Изучение готовности ребенка к исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение готовности ребенка к исследовательской деятельности



 

По результатам проведения уроков в комбинированной и модульной программе были получены следующие результаты.

Таблица 3

Анализ результатов урока на тему «Как появился человек на Земле»

 
1. Количество учащихся    
2. Проводимая работа Модульный урок (4 ч) Комбинированные уроки (4 ч)
3. Оценка:    
отлично 8 – 42% 4 – 20%
хорошо 7 – 37% 5 – 25%
удовлетворительно 4 – 21% 11 – 55%

 

5а класс (экспериментальный класс)

Рис 4. Результаты модульного урока 1 «Как появился человек на Земле» в экспериментальной группе

 

5б класс (контрольный класс)

Рис 5. Результаты урока 1 в традиционной форме «Как появился человек на Земле» в контрольной группе

 

При отборе классов для исследования мы руководствовались тем, что классы должны быть сходные по уровню развития, обладали одинаковыми знаниями, умениями и навыками.

Педагогическое исследование было проведено по теме «Как появился человек на Земле», по которой был проведен модульный урок с последующим контролем знаний и умений учащихся. Во втором классе проводился урок в традиционной форме, после чего был проведен тот же контроль, что и в экспериментальном классе.

По результатам модульного урока были подведены итоги педагогического эксперимента: количество учащихся, которые справились с работой на «отлично» составляет 8 человек или 42% от общего количества учеников данного класса; на отметку «хорошо» 7 человек или 37% и «удовлетворительно» - 4 человека, т.е. 21%. Это результаты экспериментального класса. А в том классе, где проводили обычный урок, уровень знаний выглядит следующим образом: «отлично» 4 человека или 20%, «хорошо» 5 человек - 25%, «удовлетворительно» 11 человек - 55%.

Как видно из вышесказанного, количество учащихся справившихся с работой на «хорошо» и «отлично» в экспериментальном классе составляет 79%, а обычном - 45%. А количество учащихся экспериментального класса выполнивших задания на «удовлетворительно» сократилось на 34%.

Таблица 4

Анализ результатов модульного урока на тему «Как человек изменял природу»

 
1. Количество учащихся    
2. Проводимая работа Модульный урок (4ч.) Комбинированные уроки (4ч.)
3. Оценка:    
отлично 7 – 39% 3 – 15%
хорошо 8 – 44% 12 – 60%
удовлетворительно 3 – 17% 5 – 25%

 

5а класс (экспериментальный)

 

Рис 6. Результаты модульного урока 2 «Как человек изменял природу» в экспериментальной группе

 

5б класс (контрольный)

 

Рис 7. Результаты урока 2в традиционной форме «Как человек изменял природу» в контрольной группе

 

Был проведен урок по следующей теме: «Как человек изменял природу». На уроке школьники работали самостоятельно по технологическим картам, которые включают алгоритм работы ученика и состоят из учебных элементов. В УЭ-0 формируются интегрирующие дидактические цели всего урока, а в последующих УЭ ставятся уже частные дидактические цели. УЭ-1 содержит задания для входного контроля исходного уровня знаний учащихся, в УЭ-2,3,4 и т.д. заложено основное содержание материала и последовательность действий ученика при его изучении, а в последнем УЭ - задание выходного контроля. Для работы по УЭ выбраны задания различного уровня сложности, причем учащиеся сами выбирают уровень своей работы. Кроме технологической карты, каждый ученик имеет лист контроля, в котором сам выставляет себе оценку с учетом количества набранных баллов. В зависимости от оценки школьники получают различное домашнее задание. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержки учеников. По мере освоения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса учащиеся, обладающие из наиболее высоким уровнем мотивации изменения метода обучения из всех участников целостного педагогического процесса, последовательно преобразуются из объектов в субъекты управления на основе расширения права выбора целей, содержания, форм и средств обучения. По результатам урока были подведены итоги педагогического эксперимента. В экспериментальном классе проводился модульный урок, в течение которого по мере выполнения заданий учащиеся получали оценки. Итог работы выглядит следующим образом: «отлично» 7 человек или 39%, «хорошо» 8 человек или 44%, «удовлетворительно» 3 человека или 17%.

