Духовное Развитие московской Руси в XIV–XVI вв. Идея «москва – третий рим». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовное Развитие московской Руси в XIV–XVI вв. Идея «москва – третий рим».



Общие условия развития культуры. В ХIV в. начинается возрождение Руси. Происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Главное значение этого процесса заключалось, как отмечает В.О. Ключевский, в том, что «московский удельный владелец, став великим князем, первым начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия».

Важнейшим событием в истории отечества стала Куликовская битва. Сначала ослабление, а затем и полноеосвобождение от татаро-монгольской зависимости обусловили быстрый экономический и культурныйподъем страны.

Растет население Руси, заселяются заброшенные земли, возрождается сельское хозяйство.

На новый качественный уровень поднимается ремесленноепроизводство. Начинают использовать водяной двигатель и водяную мельницу.

С 80-х годов ХV века большое развитие получает литейное дело. Центром литейного производства становится государев Пушечный двор в Москве. Андрей Чохов, один из самых талантливых мастеров и изобретателей, в 1586 году отливает знаменитую царь-пушку.

Объединение русских земель вокруг Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ нoвгopoдcкoй независимости. В пер­вом великокняжеском Судебнике 1497г. юридически оформляется государственная система крепостного права.

В XVI веке окончательно утверждается доктрина «Москва – Третий Рим ». Эта политическая теория основывалась на «Сказании о князьях владимирских», откуда следовало, что московские цари являются прямыми потомками императора Августа через Владимира Святославича.

Эту же цель преследовал и псковский старец Филофей в своих рассуждениях о мировой ролиРусского государства. По мнению автора, в мире существует вечное царство Рим. Первый Рим был в Италии. Погиб он потому, что изменил вере, принял католичество. Второй Рим – Византия, ее падение связано с Турецкими завоеваниями. На смену Византии пришла Москва – «это третий Рим, но четвертому не бывать».

Рассматриваемый период был достаточно сложным и для русской церкви. При Иване Калите религиозный центр перемещается в Москву, что в значительной степени усилило нравственное и политическое значение новой столицы. Сама церковь приобретает огромную силу и влияние.

Тенденции на усиление роли государства и церкви, закрепощения крестьян вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Закономерно, что в условиях борьбы мнений, большое значение приобретает публицистика. Авторы пытаются убедить главу государства в правильности того или иного предложения. В знаменитой переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского также затрагиваются проблемы общественного устройства и путей развития России.

Накопление научных знаний. Развитие ремесел, строительный бум ХV–ХVI веков обеспечили накопление теоретических и практических знаний. Огромные постройки требовали точных расчетов, знания законов математики и механики. Появляются письменные пособия по арифметике и геометрии, имевшие прикладной характер.

Обширные торговые связи с разными странами, расширение собственных границ приводит к развитию географии. Складывается особый литературный жанр, названный «хождениями». В 1466–1472 годах тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию. Он оставил деловые и обстоятельные записки – «Хождение за три моря».

Основные тенденции в литературе и искусстве. Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием.

Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве талантливых русичей. Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном». Куликовской битве было посвящено «Сказание о Мамаевом побоище», появившееся в первой половине ХV века.

В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались конкретным событиям.

Ярким примером нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой » – свод рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов. Составителем основной редакции «Домостроя» был священник кремлевского благовещенского собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности.

Дальнейшее развитие литературы и просвещения было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году.

В 1564 году Иван Федоров вместе с ближайшим другом и помощником Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу, которая, безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.005 с.)