространства маскулинности — фемининности.

Структурный анализ производится путем расчета семантической близости (в тестовых единицах пространства маскулинности — фемининности) между образующими полового самосознания. Например, близость образов Я-идеальное и «Мужчина должен быть...» может свидетельствовать о значимости для испытуемого образа мужчины, о включенности мужского полоролевого стереотипа в систему полоролевых предпочтений.

Содержательный анализ позволяет определить пропорцию М-Ф-составляющих в каждом из образов (Я-реальное, Я-идеальное), дифференцированность полоролевых качеств в различных структурах полового самосознания.

Источник: Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. М.: Медицина, 2001. С. 234-236.

Вариант 8

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий гендерной психологии:

гендерный бюджет;

гендерный дисплей;

гендерный контракт;

гендерный конфликт;

гендерный подход;

гендерный порядок;

гендерный разрыв.

 

Задание 2.

Проиллюстрируйте и проанализируйте проявления гендерного поведения в сфере СМИ (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы).

 

Задание 3.

Изучите и оформите доклад по одной из двух предложенных актуальных современных проблем гендерной психологии (по выбору):

«Особенности поведения мужчин и женщин»;

«Мода как специфическая форма поведения и пол».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями по теме доклада разработайте презентацию.

 

Задание 5.

Проведите психодиагностическое исследование степени выраженности идентификации детей с родителями у испытуемых. Количество обследуемых должно быть не менее 12 человек, среди которых - 6 мужчин, - 6 женщин.

«Методика идентификации детей с родителями»

ОпросникА.И.Захарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?

 

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;
  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек);
  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию – от родительского авторитета;
  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
    • большим возрастным периодом идентификации девочек;
    • большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
    • большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
    • большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
    • меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Источник: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко –СПб.: Речь, 2001.-637-863 с.

 

Вариант 9

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий гендерной психологии:

гендерный разрыв в оплате труда;

гендерология;

гетеросексуальность;

государственный феминизм;

женская идентичность;

маскулинность;

мужская идентичность.

 

Задание 2.

Проиллюстрируйте и проанализируйте проявления гендерного поведения в сфере мира увлечений (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы).

Задание 3.

Изучите и оформите доклад по одной из двух предложенных актуальных современных проблем гендерной психологии (по выбору):

«Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке»;

«Гендерные особенности воспитания родителями детей».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями по теме доклада разработайте презентацию.

 

Задание 5.

Проведите психодиагностическое исследование гендерных стереотипов. Количество обследуемых должно быть не менее 12 человек, среди которых - 6 мужчин, - 6 женщин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.121.86 (0.016 с.)