Во втором классе проводился урок в традиционной форме. Результаты работы: «отлично» 3 человека, что составляет 15%, «хорошо» 12 человек или 60%, «удовлетворительно» 5 человек или 25% По сравнению с обычным классом, в экспериментальном количество учащихся выполнивших работу на «отлично» возросло на 14%, «хорошо» - уменьшилось на 16%, а «удовлетворительно» - снизилось на 8%. Результаты работы показали, что модульные карты, являясь средством организации познавательной деятельности, позволяют акцентировать внимание на формирование у школьников умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, что сказывается на получении осознанных, прочных знаний.


Таблица 5

Анализ результатов урока на тему «Как появился человек на Земле»

 
1. Количество учащихся    
2. Проводимая работа Модульный урок (4 ч) Комбинированные уроки (4 ч)
3. Оценка:    
отлично 8 – 42% 4 – 20%
хорошо 7 – 37% 5 – 25%
удовлетворительно 4 – 21% 11 – 55%

 

5а класс (экспериментальный класс)

Рис 8. Результаты модульного урока 3 «Важность охраны живого мира планеты» в экспериментальной группе

 

5б класс (контрольный класс)

Рис 9. Результаты урока 3 в традиционной форме «Важность охраны живого мира планеты» в контрольной группе

 

Педагогическое исследование было проведено по теме «Важность охраны живого мира планеты», «по которой был проведен модульный урок с последующим контролем знаний и умений учащихся. Во втором классе проводился урок в традиционной форме, после чего был проведен тот же контроль, что и в экспериментальном классе.

По результатам модульного урока были подведены итоги педагогического эксперимента: количество учащихся, которые справились с работой на «отлично» составляет 8 человек или 42% от общего количества учеников данного класса; на отметку «хорошо» 7 человек или 37% и «удовлетворительно» - 4 человека, т.е. 21%. Это результаты экспериментального класса. А в том классе, где проводили обычный урок, уровень знаний выглядит следующим образом: «отлично» 4 человека или 20%, «хорошо» 5 человек - 25%, «удовлетворительно» 11 человек - 55%.

Как видно из вышесказанного, количество учащихся справившихся с работой на «хорошо» и «отлично» в экспериментальном классе составляет 79%, а обычном - 45%. А количество учащихся экспериментального класса выполнивших задания на «удовлетворительно» сократилось на 34%.

Таким образом, сравнительный анализ результатов внедрения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса показывает возможность использования ее в школе.

Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий средних до и после эксперимента воспользуемся критерием Т. Вилкоксона

Метод математической статистики Критерий Т. Вилкоксона позволил определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.

Критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Статистика S двухвыборочного критерия Вилкоксона определяется следующим образом. Все элементы объединенной выборки X1, X2,..., Xm, Y1, Y2,. .., Yn упорядочиваются в порядке возрастания. Элементы первой выборки X1, X2,..., Xm занимают в общем вариационном ряду места с номерами R1, R2,..., Rm, другими словами, имеют ранги R1, R2,..., Rm . Тогда статистика Вилкоксона - это сумма рангов элементов первой выборки

S = R1 + R2 +... + Rm. (1)

Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.

Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.

Произведем расчет Т-Критерия Вилкоксона (таблица 6)

Таблица 6

Расчет Т-Критерия Вилкоксона

N «До» «После» Сдвиг (tпосле - tдо) Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
      +1   3.5
      +2   8.5
      +2   8.5
           
      +1   3.5
      +2   8.5
      +1   3.5
      +1   3.5
      +2   8.5
      +3   14.5
      +3   14.5
      +2   8.5
      +3   14.5
      +3   14.5
      +5   19.5
      +2   8.5
      +4    
      +3   14.5
      +3   14.5
      +5   19.5
Сумма рангов нетипичных сдвигов:  

 

Результат: TЭмп = 1

Критические значения T при n=20

n TКр
0. 01 0. 05
     

 

Построили «ось значимости».

Т0,01 эмп
 

       
   
 
!
 


?
Тэмп п

   

 

Зона значимости 10 20 Зона незначимости

 

 

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Группа после занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся основной школы превосходит группу до занятий, следовательно, гипотеза о достоверности подтвердилась.

 


Выводы по третьей главе

 

В ходе исследования удалось выявить, что при организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности повышается уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности, что приводит к уменьшению его отставания в учебном процессе; происходит быстрое и качественное усвоение учебного материала; повышается мотивация к учению.

