Развитие человеческого зародыша 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие человеческого зародыша



 

 

Почти все животные, а также человек, практикуют примерно один и тот же способ

воспроизводства. Самка производит яйцеклетку, самец - сперматозоиды. Для того

чтобы яйцеклетка могла развиться в плод, она должна быть оплодотворена. Так

как каждый вид, чтобы не вымереть, должен воспроизводиться, природа устроила

так, что процесс оплодотворения стал приятен.

 

Женские органы размножения располагаются в нижней части живота, на уровне

тазовых костей. В самом центре находится матка или, как ее еще называют,

утроба, размеры которой в небеременном состоянии равны примерно пять на

четыре сантиметра. Матка - небольшой мышечный орган, масса которого

составляет примерно пятьдесят граммов, имеет грушевидную форму и направлена

узкой частью вниз, где она соединяется с началом влагалища. Нижний конец

матки заканчивается внутренним отверстием канала шейки, окруженным мышечной

тканью.

 

Из верхней части матки исходят две трубы, направленные в стороны. Каждая

труба имеет длину около семидесяти сантиметров и на дальнем от матки конце

завершается полостью в виде колокола. В основании каждого колокола находится

небольшой овальный орган - яичник. Каждый из двух яичников содержит

яйцеформирующую ткань.

 

Каждый месяц яйцеклетка созревает и примерно через десять дней после

менструации перемещается по трубе от яичника в матку. В это же время в матке

создается специальная выстилка - удобное "гнездо" для оплодотворенной

яйцеклетки. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то она проходит через матку и

выбрасывается наружу. Примерно через две недели выстилка матки тоже

выбрасывается, и готовится новая для следующей яйцеклетки. Выброс

неиспользованного материала называется менструацией.

 

Мальчик рождается с яичками, которые незадолго до рождения с уровня

поясничных позвонков опускаются в мошонку. В этом органе образуются

сперматозоиды. Подсчитано, что каждое яичко содержит спермообразующие волокна

общей длиной около мили, причем здоровый мужчина за одну эякуляцию может

выделить более двухсот миллионов сперматозоидов.

 

В кульминационный момент совокупления мужская сперма выбрасывается из

мочеиспускательного канала во влагалище женщины. Зрелый сперматозоид имеет

длинный тонкий хвост, который позволяет ему продвигаться к отверстию в шейке

матки. Скорость передвижения составляет примерно двадцать пять миллиметров в

десять минут. Значительное количество сперматозоидов успешно проходят через

матку в трубы и принимают участие в соревновании, главный приз которого -

оплодотворение яйцеклетки. Как только оплодотворение происходит, яйцеклетка

сразу же видоизменяется и делается недоступной для прочих сперматозоидов.

 

Оплодотворенная яйцеклетка перемещается по трубе в матку, располагается на ее

стенке и начинает расти. Выстилка матки претерпевает изменения - образуется

детское место, или плацента, через которую мать питает плод. Плацентарная

площадка быстро расширяется, интенсивно развиваются кровеносные сосуды и

нервные волокна - начинается развитие ребенка.

 

Вскоре после оплодотворения в яйцклетке образуются различные по форме клетки,

из которых впоследствии развиваются органы и части тела ребенка. На этом

раннем этапе развития уже заложен пол будущего ребенка.

 

Во время внутриутробной жизни плод защищен пузырем воды, в котором он и

обитает. Воды защищают плод от повреждений (когда мать, например, падает или

ударяется о что-либо), сохраняет постоянную температуру и предоставляет

достаточное пространство для свободных помещений, вплоть до последних дней

беременности.

 

Плод растет очень быстро. Через четыре недели он уже имеет длину около

четырех миллиметров и лежит в пузыре, размером примерно с голубиное яйцо,

наполненном жидкостью. В конце второго месяца он достигает тридцати

миллиметров в длину. Уже можно четко различить ручки, ножки и головку. К

этому времени у плода развивается собственная нервная система и собственная

система кровообращения.

