По теории и методике преподавания русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теории и методике преподавания русского языка



Кафедра русского языка

 

 

Допущена к защите:

Зав. кафедрой русского языка

________________________________________Воронина Нина Владимировна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теории и методике преподавания русского языка

 

Кластер на уроках русского языка

Автор работы___________________ Акашина Валентина Алексеевна

(подпись)

Шифр работы – РЛЖ-09-2______________филологический факультет

 

Специальность – русский язык и литература

со специализацией практическая журналистика

 

 

Руководитель работы – доцент, кандидат филол. наук Зуева С. В.

______________

(подпись, дата)

 

Ульяновск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

филологический факультет

кафедра русского языка

Отзыв

Руководителя о курсовой работе

студента ___Акашиной Валентины Алексеевны______филологического факультета

специальность ______ русский язык и литература

Со специализацией практическая журналистика

на тему _____ Кластер на уроках русского языка

____________________________________________________________________

1. Обоснованность выбора и актуальность темы исследования___________________________________________

____________________________________________________________________

2. Уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов:

а) студент не смог обобщить основные точки зрения по данной проблеме;

б) студент не в полном объеме изложил основные точки зрения по данной проблеме;

в) студент обобщил основные точки зрения по данному вопросу и определи свою теоретическую позицию.

3. Четкость структуры работы и логичность изложения материала:

а) работа не имеет четкой структуры; логика изложения материала нарушена;

б) в работе не всегда соблюдается логика изложения;

в) работа имеет четкую структуру; студент логично излагает материал.

4. Методологическая обоснованность исследования. В работе применены следующие методы:

а) ____________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________

в)___________________________________________________________________

г)___________________________________________________________________

5. Применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы (СЭИР):

а) студент не владеет навыками СЭИР;

б) студент не в полной мере владеет СЭИР;

в) студент владеет навыками СЭИР.

6. Объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме:

а) в работе представлен недостаточный объем литературы;

б) в работе представлен достаточный объем литературы.

7. Владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность:

а) студент не владеет научным стилем;

б) студент плохо владеет научным стилем;

в) студент хорошо владеет научным стилем;

г) студент допускает орфографические и пунктуационные ошибки;

д) студент грамотно излагает письменную речь.

8. Соответствие формы представления курсовой работы всем требованиям, предъявляемым к её оформлению:

а) работа не соответствует предъявляемым требованиям;

б) работа не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям;

в) работа соответствует предъявляемым требованиям.

 

Руководитель (ФИО, уч. звание, уч. степень, подпись)

доцент, кандидат филол. наук Зуева С. В.

Дата


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Допущена к защите:

Зав. кафедрой русского языка

Ворониной Н. В. ______

ЗАДАНИЕ

ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

________Акашиной Валентины Алексеевны____________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

1. Тема работы_____Кластер на уроках русского языка__________________

2. Исходные данные к работе________________________________________

3. Перечень подлежащих разработке вопросов__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дата выдачи задания_____________12. 09. 2012. __________________

5. Календарный план

№ пп Наименование этапов курсовой работы Сроки выполнения этапов курсовой работы Примечание
       
       
       
       

 

6. Срок сдачи законченной работы__________11. 06. 2013. ____________

 

 

Руководитель___Зуева Светлана Витальевна______________________________

(Ф.И.О., подпись)

Задание принял к исполнению:

Студент_____Акашина Валентина Алексеевна___________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

 

Заключение кафедры о курсовой работе:

Курсовая работа отвечает предъявляемым требованиям и может быть допущена к ее защите перед кафедральной комиссией.

 

Зав. кафедрой (Ф.И.О., подпись) Воронина Нина Владимировна

Дата

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Кафедра русского языка

Допущена к защите:

Зав. кафедрой русского языка

_______Ворониной Н. В.___

КУРСОВАЯ РАБОТА

Введение

Стандарты второго поколения для средней общеобразовательной школы предъявляют новые требования к системе образования в целом, и специфике преподавания русского языка в частности: преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся [50: 4]. Это стратегическое направление модернизации образования.