По данной проблеме были разработаны модульные уроки, результаты которых подтверждают возможность применения технологии индивидуальной учебно-познавательной деятельности в 5а и 5б классах средней школы. А именно: с каждым уроком уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 3% до 7%, а если брать в целом, то уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 5% до 11%; выполняемые работы на «отлично» и «хорошо» постепенно увеличиваются при использовании модульной технологии обучения.

Сравнительный анализ результатов внедрения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса показывает возможность использования ее в школе.

Группа после занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся основной школы превосходит группу до занятий, следовательно, гипотеза о достоверности подтвердилась


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Урок – это основная форма обучения, единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы.

Типология урока – одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям. Традиционно типология уроков чаще всего строится на основе полноты представленности (состава) его структурных элементов. При таком подходе выделяют следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, закрепления знаний и упражнений (выработки и совершенствования умений и навыков), повторительно-обобщающий, контрольно-проверочный. Наиболее распространенный – комбинированный урок, содержащий все или несколько структурных элементов.

Каждое образовательное учреждение должно обеспечить переход на ФГОС, а степень готовности к введению и реализации ФГОС определяется посредством оценивания деятельности образовательного учреждения по следующим критериям готовности: определить оптимальную для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В соотстветствии с этими требованиями должен проектироваться современный урок.

Для того, чтобы цель по формированию УДД на уроках биологии была реализована, необходимо составление технологической карты урока. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

В ходе исследования удалось выявить, что при организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности повышается уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности, что приводит к уменьшению его отставания в учебном процессе; происходит быстрое и качественное усвоение учебного материала; повышается мотивация к учению.

По данной проблеме были разработаны модульные уроки, результаты которых подтверждают возможность применения технологии индивидуальной учебно-познавательной деятельности в 5а и 5б классах средней школы. А именно: с каждым уроком уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 3% до 7%, а если брать в целом, то уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 5% до 11%; выполняемые работы на «отлично» и «хорошо» постепенно увеличиваются при использовании модульной технологии обучения.

Сравнительный анализ результатов внедрения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса показывает возможность использования ее в школе.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. N 303 (от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ)

2. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» [Текст] / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

3. Акулова, О. В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя [Текст] / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И Герцена, 2005. – 280 с.

4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.

5. Баранова, Ю. Ю. Современные нормативно-правовые основы образования: учеб.-метод. пособие [Текст] / Ю. Ю. Баранова, Т. А. Данельченко, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. – 157 с.

6. Бим-Бад, Б. М. Пед. энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

7. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Б. А. Голуб. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 196 с.

8. Ермолаева, М. Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: учеб.-метод. пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 120 с.

9. Ильина, А. В. Кадровое и методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – 2011. – № 1(6). – С. 120.

10. Ильясов, Д. Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: метод. реком. [Текст] / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова. – Челябинск: изд-во ООО «ПРОНТО», 2011. – 96 с.

11. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://ipk74.ru/news.

12. Использование средств обучения на уроках биологии [Текст] / А. М. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепина. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

13. Казакова, Е. Образовательная программа как основа стратегического планирования работы учебного заведения [Текст] / Е. Казакова //. Школьное планирование. – 2006. – № 6. – С. 3–9.

14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

16. Карабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. – 2009. – № 12. – С. 9-11.

17. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.

18. Климанова, Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования [Текст]/ Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. – 2010. – № 10. – С. 20-25.

19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

20. Коптелов, А. В. Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО [Текст] / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – 2011. – № 3(8). – С. 24.

21. Кузнецова, О. В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. – 2011. – № 6. – С. 31-40.

22. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М.: Академия, 2001. – 607 с.

23. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://ipk74.ru/news.

24. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования [Текст] / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

25. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / http://www.educom.ru/ru/ па-sha_novaya_shkola.

26. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.

27. О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651 от 01.02.2012 г.

28. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.

29. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.

30. О системе повышения квалификации работников образования [Текст] // Вестник образования. – 2006. – № 5.

31. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.

32. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

33. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

34. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст] / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

35. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» [Текст] / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).

37. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии [Текст] / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

38. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

39. Пакулова, В. М. Современный урок биологии: учебное пособие [Текст] / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова. – Красноярск, 2014. – 214 с.

40. Пакулова, В.М. Краткий курс методики биологии: учебное пособие для сту- дентов педагогических вузов и учителей биологии [Текст] / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова, Т. В. Голикова, Е. Н. Прохорчук. – Красноярск, 2007. – 164 с.

