Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства



Государственная регистрация - это совершение компетентным государственным органом исполнительной власти правоустанавливающего акта, с которым связано наступление определенных правовых последствий.

С точки зрения классификации юридических фактов акт государственной регистрации - разновидность юридических актов, т. е. действий, совершаемых специально для того, чтобы наступили конкретно определенные правовые последствия. Предметом государственной регистрации являются юридические факты: события или действия, которые, если так установлено законом, только в сочетании с актом государственной регистрации приводят к наступлению соответствующих правовых последствий. Регистрируемый юридический факт и акт государственной регистрации образуют юридический состав, из которого возникает правовое отношение. Например, поскольку договор, подлежащий государственной регистрации, согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ, считается по общему правилу заключенным с момента его регистрации, постольку договорное обязательство в этом случае возникает на основе договора и акта его государственной регистрации19.

Акт государственной регистрации совершается в форме решения, выносимого регистрирующим органом по заявлению заинтересованного лица. Регистрирующие органы ведут учет совершаемых ими актов государственной регистрации; для этого регистрирующим органом составляется реестр, в который заносятся необходимые сведения о зарегистрированном факте. Сведения, содержащиеся в реестре, представляют собой информационный ресурс - информацию, которая ранее признавалась согласно ст. 128 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., одним из видов объектов гражданских прав.

Функции по государственной регистрации различных юридических фактов возложены на разные государственные органы. Например, государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах их размещения в случаях, когда такая государственная регистрация необходима по закону, осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам». Судебная практика по спорам, связанным с государственной регистрацией эмиссий акций, обобщена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. № 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным».

Следует иметь в виду, что регистрацию юридических фактов в некоторых особых областях деятельности осуществляют не государственные органы, а иные юридические лица (не государственные). Так, согласно п. 1 ст. 149 ГК, в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, фиксация прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме, производится лицами, получившими специальную лицензию на этот вид деятельности. Фиксация прав - это не что иное, как регистрация прав на эмиссионные ценные бумаги и учет лиц, являющихся владельцами эмиссионных ценных бумаг, или точнее сказать - правообладателями. В п. 2 ст. 149 ГК установлено, что операции с бездокументарными ценными бумагами … «могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав». Лицами, которые законом наделяются полномочиями по официальному осуществлению записей, фиксирующих переход прав, являются профессиональные участники рынка ценных бумаг: организации - реестродержатели (у них есть и другое название - регистраторы) и депозитарии. Правовой статус организаций - реестродержателей и депозитарных организаций - закреплен в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В акционерном обществе с числом акционеров не более 50 держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор. В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества может быть только регистратор; так установлено п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был образован специализированный регистрационный орган - Федеральная регистрационная служба (ФРС), ныне именуемая - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в ведение которой сосредоточены основные регистрационные функции, а именно:

  • по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
  • регистрации общественных объединений и политических партий, торгово-промышленных палат.

Кроме того, Росреестр выполняет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере деятельности адвокатуры и нотариата, в частности, ведет реестры адвокатов и нотариусов, выдает адвокатам и нотариусам служебные удостоверения, удостоверяющие их правовой статус.

Функции по государственной регистрации юридических лиц, регистрация которых не отнесена к ведению Росреестр, возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС), подведомственную Министерству финансово РФ. Следовательно, коммерческие организации, а также большинство видов некоммерческих организаций подлежат государственной регистрации в ФНС.

Этот же орган наделен компетенцией осуществлять государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.

Смысл передачи ФНС функций по государственной регистрации большинства видов юридических лиц, включая коммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей состоит в упрощении порядка государственной регистрации и сокращении времени, необходимого для выполнения требований законодательства относительно учреждения и конституирования юридических лиц, и легализации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку юридические лица и граждане обязаны становиться в налоговых органах на учет в качестве налогоплательщиков, постольку благодаря государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в том же налоговом органе, который осуществляет постановку их на учет в качестве налогоплательщиков, действует принцип «одного окна», то есть налоговый орган одновременно производит государственную регистрацию вновь созданного юридического лица, гражданина - индивидуального предпринимателя и постановку их на налоговый учет в качестве налогоплательщиков.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок государственной регистрации урегулирован Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации в регистрирующий орган представляется заявление и надлежащим образом оформленные документы, например, решение о создании юридического лица, его учредительные документы, документ об уплате госпошлины; если учредителем коммерческой организации являются иностранные юридические лица, представляется также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство правового статуса иностранного юридического лица. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».

Закрепленный в Законе от 8 августа 2001 Г. № 129-ФЗ механизм государственной регистрации основывается на принципе добросовестности учредителей. Согласно этому принципу учредитель (учредители) юридические лица и гражданин, намеревающийся стать индивидуальным предпринимателем, сами принимают на себя всю полноту ответственности за документы, представляемые регистрирующему органу. Подавая документы на государственную регистрацию юридического лица, заявитель дает регистрирующему органу определенные гарантии правомерности создания юридического лица и достоверности содержащейся в документах информации. Он подтверждает, что

  1. при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе порядок оплаты уставного капитала;
  2. в предусмотренных законом случаях вопросы создания данного юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) органами местного самоуправления;
  3. представленные учредительные документы соответствуют установленным требованиям;
  4. содержащиеся в представленных документах сведения достоверны.

Регистрирующий орган, принимая заявление на государственную регистрацию и приложенные к нему документы, проверяет лишь комплект и правильность оформления документов, но не проверяет их содержание с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства и достоверности; регистрирующий орган руководствуется принципом добросовестности заявителя и презумпцией соблюдения порядка создания юридических лиц. Если при учреждении юридического лица были допущены нарушения, которые «не заметил» регистрирующий орган, отрицательные последствия возникнут у самого юридического лица и у его учредителей.