Личностно-ориентированное обучение предполагает смещение акцента на уроке русского языка с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности. Такое обучение еще называют смыслопоисковым, в отличие от информативного. «Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии смысловой сферы, характерным признаком которой является отношение человека к действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг» [48: 2], иначе говоря, на усвоении рефлексивной культуры.

Технология РКМЧП занимает особое место в методике преподавания русского языка: представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки в процессе чтения и письма. Ее специфика основана на закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии («Вызов», «Осмысление», «Рефлексия») обеспечены разнообразными визуальными формами и стратегиями работы с текстом, организации дискуссий и реализацией проектов. Стратегия технологии позволяет проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Тем не менее, несмотря на то, что методом демонстрации процесса мышления в этой технологии является графическая организация материала, а особой популярностью пользуется прием составления кластера, мы практически не имеем работ, которые бы детально рассматривали проблему реализации этого приема на уроке русского языка, а также касались теории и практики обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема методики обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка исследована недостаточно. Вероятно, связано это с тем, что на протяжении долгого времени в школе доминировал репродуктивный стиля обучения в рамках знаниецентрической образовательной парадигмы.

Это обстоятельство определило обращение в настоящей работе к проблеме специфики личностно-ориентированного обучения и технологии РКМЧП, освоение которой в дальнейшем позволит нам обратиться к проблеме кластера на уроке русского языка: его видам и методике обучения школьников этому приему.
Цель исследования:
рассмотреть особенности технологии РКМЧП на материале исследований Шаталова В., Граника Г., Доблаева Л, Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой, С.Клустера(Клаустера) Д., Меженко Ю. в контексте отечественной и зарубежной научной мысли, сосредоточив внимание на наполненнии понятия «прием кластера», его видах, генетической связи с приемом опорных конспектов, использовании на различных этапах урока русского языка, теории и практике обучения приему школьников, степени изученности вопроса.

Задачи исследования:

- на основе анализа научно- методических исследовательских работ, посвященных изучению проблемы применения технологии РКМЧП на уроках русского языка, сделать вывод об ее особенностях, сформулировать определение термина «критическое мышление», выяснить, в чем его отличие от «творческого» (глава 1);

- охарактеризовать основные признаки кластера как способа графической организации информации, графического систематизатора, выяснить сходства с опорным конспектом и отличия от него, дать классификацию видов кластеров на уроке русского языка, определить специфику работы с различными видами кластеров на каждом из этапов урока (глава 2);

- спланировать и организовать обучение школьников приему составления кластера на уроке русского языка (глава 3).

Объектом исследования является проблема кластера как методического приема на уроках русского языка.

Предметом исследования являются особенности теории и практики обучения школьников приему составления кластера на уроке русского языка.

Научно- методические исследования Граника Г., Доблаева Л, затрагивающие проблему смысловой структуры учебного текста и его понимания, Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Клустера(Клаустера) Д., касающиеся проблемы личностно- ориентированного обучения и критического мышления, Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой С. — использования новых образовательных технологий на уроках русского языка, в том числе и приема кластера, представляются методологически значимыми.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении курса «Теории методики обучения русскому языку» в педагогических вузах и колледжах. Полученные выводы могут быть полезны при проведении междисциплинарных научных исследований, но, прежде всего, учтены в практике преподавания русского языка в школах, гимназиях и профильных лицеях как в среднем звене, так и в старших классах.

Структура исследования: данная работа состоит из Введения, 3 глав, Выводов по каждой главе, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 51 источник, Глоссария (17 терминов) и Приложения, содержащего 4 примера индивидуальных работ учащихся 5 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 1 им. В. И. Ленина» г. Ульяновска.

Заключение

В своей работе, таким образом, мы исследовали особенности личностно-ориентированного обучения, технологии РКМЧП, сформулировали определение термина «критическое мышление», выяснили, что «мышление творческое» шире и уже априори включает в себя элементы анализа и оценки проблемы, над которой ведется работа.

