Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
Система мер государственного регулирования экономики и предпринимательства. Государственное регулирование осуществляется посредством принятия определенных решений и реализации разнообразных мер организационного, экономического, финансового и правового характера. Эти меры, собственно, и есть способы государственного регулирования экономики и предпринимательства. Но следует иметь в виду, что в юридической литературе наблюдается использование различных понятий и терминов для характеристики государственного регулирования экономики и предпринимательства, иными словами – публичной организации предпринимательства: способы, методы, меры, формы, средства2. Нам представляется, что поскольку государственное регулирование предпринимательства составляет содержание экономической политики государства, постольку в отличие от правового регулирования, которое опирается на такие правовые методы как дозволения, предписания и запреты, государственное регулирование выражается именно в совокупности мер названных выше видов, которые (меры) предлагается охватить понятием способов государственного регулирования. Организационные меры направлены на создание оптимальной структуры экономики; они могут выражаться в учреждении государственных коммерческих организаций – унитарных предприятий, действующих на основе права хозяйственного ведения, или казенных предприятий (заводов, фабрик), действующих на основе права оперативного управления. Могут формироваться новые отрасли производства, создаваться вертикальные интегрированные структуры (ВИСы), включающие в себя соподчиненные по вертикали коммерческие организации, научные и научно-производственные комплексы (НПК) и т. д. В целях развития отдельных территорий создаются особые экономические зоны, в которых действуют льготные налоговые режимы и предоставляются дополнительные меры поддержки предпринимательской деятельности. Порядок создания и функционирования таких зон урегулирован ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Примером реализации названного Закона является создание Особой экономической зоны в Калининградской области; порядок ее создания и условия функционирования урегулированы Федеральным законом от 10 января 2006г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»3. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа созданы в Татарстане, Липецкой, Самарской и некоторых других областях4.
Отдельным муниципальным образованиям, в которых действуют крупные научные организации, специализация которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ, присваивается звание наукограда, что обеспечивает предоставление мер поддержки со стороны государства по утвержденным видам научной деятельности. В качестве примера можно привести «Направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Бийска (Алтайский край) как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 688 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Бийску (Алтайский край)»5. В целях развития научно-технических исследований и внедрения их в практику в различных регионах создаются научные парки, представляющие научно-производственные комплексы, в составе которых действуют научные организации, промышленные, строительные и иные производственные организации, высшие и средние специальные учебные заведения. Эти организации связаны между собой научно-внедренческим циклом, но без правовой зависимости друг от друга, хотя могут создавать ассоциации или иные объединения с правами юридического лица или действовать совместно на основании договора о научно-производственном сотрудничестве (договора простого товарищества). Ведущим в своей отрасли крупным государственным научным организациям присваивается правовой статус федерального научного центра, что влечет за собой предоставление определенных льгот по налогообложению и ряда других мер поддержки со стороны государства. Так, в 1997 г. статус федерального научно-производственного центра был присвоен находящемуся в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне Институту прикладной химии (ГИПХ)6.
Государственное регулирование в сфере науки опирается на такие законодательные и иные нормативные правовые акты, как Федеральные законы от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации». Меры экономического характера составляют ядро государственного регулирования экономики и предпринимательства. Их суть заключается в таком регулировании экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и государством, с другой, чтобы на всех участках и во всех звеньях экономики обеспечивалось бы равновесие публичных и частных интересов. Во-первых, экономическая политика государства направлена на то, чтобы создать имущественную базу для предпринимательской деятельности. В этих целях продолжает осуществляться приватизация, то есть передача государственного имущества в собственность негосударственных юридических лиц и граждан; практически в подавляющем большинстве случаев участниками приватизации являются негосударственные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Приватизированное государственное имущество, как правило, активно вовлекается в коммерческий оборот, хотя бы для того, чтобы получить доходы, за счет которых могут быть компенсированы средства, затраченные на выкуп объектов государственной и муниципальной собственности. Также в целях создания имущественной базы для предпринимательской деятельности государство непосредственно вовлекает в коммерческий оборот объекты государственной собственности: землю, недра, леса, здания, сооружения, иные объекты недвижимости. Государству принадлежат пакеты акций многих акционерных обществ; благодаря обладанию пакетами акций государство участвует в деятельности крупных коммерческих организаций. Во-вторых, государство осуществляет экономическое регулирование путем установления экономических показателей, являющихся важнейшими условиями предпринимательской деятельности. Круг показателей, устанавливаемых государством для экономической сферы, значительно сокращен по сравнению с государственным регулированием в период социализма, когда плановые показатели охватывали не только производство, но и распределение производимой продукции. В процессе проведения реформ планирование уступило место рыночным регуляторам; даже для государственных и муниципальных унитарных предприятий не устанавливается сверху такие экономические регуляторы как уровень рентабельности (доля прибыли предприятия в объеме выручки, исчисляемая в процентном соотношении с объемом затрат), показатели фондоотдачи (объем доходов на стоимость единицы основных средств), фонды потребления и накопления, фонды заработной платы и другие. Теперь эти и некоторые другие показатели используются только для экономического анализа и оценки финансового положения коммерческих организаций.
