Фазы технологии развития критического мышления через чтение и письмо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы технологии развития критического мышления через чтение и письмо




РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть успешно использованы и на уроках русского языка.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) - «Вызов», «Осмысление», «Реакция», — каждый из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Фазы этой технологии обеспечены разнообразными визуальными формами и стратегиями работы с текстом, организации дискуссий и реализацией проектов.

На стадии «Вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

На данной стадии использую следующие методические приёмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, графическая систематизация материала: кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения.

В фазе «Осмысление» («Осмысление нового материала») происходит непосредственная направленная работа школьника с текстом. Этот этап содержательный. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, чтение с остановками, таблицы вопросов, взаимоопрос.

Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков:

- «!» — я это знал;

- «+» — новое для меня;

- «-» — вызывает у меня сомнение;

- «?» — вопрос;

В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагается по ходу чтения ставить на полях значки. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают работать с материалом более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Прием ИНСЕРТ делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

Многие приёмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление», или «Рефлексия», «Реакция». На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний происходит именно на этой стадии дидактического цикла. Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений — всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

«Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)» [32: 4].

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это также и способ творческого самовыражения.

«Организация учебного процесса при применении технологии РКМЧП напоминает коллективный способ обучения Ривина — Дьяченко: основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг») применяются достаточно широко» [49: 2].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.)