Означив основные приемы, используемые в технологии РКМЧП, выяснили, что самым популярным является на уроках русского языка прием составления кластера. Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. Существуют разнообразные виды кластера, наиболее популярными из которых являются «Фишбоун», «Планета и ее спутники» и блок-схема. Каждый вид можно использовать на конкретном этапе русского урока: на этапе закрепления и систематизации изученного материала, целеполагания и повторения изученного материала — «Планета и ее спутники», на этапе изучения нового материала — «Рыбий скелет».

Мы выяснили генетическую связь кластера и опорного конспекта и пришли к выводу, что использование опорных конспектов не дает той свободы мысли, какой обладает ребенок при работе с кластером, составляя который, пропускает материал «через себя», а не просто заучивает наизусть.

Наиболее эффективно обучать методике составления кластера на уроке русского языка поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно с точки зрения как методической, так и психолого-педагогической.

 

 

Литература

1. Александрова О. А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку. // Русский язык. – 2006. – № 3.

2. Алексеев Н. А. Понятие личностно ориентированного обучения. // Завуч. – 1999. – № 3.

3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

4. Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно - коммуникативных технологий. / М. Е. Бершадский. // Педагогические технологии. – 2006. – № 1.

5. Бройде М. Г. Русский язык в упражнениях и играх. / Бройде М. Г. – М., 2001.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996.

8. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. // [Электронный ресурс]: http://bookday.net/18159-kogda-kniga-uchit-g-g-granik-l-a-koncevaja-s-m.html.

9. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. – М.: БОНФИ, 2002.

10. Гуревич К. М. Индивидуально - психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.

11. Гурьева А. В. Урок в технологии Критического мышления. Кластер. (Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс, русская литература). // [Электронный ресурс]: http://www.madamam.ru/blog/urok-v-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya-klaster.

12. Дмитриева О. В. Создание кластера на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://wiki.omskedu.ru/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.

13. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. / В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

14. Дьяконова Е. Ю. Вселенная в алфавитном порядке. 7-й класс. // [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/595562/.

15. Загашев И. О., Заир - Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд - во «Альянс - Дельта», 2003.

16. Загашев И. О., Заир - Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Изд - во «Альянс - Дельта», 2003.

17. Загашев И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. // [Электронный ресурс]: http: //1 september/ru. 2004/17/15. Htm-35к.

18. Заир - Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинской.– М.: Просвещение, 2004.

19. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Издательство «Каро», 2006.

22. Ладыженская Т. А. Модернизация образования и риторики. // Русская словесность. – 2005. – № 3.

23. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Урок риторики. // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. / А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

24. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 1965.

25. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.

26. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1998.

27. Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Педагогика, 2000.

28. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ - Медиа, 2008.

29. Мезенцева Н. Е. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. // [Электронный ресурс]: http://www.schoolexpert.ru/public?id=279.

30. Муштавинская И. В. ТРКМ: научно - методическое осмысление. // Методист. – 2002. – № 2.

31. Мячина Н. Г. Использование новых технологий на уроке русского языка / Н. Г. Мячиной. // [Электронный ресурс]: http: // festival. 1september.ru/ 2005_2006/ index.php?numb_artic=312207.

32. Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

33. Петерсон Л. Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.

34. Свечкова А. Н. Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/sredstva-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-dei.

35. Столбунова С. В. Лекция 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. // Как построить нетрадиционный урок русского языка./ «Русский язык». – М.: Издательский Дом «Первое сентября», 2005. – № 18.

36. Тосова Н. А. Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы. // [Электронный ресурс]: http://schoolvosem.ucoz.ru/proekt/Tosova_N.A..pdf.

37. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974.

38. Шадриков В. Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. –1994. – № 5.

39. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М., 1979.

40. Векслер С. И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Киев, 1974.

41. Дулама М. Э. Кластеры как форма организации мышления. // [Электронный ресурс]: http: //1 september/ruhtm.

42. Клустер (Клаустер) Д. Что такое критическое мышление? // [Электронный ресурс]: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902.

43. Халперн Д. Ф. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

44. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон. – М., 2010.