Экономические регуляторы, используемые государством в настоящее время, являются нормативными, т. е. они предусматриваются в нормативных правовых актах (главным образом, в законах) как определенные экономические условия предпринимательской деятельности. В этой связи в первую очередь следует подчеркнуть большое значение системы налогообложения. Государство не только устанавливает виды налогов, порядок их исчисления, налоговую базу и т. д., но и регулирует уровень налогообложения, т. е. предусматривает размеры всех видов налогов. С учетом общего состояния экономики государство стремится ослабить тяжесть налогового бремени, добивается наполнения бюджета не за счет увеличения налогов, а за счет роста собираемости налоговых поступлений. Например, на начальном этапе проведения налоговой реформы ставка налога на прибыль равнялась 33-35%, в настоящее время – 20%; ставка налога на добавленную стоимость (НДС) была 20%, в настоящее время – 18%, общая ставка отмененного ныне (с 1 января 2011 г.)7 единого социального налога (ЕСН) сначала равнялась 35,6%, затем была снижена до – 26,0% и т. д. Напротив, ставки акцизов изменяются в сторону увеличения, причем едва ли не ежегодно, но это объясняется особенностями конъюнктуры (соотношения спроса и предложения) относительно подакцизных товаров: этилового спирта и спиртосодержащей продукции, автомобильного бензина, дизельного топлива, пива, легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 квт (150 л. с.) и др. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ повышены размеры государственной пошлины, подлежащие уплате, в частности, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями и государственными арбитражными судами. Надо полагать, что и в дальнейшем с учетом состояния экономики государство будет вносить коррективы в сложившуюся и отлаженную за последние годы систему налогообложения. К регулируемым государством экономическим показателям относятся также:
Меры финансового характера так же разнообразны, но все они так или иначе сводятся к обеспечению надлежащего финансового обслуживания экономики. Государство через ЦБ РФ осуществляет эмиссию денег и регулирует денежное обращение в стране. В финансовой сфере также в качестве регуляторов активно используются нормируемые показатели – такие, например, как ставка рефинансирования, размер которой утверждается советом директоров Банка России. Размер ставки рефинансирования учитывается в практике банковского кредитования; согласно п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за неправомерное пользование чужими денежными средствами», проценты годовых за неправомерное пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые на основании ст. 395 ГК РФ, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ. В начальный период радикальных социально-политических и экономических преобразований в стране размер ставки рефинансирования был чрезвычайно высоким, превышая в некоторые отрезки времени 200% годовых; затем по мере стабилизации обстановки и сбалансирования денежного обращения ставка рефинансирования неуклонно снижалась; в настоящее время с июня 2010 г. действует установленная Советом директоров Банка России ставка рефинансирования в размере 7,75 % годовых.
На обеспечение устойчивости денежного обращения направлено установление такого нормируемого показателя как предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У этот размер равнялся 60 000 руб. 00 коп., а теперь равняется 100 000 руб. 00 коп. и применяется в отношениях не только между юридическими лицами, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями.8 Показатель предельного размера расчетов наличными деньгами первоначально действовал и при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд: было установлено, что если товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, превышающую данный показатель, размещение государственного и муниципального заказа производится исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ныне это правило отменено; тем самым сфера применения Федерального закона № 94-ФЗ расширена. Еще один важный экономический показатель – курс рубля по отношению к иностранным валютам. Официальный курс рубля устанавливается Банком России ежедневно по рабочим дням с учетом конъюнктуры, складывающейся на валютном рынке. Государство принимает меры к обеспечению устойчивости российского рубля и ставит цель в ближайшие годы добиться конвертируемости рубля на мировых валютных рынках с тем, чтобы он использовался в международных расчетах наряду с так называемыми твердыми валютами: американским долларом, европейским евро, японской иеной, английским фунтом стерлингов, немецкой маркой.
