Глава 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка



1. 1. Актуальность использования ТРКМЧП на уроках русского языка
Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые «выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса» [50: 12]. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний по русскому языку, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться, подготовки школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений? Как отказаться от собственных предубеждений? Именно в ответах на эти вопросы секрет воспитания творческой, деятельностной, рефлексирующей, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию личности.

По большому счету на выходе из школы мы должны иметь «продукт», который воспринимает себя органичной частью окружающего его мира, здраво, объективно оценивает действительность — мыслит критически. Человек, обладающий критическим мышлением, способен выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Каков смысл понятия «критическое мышление», его границы, каково место критического мышления в ряду других мыслительных навыков? Какие характеристики позволяют распознать критическое мышление в общем потоке познавательной деятельности?

При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. «Критическое мышление — это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [36: 1].

«Критическое мышление — это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [49: 1].

В своей статье «Что такое критическое мышление?» Клаустер анализирует, что же такое критическое мышления, однако при чтении статьи возникают некоторые вопросы, связанные с двумя аспектами освещаемой темы: пониманием и творческим мышлением.

Проблема понимания сложна и неоднозначна, она волнует ученых разных областей: психологов, педагогов, социологов, литературоведов, историков, философов. Каким же образом соотносятся понимание и критическое мышление? Когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. Запоминание же фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.

Действительно, понимание на самой первой ступени встречи с информацией — это еще не показатель критического мышления. Но возможно ли глубокое понимание явления без осуществления анализа, разве не для лучшего понимания информации, текста, слова, другого человека мы учим применять многие приемы и стратегии? Халперн напрямую связывает понимание с использованием особых стратегий и приемов развития такого типа мышления, как критическое. Одна из целей методики, заложенной в программе РКМЧП, о которой речь пойдет позже, — усилить способность глубоко понимать.

Критическое мышление и мышление творческое — это разные «вещи» или явления одного порядка?

«Творческое мышление — процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. В творческом мышлении выделяют его имманентные, неосознаваемые компоненты» [46: 1].

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами характера. «Узнадзе, Элиава установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, то есть внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем» [46: 1–2]. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.

Об этом говорит в своей последней книге Маслоу. О проблеме обучения, ориентированном на догадку, импровизацию, творчество, писал Брунер.

И творческое, и критическое мышление – явления повседневные. Где же заканчивается критическое мышление и начинается творческое? Как они соотносятся друг с другом?

О факте «перекрещивания» этих явлений говорит Низовская. Мы же склонны считать понятие «творческого мышления» более широким, вбирающим в себя «мышление критическое», ибо создание продукта творческой деятельности, как правило, включат анализ и оценку определенных проблем. Интуиция играет огромную роль в творчестве, и это создает иллюзию легкости, изящества, неосознанности, но известно и такое понятие, как «муки творчества», и многие знают, какую огромную роль играет труд и повседневная работа в достижении чего-то необычного, нового.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)