 

Плод питается через пуповину, которая прикрепляется к плаценте. Этот

удивительный орган - плацента - располагается на внутренней стороне матки и

служит фильтром для крови матери. Плацента не только выделяет из крови то,

что требуется ребенку, но и обладает свойством задерживать вещества,

способные оказать вредное воздействие. К моменту рождения ребенка длина

пуповины может составлять от тридцати сантиметров до одного метра.

 

К концу третьего месяца плод имеет длину до девяти сантиметров, весит

примерно тридцать граммов; к концу четвертого - длина достигает восемнадцати

сантиметров, масса - ста двадцати граммов. К этому времени сердце ребенка уже

интенсивно бьется, можно даже распознать его пол. Мать начинает ощущать

движения плода. Часто такие движения называют шевелением, впервые они обычно

происходят примерно через восемнадцать-девятнадцать недель после зачатия.

 

На пятом месяце беременности ребенок имеет около двадцати пяти сантиметров в

длину и массу около семисот граммов. В медицинской литературе описаны случаи,

когда дети, рожденные на этом сроке, выживали. К концу седьмого месяца, через

двадцать восемь недель, ребенок - уже вполне сложившееся существо. Несмотря

на недостаточные развитие и массу, выживание семимесячных детей уже не

считается чем-то из ряда вон выходящим.

 

В восемь месяцев ребенок достигает сорока четырех сантиметров в длину и имеет

уже очень неплохие шансы на выживание. На девятом месяце, через тридцать

шесть недель после зачатия, масса, ребенка составляет от 2270 до 2500 грамм.

Его органы хорошо развиты и функционируют, и хотя ребенок, рожденный на этом

сроке, требует более тщательного ухода, нежели полностью доношенный

сороканедельный, его шансы на выживание весьма велики.

 

В девять месяцев, или сорок недель (это усредненный срок, необходимый для

полного развития) масса ребенка должна достигать от 3200 до 3400 грамм, а

длина - около 48 сантиметров. Именно в этот период и происходят естественные

роды.

 

Это краткое описание характерного нормального развития человеческого зародыша

не учитывает различных генетических, экологических, эмоциональных факторов, а

также особенностей питания, которые могут значительно повлиять на развитие

плода в течение беременности. Некоторые воздействия находятся вне нашего

контроля, но сознательные родители, тем не менее, должны постараться создать

оптимальные условия для развития своего ребенка. Оптимальные условия

включают, во-первых, заботу о своем здоровье и питании как до зачатия, так и

во время беременности; во-вторых, заботу о спокойствии матери. Сильное

волнение, глубокая тревога нередко приводят к невынашиванию, к

преждевременным родам. Небезосновательно считается, что для нормального

развития ребенка в утробе матери важна не только физиологическая среда, но и

психологическая.

 

 

Развитие головного мозга

 

 

Развитие головного мозга ребенка происходит отнюдь не пропорционально

развитию скелета. С самых ранних недель в плоде уже присутствует мозговое

вещество. В три с половиной недели уже можно различить три составные части

мозга, а в периоде трех до пяти месяцев развиваются основные церебральные

функции. За месяц до рождения головной мозг ребенка уже вполне развит.

 

Именно наш мозг отличает нас от других животных и возвышает нас над ними.

Самым важным для любой беременной женщины является предотвращение травм

головы ребенка и обеспечение адекватного развития его мозга.

 

Принцип естественности родов является одним из основных факторов снижения

родового травматизма мозга. Непрерывное развитие мозга охватывает период от

момента зачатия до первых девяти месяцев после рождения. Размер мозговой

ткани через четыре месяца после зачатия составляет примерно 60 кубических

сантиметров, в момент рождения - 360, а в возрасте девяти месяцев - уже 850.

К девятимесячному возрасту головной мозг сформирован примерно на девяносто

процентов.

 

Нейроанатомы - специалисты по нервной системе - считают, что развившаяся

мозговая ткань дается человеку на всю оставшуюся жизнь. Клетки головного

мозга, а также способность продуцировать нейротрансмиттеры, т.e. весь

потенциал развития мозга, формируется к девяти месяцам. Если рост и развитие

мозга соответствуют генетическим и инстинктивным программам, то закладывается

хорошая основа для дальнейшего развития. Если основа либо изначально не очень

хороша (интеллектуальный уровень ниже оптимального), либо повреждена

(например, в результате травмы), либо недостаточно развивается в процессе

роста, то в будущем мы не можем ожидать хороших результатов. Это не значит,

что невозможно помочь ребенку, у которого к девяти месяцам не полностью

сформировалась мозговая ткань. Но тем не менее, чем качественнее заложена

основа, тем большим потенциалом обладает ребенок.

 

Если головной мозг травмирован, то, скорее всего, последствия этой травмы

будут сказываться всю жизнь. Поэтому знание о развитии мозга с момента

зачатия до первых девяти месяцев жизни особенно важно для беременных женщин и

их мужей. Этому следует учить всех беременных, а не только тех, кто посещает

занятия по дородовой подготовке. С социальной точки зрения эта информация

даже существеннее, чем сведения о давлении составе крови и мочи. Комфортность

пребывания плода в утробе матери несомненно важна, но забота о головном мозге

еще важнее. Хотя уместно заметить, что повышенное и пониженное артериальное

давление может косвенно пагубно воздействовать на развитие мозга.

 

И хотя на рост и развитие мозга влияют различные факторы, наиболее важно

уберечь от травм голову ребенка во время беременности и во время родов.

Естественных роды - самый верный способ обеспечить простое, самостоятельное,

без медицинского вмешательства, рождение ребенка.

 

Это вовсе не означает, что роды без медицинского вмешательства должны

происходить любой ценой. Бывают ситуации, когда анестезия, щипцы или кесарево

сечение является необходимым условием предотвращения травмы головы. Но какая

трагедия происходит, когда развитие головного мозга оказывается нарушенным

из-за невежества или безразличия - в результате неумения применить известные

ныне методы!

 

Какие же факторы влияют на развитие и рост головного мозга? Вот некоторые из

них.

 

Генетическое программирование. После зачатия оно уже находится вне контроля.

Необходимо учитывать эти факторы до зачатия, особенно если имеются

свидетельства о наследственных нарушениях.

 

Инфекции. К примеру, на ранних сроках беременности развитие мозга

подвергается большой опасности со стороны такой инфекции, как краснуха,

вирусы которой поражают мозговую ткань.

 

Наркотики. Известно, что многие наркотики, в том числе алкоголь и табак,

могут стать причиной мозговых нарушений. Употребление этих веществ, даже до

зачатия, может нанести непоправимый ущерб - к примеру, табак повреждает

сперму. Если один из родителей употребляет наркотики, то могут возникнуть

дефектные гены. Элемент риска также присутствует тогда, когда женщина во

время беременности принимает какие-либо лекарства. Беременным лучше избегать

любых готовых лекарств, включая аспирин, средства от простуды,

успокоительные, снотворные и т.д. Врачи должны прописывать лекарства с особой

осторожностью и только в том случае, когда польза от лекарства заметно

превышает риск. Это же касается и широко применяемого бенедиктина -

распространенного средства от тошноты, которое часто рекомендуют принимать на

ранних сроках беременности. Продукция бенедиктина была запрещена 9 июня 1983

года после предъявления многочисленных исков по поводу того, что его

употребление нанесло ущерб развитию ребенка.

 

Питание. Низкобелковая диета, так же как и иное неполноценное питание,

оказывает пагубное воздействие на развитие головного мозга. Оба родителя

должны получать с пищей все необходимые компоненты, по крайней мере, за месяц

до зачатия, а еще лучше - всю жизнь. Для будущей матери и плода правильное

питание даже не желательно, а обязательно (вопросы питания более подробно

рассматриваются в главе 3).