Подъем и поступательное развитие экономики невозможны без вложения средств в ее производственные отрасли в целях финансирования расширения ассортимента и увеличения объемов выпускаемых товаров, модернизации производственных технологий, освоения новых месторождений полезных ископаемых и т. п. Вложение средств в экономику называется инвестированием. По существу предпринимательская деятельность осуществляется за счет собственных или привлеченных инвестиций. Собственных средств, как правило, недостаточно, поэтому очень важно, чтобы в российскую экономику поступали инвестиции от отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение инвестиций – одна из самых актуальных задач экономической политики государства на современном этапе; многое делается для создания в стране благоприятного инвестиционного климата; принимаются законы, устанавливающие гарантии для отечественных и зарубежных инвесторов. Государство и само выступает в качестве крупнейшего инвестора – направляет в виде субсидий средства из государственного бюджета на финансирование крупных социально-экономических проектов и целевых программ, оказывает финансовую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. Конкретные условия и порядок выделения финансовых ресурсов определяются в постановлениях Правительства РФ, например, в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. и принимаемых на его основе специальных нормативных правовых актах. Так, например, в 2005 г. условия предоставления из федерального бюджета финансовой помощи субъектам малого предпринимательства были предусмотрены в постановлении Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 (в ред. от 31 декабря 2009 г.) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». В число четырех глобальных социально-экономических проектов, финансирование которых признано приоритетным на ближайшие годы, входит проект социально-экономического развития агропромышленного комплекса; этот проект можно рассматривать как инвестиционный проект, направленный на инвестирование не только в социальную сферу (развитие села), но и собственно в сельскохозяйственное производство9. Кроме того, государственные ресурсы направляются на финансирование целевых отраслевых и региональных программ развития. В качестве примеров можно привести Федеральные целевые программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2024 годы)» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 (в ред. от 01 июня 2010 г.) и 9 августа 2006 г. № 478 соответственно. Все проекты и программы такого рода могут быть охарактеризованы как инвестиционные, так как, по крайней мере, часть государственных ресурсов поступает к субъектам предпринимательской деятельности, участвующим в реализации этих проектов и программ и вкладывающих предоставленные им ресурсы в производственную сферу. Для преодоления последствий экономического кризиса 2008-2010 г.г. Правительство России использовало средства Резервного фонда, создаваемого за счет поступлений в федеральный бюджет налоговых платежей по налогу на прибыль и НДС, взимаемых при совершении экспортных операций с газом, нефтью и нефтепродуктами. Меры правового характера. Различные меры государственного регулирования организационного, экономического и финансового характера проводятся в жизнь принимаемыми компетентными органами государственной власти решениями, которые являются актами применения права. В то же время реализация государственного регулирования достаточно часто требует закрепления отдельных направлений экономической политики на уровне нормативных правовых актов, что осуществляется путем как принятия новых законов и подзаконных нормативных правовых актов, так и внесения изменений и дополнений в действующие акты. Многие Законы являются наглядным примером того, как экономическая политика государства по мере своего формирования получает закрепление в новых законах и других нормативных правовых актах. Что же касается изменений, вносимых в действующее законодательство, то их более чем достаточно; примеры таких изменений может привести каждый студент, изучающий коммерческое (предпринимательское) право на старших курсах. Хотелось бы обратить внимание на то, что практика внесения изменений в действующее законодательство критически оценивается со стороны юридической общественности. В такой практике видят поспешность в принятии законов, невысокий уровень их проработанности, недостатки юридической техники, что влечет за собой нестабильность законодательства, трудности в применении нормативных правовых актов. Но дело обстоит не совсем так; причины изменений и дополнений действующего законодательства кроются, главным образом, вовсе не в недостатках законодательства или, по крайней мере, не только в них, а в необходимости отражения и закрепления в законодательстве тех изменений, которые происходят в сфере экономики и должны учитываться в экономической политике государства. Государство должно постоянно поддерживать действующее законодательство на уровне, адекватном социально-экономическому развитию; а одна из основных задач юриспруденции состоит в том, чтобы выявлять необходимость обновления действующего законодательства, выдвигать и обосновывать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства (предложения de legе ferenda). Меры правового характера выражаются также в установлении определенных требований к различным проявлениям предпринимательской деятельности. Такие требования по своей сути представляют собой средства государственного регулирования. К ним относятся, в частности: государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности, обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности в экономики, государственное регулирование цен на товары, работы, услуги; государственное регулирование качества, регулирование бухгалтерского учета и отчетности, налоговое и таможенное регулирование, приватизация и национализация, государственная поддержка малого предпринимательства. Эти средства государственного регулирования называются и рассматриваются профессором В. Ф. Попондопуло как правовые формы публичной организации предпринимательской деятельности11. Некоторые из этих средств, кроме таможенного регулирования, приватизации и национализации, рассмотрены в настоящей главе. Отдельные вопросы, которые также заслуживают внимание в этой взаимосвязи, это – система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства, и вопрос о взаимодействии органов государственной власти с представителямибизнессообщества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.018 с.) |