Отказ в государственной регистрации или уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации юридического лица могут быть обжалованы в суде.

Действующий порядок позволяет сократить срок государственной регистрации до предельного минимума; в Законе предусмотрен максимальный срок: … «не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган» (п. 1 ст. 8); следовательно, регистрирующие органы вправе производить государственную регистрацию и в более короткие сроки, а в принципе государственная регистрация возможна в день принятия документов: если при их принятии выясняется, что документы оформлены надлежащим образом и в представленном пакете имеются все необходимые документы, а иначе их и не приняли бы, ничто не препятствует незамедлительному совершению акта государственной регистрации.

В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимаются специально выделенные для этого специализированные налоговые органы - так называемые межрайонные налоговые инспекции. Создание таких специализированных налоговых инспекций в значительной мере упрощает и ускоряет процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На основании решения о государственной регистрации соответствующая запись вносится в государственный реестр. По регистрируемым субъектам регистрирующим органом ведется два реестра зарегистрированных лиц: Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи о его государственной регистрации в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК), а гражданин становится индивидуальным предпринимателем со дня внесения записи об этом в ЕГРИП, что вытекает из п. 1 ст. 23 ГК и п. 2 ст. 11 Закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ.

Состав сведений и документов о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, и состав сведений и документов об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в ЕГРИП, перечислены в ст.5 Закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ. Эти сведения и документы являются открытыми и общедоступными и, по общему правилу, могут предоставляться обратившимся к регистрирующему органу лицам за плату.

Установлена обязательность государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Если же изменения касаются сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не связаны с внесением изменений в учредительные документы этого юридического лица, то соответствующая запись об изменении сведений вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ.

Прекращение юридического лица путем его реорганизации или ликвидации подлежит государственной регистрации. В момент внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ его правоспособность прекращается (абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК), процедура прекращения юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование (п. 6 ст. 22 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано либо в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо в принудительном порядке по решению суда при наличии соответствующих оснований, указанных в п. 2 ст. 61 ГК. По Закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ допускается исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в особом - упрощенном - порядке по решению регистрирующего органа. Основанием для этого является признание юридического лица, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо названо в Законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ недействующим юридическим лицом.

Если выявляется недействующее юридическое лицо, регистрирующий орган сначала принимает решение о предстоящем исключении такового из ЕГРЮЛ и публикует это решение в органах печати. Если в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении в регистрирующий орган не поступит заявление с возражениями от самого недействующего юридического лица, его кредиторов, иных лиц, чьи права и интересы затрагиваются предстоящим исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение об исключении этого юридического лица из ЕГРЮЛ и вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Такая процедура получила название административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

В связи с возможностью ликвидации недействующего юридического лица в административном порядке арбитражным судам при принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом необходимо проверять, не является ли данное юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. ВИнформационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»» разъяснено, что если имеется возможность ликвидировать недействующее юридическое лицо в административном порядке, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде20.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть оспорено заинтересованными лицами … «в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав» (п. 8 ст. 22 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Предпринимательская деятельность гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, прекращается по различным основаниям: по его собственному желанию, по заявлению, поданному в регистрирующий орган, в случае его смерти, признания его в судебном порядке несостоятельным (банкротом), лишением его права заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока по приговору суда и т. д.

Государственная регистрация в связи с прекращением гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующей записи в ЕГРИП.

Субъекты предпринимательской деятельности используют в бизнесе различные виды имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 8 ГК, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, … «возникают с момента государственной регистрации прав на него, если иное не установлено законом». К имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся объекты недвижимости: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и т. д. (п. 1 ст. 130 ГК). Некоторые виды бизнеса осуществляются, например, путем приобретения с целью дальнейшей продажи по более высокой цене зданий и сооружений. Инвестиционно-строительные фирмы занимаются капитальным ремонтом и реконструкцией старых зданий, переоборудованием их под деловые и торговые центры, гостиницы, многоквартирные жилые дома; после завершения реконструкции стоимость объекта значительно увеличивается и его продажа позволяет фирме покрыть все расходы и получить прибыль. Предметом подобных сделок могут быть и объекты незавершенного строительства, которые согласно Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», отнесены к недвижимому имуществу и, следовательно, права на объекты незавершенного строительства подлежат государственной регистрации. Бизнес инвестиционно-строительных фирм принято называть девелоперской деятельностью21, а сами фирмы - девелоперскими компаниями.

Относится к недвижимости и предприятие в его смысловом значении как объекта прав. Легальное определение предприятия закреплено в п. 1 ст. 132 ГК - … «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Особенность правового режима предприятия - в том, что подлежат государственной регистрации не только права на предприятие, но и договоры по поводу предприятия: залога, продажи, аренды, которые, согласно п. 3 ст. 339, п. 3 ст. 560 и п. 2 ст. 628 ГК, считаются заключенными с момента их государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат следующие виды гражданских прав на объекты недвижимости: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также, как сказано в п.1 ст. 131 ГК, … «иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами». Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на объекты недвижимого имущества.

Порядок государственной регистрации в этой сфере урегулирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется территориальными органами Федеральной регистрационной службы, которые ведут Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП); Правила ведения ЕГРП утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с правами на объекты недвижимости и сделками, совершаемыми по поводу этих объектов, обобщена в постановлениях Пленума ВАС РФ и информационном письме Президиума ВАС РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.017 с.)