Условия и средства формирования УУД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и средства формирования УУД



1. Учебное сотрудничество

К числу основных составляющих организации совместного действия относятся:

- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

- коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности [17].

2. Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников [45].

Цели организации работы в группе:

- создать учебную мотивацию;

- пробудить в учениках познавательный интерес;

- развивать стремление к успеху и одобрению;

- снять неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить за это порицание;

- развивать способность к самостоятельной оценке своей работы;

- формировать умение общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Три принципа организации совместной деятельности:

1) принцип индивидуальных вкладов;

2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;

3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий.

Роли обучающихся при работе в группе распределяются по-разному:

- все роли заранее распределены учителем;

- роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

- участники группы сами выбирают себе роли [34].

3. Работа парами

Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.

Варианты работы парами:

1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.) [21].

4. Разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1—2 классах). Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.

5. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества

Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей исотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д. [14].

Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.

1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.

2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.

3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.

6. Рефлексия

В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.

Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме [8].

Технологическая карта урока

 

Предмет Биология Класс 5

Тип урока: Игра «Следствие ведут знатоки»

Тема: «Грибы – паразиты».

Цель: -познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов;

-показать роль грибов в круговороте веществ и народном хозяйстве;

-познакомить учащихся с проводимыми мероприятиями по борьбе с ними.

Задачи:

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение грибов паразитов.

2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания грибов паразитов.

3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Формирование УУД

1. Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью грибов паразитов.

2. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

3. Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Методы методические приемы

Рассказ, беседа: постановка проблемы, демонстрация колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик; сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.

Образовательные ресурсы

1. В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012. – 141, (3) с.

2. Е.М.Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

Оборудование

Таблица «Грибы-паразиты», учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, гербарий колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик.

Содержательная часть урока:

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р)

2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи – знатоки (представление ребят)

К нам поступило заявление с просьбой найти преступника. Из заявления следует, что местонахождение и особые приметы преступника известны:

Запах тленный с ног сбивает

Плесень творог покрывает

Она - мать продуктных бед

Что случайно съел в обед.

Что, товарищ поплохело?

плесень знает свое дело.

Состав преступления: портит продукты и приносит вред здоровью.

Что выясняется из заявления: Запах тленный с ног сбивает. Мы можем составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)

Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з)

Начинаем совещание. Прошу доложить.

Кодовая кличка преступника – плесень. Каковы особые приметы гриба (белая плесень). Чем питается? Как грибы размножаются?

Учитель: Преступник найден, дело раскрыто, состав преступления на лицо. Как мы накажем преступницу?

Учащиеся включаются в работу следственного отдела и повторяют домашний материал.

Уметь замотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность (Л)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Р)

Уметь использовать информацию учебника, чтобы выполнить задание (П)

3. Мотивация

Мы продолжаем наш урок и вот к нам следующий гость:

«Барбарис»

Я к вам пришел сейчас сюда,

Чтоб не случилась здесь беда!

Выслушайте молю,

Историю печальную мою.

Надеюсь, ты узнал меня?

Я - Барбарис прекрасный.

Известен людям я давно

Как друг их безотказный.

То началось благой весною…

Звенел капелями апрель,

И листьев шелест робкий-

На них вдруг опустилась тень

Прекрасной незнакомки.

Просила крова у меня

И ненадолго - на два дня,

Ну, кто откажет в этом?

Гостила же до лета…

Я гостье был беспечно рад!

Она же, чуть смущаясь,

С листа прокралась внутрь, в него.

Все больше углубляясь.

Я полон был волшебных чувств,

Я думал о высоком.

Бокалы появились вдруг

Душистым полны соком.

Рой насекомых окружил

Меня жужжащим нимбом,

Но вскоре по всему кусту

Бокальчики возникли.

И я почувствовал тогда,

Что в дом мой прокралась беда.

Она ж, когда пришел черед

Созреть в бокалах спорам,

С попутным ветром - и вперед!

Навеки упорхнула.

А лето кончилось едва

Меня срубили на дрова…

А кто же отдал, сей приказ,

И в чем была причина.

Злосчастный рок сгубил меня,

Но знайте: погиб невинно!

Та леди, что весной пришла,

Меня, покинув, невзначай

Сгубила в поле урожай.

Слушают и мысленно воспроизводят картину событий.

Самооценка (Л);

Смыслообразование (Л);

Внутренняя позиция школьника (Л);

Учебно-познавательная мотивация (Л).

4. Изучение нового материала.

Физминутка

Как называются такие организмы, которые поселяются в живых организмах и используют его тело, как источник питания, среду обитания. (Работа с учебником стр. 81)

Как же мы сформулируем тему и цель нашего урока, чтобы помочь барбарису наказать преступника, совершивший над ним преступление.

Давайте составим план действий по раскрытию преступления и по поиску преступницы.

План действий:

1. Анализ заявления. Состав преступления.

2. Допрос пострадавшего, призван дать в распоряжение следователя максимально полную информацию о личности преступника, его приметах и признаках, действиях виновных.

3. Осмотр пострадавшего, если остались следы насильственных действий. (Работа с гербарием)

4. Сбор как можно больше информации о преступнике (дополнительные источники: Приложение №1)

5. По приметам преступнице составляются синтетические портреты, потерпевшему могут быть предъявлены фотоальбомы-гербарии преступников, имеющиеся в розыскных аппаратах органов внутренних дел.

 

Устали? Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Работают с текстом учебника

 

 

Каждый учащиеся работает над целью. Через 2-3 минуты цель

озвучивается несколькими учениками и каждый в тетради дополняет свою цель. Предлагают план действий.

Анализ текста заявления и дополнительные источники

Работают по плану, с гербарием и с дополнительными источниками.

Составляют фоторобот преступницы.

Подведение под понятие (П);

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Владение монологической и диалогической формами речи (К)
Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Постановка вопрос (К)

Уметь приводить доказательства фактов (П)

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Начинаем совещание. Прошу доложить о ходе расследования.

Как объяснить барбарису:

-Почему нужно было его срубить?

-Что за гриб паразитирует в нем?

-Почему ржавчину называют паразитом?

Как можно представить информацию о мерах борьбы с грибами паразитами? Используя следующие рекомендации:

- Как происходит заражение ржавчиной?

- Какие меры борьбы существуют с этим грибом?

Учащиеся делают сообщения о раскрытых фактах преступления.

Готовят памятки рекомендации по уходу растений полей садов и огородов.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Изучение нового материала

Групповая работа с учебником стр. 82-83, составить текст заявления пострадавших растений от грибов-паразитов (1-я группа: спорынья; 2-я группа: головня; 3-я группа: трутовик) в любой форме.

Составляют текст заявлений

Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

7.Закрепление

Выводы: Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу, вызывают заболевания людей и животных

Споры паразитических грибов легко переносятся с больного организма на здоровый и борьбу с ними надо вести сразу после появления первых признаков заболевания

Делают вывод о значении грибов-паразитах

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Рефлексия учебной деятельности

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

Выбирают смайлик

Внутренняя позиция школьника (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

 

7. Домашнее задание

1. В учебнике п. 15, ответить вопросы стр. 84-85;

2. Творческое задание: составить «Памятку рекомендации по уходу растений полей садов и огородов».

3. Подготовиться к проверочной работе по грибам стр. 86

4. Составьте диаграмму Эйлера — Венна:

 

 

Шляпочные грибы Грибы-паразиты

Плесневые грибы

Записывают домашнее задание

Выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з (П)


Выводы по второй главе

 

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

К числу основных составляющих организации совместного действия относятся:

- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

- коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.102 с.)