Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.3. Философские искания мыслителей средневековья
Цель занятия − выявить основные особенности формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов в христианской философской системе. Семинарское занятие – 2 часа План 1. Формирование средневековой христианской философии. 2. От патристики − к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии. 3. Проблема соотношения веры и разума как определяющая в средневековой философии (Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский). 4. Проблема природы общих понятий, варианты ее решения в средневековой философии. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса раскройте причины распространения в начале I тысячелетия н.э. в Римской империи новой религии – христианства. Охарактеризовав важнейшие черты средневековой философии – теоцентризм, креационизм, идеи творения и откровения, провиденциализм, несложно определить особенности ее онтологии – теоцентризм, гносеологии – иррационализм, антропологии – дуализм, признающий двойственную природу человека – божественную и земную. При подготовке второго вопроса определите хронологические рамки и имена представителей этих этапов. Затем раскройте суть основных проблем, которые решали в отмеченные периоды Отцы церкви, и особенности их решения: бытия Бога, обоснования его триединой сущности, отношения веры и разума, божественной предопределенности, спасения души, существования зла в мире и др. В качестве итога сделайте вывод о том, в чем заключается новаторство Августина, в каком смысле его можно считать мыслителем, направившим философию по новому пути. При подготовке третьего вопроса уясните суть проблемы знания и веры, а именно: что выше – истина науки или истины религии? Обратите внимание на то, что важную роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соотношения веры и разум сыграли учения Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского. При подготовке четвертого вопроса уясните суть проблемы универсалий. Обратите внимание на то, что средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях. Далее разберитесь, в чем заключалась особенность полемики между реалистами и номиналистами.
Темы рефератов 1. Становление христианства, его отношение к античной традиции. 2. Рациональные доказательства бытия Бога в средневековой философии. 3. Дух, душа, тело человека с точки зрения христианской антропологии. 4. Связь проблемы универсалий средневековой философии с теорией идей Платона. 5. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. 6. Принцип креационизма и его роль в средневековой философии. Вопросы для самостоятельной работы 1. Почему христианство стало универсальным мировоззрением средневековья? 2. Каково отношение христианства к античной культуре и философии? 3. Почему соотношение веры и разума стало главной философской проблемой средневековой мысли? 4. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»? Используемая литература:[1-12, 15-18, 24, 25, 27, 34, 36-40, 49, 64-84]. Тема 2.4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Цель занятия − разобраться в становлении и развитии гуманистических традиций возрожденческой философии, а также концепций, изменивших представления о мире и месте человека в нем; осмысление проблемы познания природы, вставшей перед философами Нового времени, изучение основных направлений философского мышления (эмпирического и рационального). Семинарское занятие – 2 часа План 1. Мыслители эпохи Возрождения и новая картина мира. 2. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк). 3. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза).
Методические рекомендации При подготовке первого вопроса обратите внимание на то, что в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы второй половины XV в. начинают происходить серьезные изменения, повлекшие за собой начало эпохи Возрождения. Обратите внимание на возрожденческий гуманизм и проблему уникальной индивидуальности. Раскройте сущность представлений: человек как творец самого себя; антропоцентризм и проблема личности. Обратите внимание на то, чем эпоха Возрождения в корне отличается от предшествующей ей средневековой эпохе, и в первую очередь на обмирщение, как процесс освобождения от церковной зависимости.
Рассмотрите пантеизм как специфическую черту натурфилософии Возрождения. Изучите философию Николая Кузанского, проблему единства максимума и минимума. