Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии



Государственное регулирование трудовых отношений на предпри­ятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях:

- разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

- прямое участие государства в управлении трудовыми отноше­ниями в бюджетной сфере;

- изъятие части дохода предприятия через систему налогообло­жения и обязательных платежей в бюджет, ее перераспределение и воз­действие на формирование рынка труда и соответствующего кадрового

потенциала.

Законодательно-нормативная база трудового права России вклю­чает:

- федеральные законы Российской Федерации;

- подзаконные акты органов исполнительной власти;

- локальные нормативно-правовые акты (коллективные и трудо­вые договоры).

Особое место среди источников российского трудового права за­нимает Конституция Российской Федерации, которая законодательно закрепляет:

- свободу труда;

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены;

- право на вознаграждение за труд в размере не ниже минималь­ной оплаты труда, установленной федеральным законом;

- право работников на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры с использованием способов их разрешения, установленных федеральным законом;

- право на отдых.

Работающим по трудовому договору гарантируется установлен­ная федеральным законом продолжительность рабочего времени, вы­ходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудово­го права занимает Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) Российской Федера­ции. КЗоТ регулирует основные трудовые права и обязанности работ­ников, рабочее время и время отдыха, охрану труда, трудовые споры, обеспечивает гарантии занятости и реализации права граждан на труд, участие работников в управлении предприятием, устанавливает зако­нодательные рамки в области трудовых договоров, заработной платы, норм труда и сдельных расценках.

Наряду с КЗоТ РФ к федеральным законам относятся также «Ос­новы законодательства РФ об охране труда», «О коллективных дого­ворах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудо­вых спорах» и др.

Наряду с федеральными нормативными актами к числу источни­ков трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов РФ. Они имеют ограниченную сферу действия (в рамках ре­гиона субъекта РФ), не должны противоречить соответствующим феде­ральным нормативным актам и базируются на конституциях республик и уставах других субъектов РФ.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории Рос­сии и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным зако­нам.

Постановления Правительства РФ представляют собой акты ис­полнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. Постановле­ния Правительства, будучи нормативными актами, принятыми в разви­тие действующего законодательства, устанавливают соответствующие нормы, например тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы.

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих государственных органов управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нор­мирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, порядка исчисления среднего заработка и часовых тарифных ставок, порядка предоставления льгот отдельным категориям работников, ре­жима труда и отдыха на отдельных предприятиях и др.

В последние годы в России появились качественно новые источ­ники трудового права: генеральные, региональные, межотраслевые, тарифные, территориальные соглашения и др. Они представляют собой договорные акты, заключаемые на двухсторонней или трехсторонней

основе, и выражают отношения социального партнерства между пред­ставителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях выступает соответствующий орган государственного уп­равления. Влияние государственных органов власти на трудовые отно­шения на предприятии сводятся как к разработке рамочных условий соглашений, так и в виде непосредственного участия в работе соответ­ствующей трехсторонней комиссии.

Аналогична роль государства в регулировании трудовых отно­шений на предприятиях в форме Локальных нормативно-правовых ак­тов (коллективных и трудовых договоров).

Контрольные вопросы

1. Количественная и структурная характеристика персонала предприятия.

2. Категории персонала предприятия.

3. Методы определения численности работающих на предприя­тии.

4. Текучесть кадров.

5. Понятие, значение и методы измерения производительности труда на предприятии.

6. Особенности измерения производительности труда на предпри­ятиях нефтяной и газовой промышленности.

7. Основные факторы, определяющие уровень производительно­сти труда и пути ее повышения.

8. Современные модели оплаты труда.

9. Основные особенности тарифной, бестарифной, контрактной систем оплаты труда.

10. Формы и системы оплаты труда, их различие.

11. Основные формы государственного регулирования трудовых отношений.

 

 

Глава 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.28 (0.01 с.)