Основные методы и технологии формирования универсальных учебных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы и технологии формирования универсальных учебных действий



 

В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий [13].

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования технологии:

1. Проблемного обучения - образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

2. Проектная деятельность построена на Триаде: замысел-реализация-продукт

3. ИКТ - открытое (но контролируемое) пространство информационных источников и информационная поддержка учебного процесса

4. При Исследовательской деятельности - развиваются умения: ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования такие как наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ, умение презентовать полученные результаты.

Технология дискуссий способствует развивитию коммуникативных умений: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо развиваются коммуникативные умения и умения работать с информацие

Уровневая дифференциация её основные принципы:

- открытость системы требований,

- предъявление образцов деятельности,

- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащегося,

-добровольность в освоении повышенных уровней требований,

- работа с группами «подвижного» состава,

- накопительная система оценивания [29].

Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, умения учиться в целом), возможно только в деятельности. Процесс формирования у учащихся любого универсального учебного действия состоит из четырех этапов:

- вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

- основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);

- изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

- организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [33].

Все уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. [42].

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т. д. [37].

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов [31].

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Комплект УУД, выполняемых учащимися на уроках создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. Для того чтобы это показать, сопоставим технологические этапы деятельностного метода обучения на уроках открытия нового знания с перечнем УУД, определенным нормативными документами ФГОС [42].

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению) [12].

Необходимо уметь переводить учебную задачу в учебную ситуацию, для этого необходимо

- продумать содержание учебной задачи,

- продумать и ее «аранжировку«– поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом

- возраста ребенка,

- специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),

- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя),

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач [37].

Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)