Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания в философии и психологии.
Сознание как социальный феномен
Цель занятия − рассмотреть основные концепции происхождения сознания и выявить сущность категории отражение в диалектическом материализме. Семинарское занятие – 2 часа План 1. Концепции сознания в философии. 2. Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме. Сущность отражения. 3. Общественная природа сознания. Мышление и язык. 4. Природа самосознания.
Методические рекомендации При подготовке первого вопроса, обратите внимание на то, что понятие «сознание» наряду с «бытием» является ключевым в решении основного вопроса философии, поэтому его определением занимались многие философы, начиная с античных времен и заканчивая нашим временем. Все многообразие решения проблемы сознания тяготеет к двум основным направлениям – к материалистическому и идеалистическому его пониманию. Подчеркните, что представления о сознании теснейшим образом связаны с господствующим в обществе мировоззрением, и именно поэтому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. Укажите эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки возникновения сознания. При подготовке второго вопроса, внимательно прочитав заданные главы учебников, определите развитие форм отражения как генетическую предпосылку сознания. Рассмотрите отражение как всеобщее свойство материи и как способность получения адекватных образов действительности. Изучите возникновение информационного отражения. Психика как форма отражения. При подготовке третьего вопроса, рассмотрите возникновение человеческого сознания. Изучите сознание и высшие формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Обратите внимание на то, что осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. С одной стороны, язык, речь – это органическая способность сознания, связанная со всеми его структурами, а также с психикой, бессознательным, телом. С другой стороны, язык – это универсальное средство общения. Раскройте основные функции языка и покажите принципиальное отличие языка человеческого общения от любой знаковой системы. Рассмотрите сознание как необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека и общение как необходимую предпосылку сознательной деятельности. Раскройте социальные предпосылки возникновения сознания. Покажите, что сознание выступает как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.
При подготовке четвертого вопроса, рассмотрите выделение субъектом самого себя в качестве носителя активной позиции по отношению к миру. Изучите структуру и формы самосознания. Рассмотрите самосознание как процесс коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Изучите предметность и рефлексивность самосознания. Раскройте сущность рефлексии. Темы рефератов 1. Проблема сознания в философии. 2. Загадка религиозного сознания. 3. Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез). 4. Проблема создания искусственного интеллекта. 5. Подсознание и его возможности. 6. Самосознание в структуре сознания. 7. Мышление и язык. Вопросы для самостоятельной работы 1. На каких постулатах основывается религиозно-философская концепция сознания? 2. Покажите на примере и объясните сущность отражения. 3. Почему отражение является генетической предпосылкой сознания? 4. Чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения? 5. Каковы социальные предпосылки возникновения сознания? 6. В чем заключается сущность рефлексии? 7. Феномен сознания с точки зрения диалектического материализма. 8. Всегда ли мышление облечено в языковую форму?
Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10, 14, 16, 19, 32, 33, 40, 41, 63, 64-83].
РАЗДЕЛ 4. ДИАЛЕКТИКА
Цель занятия − выявить исторические формы диалектики и определить сущность диалектических категорий, выражающих устройство бытия и детерминации, а также – рассмотреть три основообразующих закона диалектики: закон борьбы и единства противоположности, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.019 с.) |