 

Беспокойство и страх. Отрицательные эмоции сильнейшим образом воздействуют на

организм беременной женщины. Беспокойства и страхи вызывают биохимические)

изменения в организме, готовя его к ответной реакции противостояния или

бегства. Если же борьба и бегство невозможны, то эти изменения негативно

воздействуют на организм и становятся причиной болезненных эффектов в

развитии головного мозга плода.

 

Одно из таких биохимических изменений заключает в выработке катехоламинов,

которые вызывают сужение артерий и снижают приток крови к внутренним органам.

Думаю, всем известно, что кислород жизненно необходим для развития мозга.

Хотя плод вполне способен перенести кратковременное кислородное голодание,

вызванное ответной реакцией на страх, но месяцы тревожной и беспокойной жизни

могут сказаться весьма и весьма отрицательно. Кроме того, катехоламины могут

затормозить развитие гормонов мозга - эндорфинов.

 

Оксигенация при родах. Чем более естественно и физиологично протекают роды,

тем лучше условия для оксигенации. Длительное воспрепятствие доступа

кислорода к головному мозгу плода может стать причиной повреждения мозговой

ткани. Задержку поступления кислорода к плоду вызывает, например, дисфункция

плаценты или пережатие пуповины. Естественные роды, при которых нормализуется

физиология всего процесса, гарантирует стабильное снабжение плода кислородом.

 

С другой стороны, и сама излишне встревоженная роженица невольно ограничивает

поступление кислорода к своему ребенку. Чем больше тревог, тем более женщине

требуется медикаментозное вмешательство, что еще более затрудняет поступление

кислорода. Чрезмерные тревоги могут привести к тому, что при родах придется

воспользоваться потенциально опасными обезболивающими средствами и

инструментами, применение которых грозит травмированием мозга, если они

используются врачами ненадлежащей квалификации. Очень часто травмы возникают

при тяжелых родах с применением щипцов, при неправильном положении плода. В

таких случаях принимать роды могут только специалисты с очень хорошей

подготовкой.

 

Естественные роды - не игра. Это не забава для того, чтобы родители испытали

эмоциональное удовольствие. Это очень важная мера предотвращения повреждения

головного мозга ребенка.

 

Нерасторжимая связь. Непосредственно после рождения ребенка между ним и

родителями устанавливается особая взаимосвязь. Эти отношения формируются на

основе пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. И хотя этот

период, когда ребенок особенно нуждается в особой близости с родителями,

фактически растягивается на девять месяцев, особенно важен он непосредственно

после рождения ребенка.

 

Подробнее данный вопрос будет рассмотрен позднее, но здесь имеет смысл

остановиться на нем в контексте развития мозга ребенка. Эшли Монтегю в

течение многих лет говорил и писал о том, что чем меньше животное трогают,

тем хуже развивается его мозг, особенно если недостаток физического контакта

приходится на период импринтинга - непосредственно после рождения. Наблюдения

за животными показали, что недостаток физического контакта приводит к

различным нарушениям в их поведении. Если молодые обезьяны не имеют

достаточного общения в течение первых двух недель, то они остаются

неполноценными на всю жизнь. Гарри Хорлоу доказал, что молодая самка резус,

подвергшаяся полной изоляции в течение первых двух недель жизни, во взрослом

состоянии имеет затруднения с зачатием. Если в будущем, ей все-таки удастся

забеременеть, то у нее, скорее всего, произойдет выкидыш. Причиной этого

является неполноценное развитие головного мозга.

 

У людей период импринтинга растягивается на девять месяцев, но все же

наиболее важен послеродовой контакт. Отсутствие контактов с близкими людьми

может вызвать не только нежелательные эмоции, но и нарушения нормального

развития мозга.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.21.228 (0.084 с.)