41. Панкратова, О. А. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / О. А. Панкратова, С. В. Балалаева, В. Н. Рылова, С. М. Хасьянова, Н. И. Кучумова, Е. С. Тютюник. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 82 с.

42. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

44. Прохорчук, Е. Н. Школьный учебник биологии. Приёмы работы с ним: учебное пособие [Текст] / Е. Н. Прохорчук. – Красноярск, 2007. – 188 с.

45. Пугал, Н. А. Кабинет биологии [Текст] / Н. А. Пугал, Д. И. Трайтак. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

46. Скрипова, Н. Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Н. Е. Скрипова, Л. В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – № 1(6), 2011. – С. 107.

47. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

48. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие [Текст] / С. А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 544 с.

49. Сухова, Т. С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения [Текст] / Т. С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 112 с.

50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

51. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

52. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Хуторский. – М.: Академия, 2008. – 256 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Ржавчинные грибы (Uгеdinаlеs) паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. Всего известно свыше 4000 видов ржавчинных грибов.

Мицелий ржавчинных грибов растет внутри тканей по межклеточным пространствам, но часто внедряется в клетки. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству, так как из-за нее снижается урожай культур и ухудшается качество продуктов. Иногда приходится преждевременно скашивать пораженные хлеба и получать одну плохую солому.

Линейная ржавчина:

I – листья барбариса, пораженные ржавчиной; II – разрез листа барбариса, пораженного ржавчиной – эцидий на нижней стороне, пикнида на верхней; III – ржаво-бурые «подушечки» на стебле и на влагалище листа злака; и т.д.

Борьба с разнообразными видами и формами ржавчинных грибов, приносящими вред культурным растениям, возможна при применении специальных мер борьбы в комплексе с агротехническими мероприятиями. Это уничтожение дикорастущих трав па полях и межах, уничтожение барбариса, слабительной крушины, применение устойчивых против ржавчины сортов, ранний посев яровых, лущение стерни, тщательная и глубокая обработка почвы, рациональное использование удобрений (особенно фосфорно-калийных), введение правильных севооборотов и многие другие агромероприятия.

В садах имеет значение опрыскивание деревьев растворами извести и бордоской жидкостью, а также новыми препаратами: гранозаном, меркураном, ТМТД и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета (Н.Г. Лусканова).

Цель - выявить уровень мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравятся уроки, проводимые в школе?

Нравятся - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Не очень - 1 балла

Не нравятся - 0 баллов

2. Ты с радостью идешь на уроки?

Иду с радостью - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Чаще хочется остаться дома - 1 балл

Не с радостью - 0 баллов

3. Тебе нравится ваш учитель?

Нравится - 3 балла

Не очень нравится - 2 балла

Не нравится - 1 баллов

Не знаю - 0 баллов

4. Ты хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?

Не хотел бы - 3 балла

Иногда - 2 балла

Точно не знаю - 1 балла

Хотел бы - 0 баллов

5. Тебе нравится, когда у вас нет какого-нибудь урока?

Не нравится - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Нравится - 1 балл

Не знаю - 0 баллов

6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание в школе?

Не хотел - 3 балла

Иногда - 2 балла

Не знаю - 1 балл

Хотел бы - 0 баллов

7. Ты часто рассказываешь родителям о своих успехах в школе?

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Не рассказываю - 0 баллов

8. Обсуждаете ли вы с одноклассниками интересные моменты урока?

Да - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Редко - 1 балл

Нет - 0 баллов

9. Посещаешь ли ты в кружки по предмету?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Очень редко - 1 балл

Нет - 0 балов

10. С интересом ли ты выполняешь полученные творческие задания, если они есть?

Да - з балла

Бывает по-разному - 2 балла

Иногда - 1 балл

Нет - 0 баллов

Критерии оценки

Высокий уровень - 25-30 баллов

Средний уровень - 20-24 баллов

Ниже среднего - 15-19 баллов

Низкий уровень - 10-14 баллов

Очень низкий - меньше 10 баллов - негативное отношение к предмету, учителю.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Технологическая карта Урока 1

Тема: Как появился человек на Земле.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

- коммуникативные (к.) – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулятивные (р.) – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

- познавательные (п.) – выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации;

- личностные (л.) – формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Планируемые результаты: способствование формированию целостной научной картины появления человека на Земле.

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития;

- развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.

Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), презентация, проектор, схема «Родословная человека».

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.177 с.)