45. Опорные конспекты Ю. Меженко. // [Электронный ресурс]: http://tom-verschool.edu.tomsk.ru/?ur=1055.

46. Психологические особенности творческого мышления личности. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psikhologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-lichnosti.

47. Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

48. Теория развития критического мышления. // [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

49. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. // [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/.

51. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

 

Глоссарий

Ассоциация (лат. associatio — «соединение») — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями на основе ассонанса — частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов.

Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/.

Информационное поле — единица интеграции человеческого сознания, отражающая некоторое понятие, обусловливающее центрально-периферическую связь всех его элементов; представляет собой результат креативного процесса мышления, при этом формируется не каждый смысл в отдельности, но лишь акцептор действия.

Борисова Л. М. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных: психолингвистический аспект. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&url=http%3A%2F%2Felib.altstu.ru%2Felib%2Fdisser%2Ffiles%2Fbosova.doc&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4610558b2b083ebc434b314a9face7de&keyno=0

Личностно- ориентированное обучение (ЛОО) — это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Инновационные технологии обучения в школе. // [Электронный ресурс]: http://do.gendocs.ru/docs/index-94934.html

Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Критическое мышление — это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

Культура чтения — владение приемами наиболее рационального и продуманного использования изданий, предполагающее хорошее знание компонентов издания, умение не просто воспринимать напечатанное, но и осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать суть прочитанного, делать выписки; библиогр. грамотность и умение использовать ее для того, чтобы отобрать нужные издания, составить план чтения, знание условий работы библиотек и в библиотеках, их каталогов, картотек, справочно-библиогр. аппарата.

Издательский словарь. — 2003. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/.

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить?Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения. Развиваясь на стыке таких наук, как лингвистика, педагогика и психология, МРЯ является самостоятельной педагогической наукой, которая имеет свое содержание, свою систему понятий, свой предмет исследования, свои задачи, свою историю развития. Для ученого-методиста язык как особым образом организованная система в совокупности выполняемых функций выступает как объект обучения, причем обучение рассматривается не просто как передача знаний и умений, а как развитие коммуникативных способностей обучаемых.

Методика преподавания русского языка в старшей школе. // [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-starshei.

Методический приём — это действие, направленное на решение конкретной задачи. Это способ работы, который выполняется для достижения конкретных результатов и который можно выразить в виде перечня действий.

// [Электронный ресурс]: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-17566

Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию.

Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

Опорный сигнал — средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, графические изображения. Неожиданность, экономность и принцип ассоциации — принципы, на которых строятся опорные сигналы.

Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

Педагогическая технология — набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Понимание — разумное, рациональное начало творчества, способность истолкования.

Издательский словарь. — 2003. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/.

Смысловое поле — см. Информационное поле.

Творческое мышление — процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. В творческом мышлении выделяют его имманентные, неосознаваемые компоненты.

Психологические особенности творческого мышления личности. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psikhologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-lichnosti.

Технология обучения (от греческого techne — «искусство», «мастерство», «умения» и логия – «наука») — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Ее специфика основана на закономерностях взаимодействия личности и информации. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

Урок русского языка —основная организационная форма изучения русского языка в школе. В уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса характерны четкость цели и содержания, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная четкость, координирующая роль педагога.

Урок — основная организационная форма изучения специальных предметов. [Электронный ресурс]: http://osvarke.info/286-urok-osnovnaya-organizacionnaya-forma.html.

Приложение

Кафедра русского языка

 

 

Допущена к защите:

Зав. кафедрой русского языка

________________________________________Воронина Нина Владимировна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории и методике преподавания русского языка

 

Кластер на уроках русского языка

Автор работы___________________ Акашина Валентина Алексеевна

(подпись)

Шифр работы – РЛЖ-09-2______________филологический факультет

 

Специальность – русский язык и литература

со специализацией практическая журналистика

 

 

Руководитель работы – доцент, кандидат филол. наук Зуева С. В.

______________

(подпись, дата)

 

Ульяновск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

филологический факультет

кафедра русского языка

Отзыв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.179 с.)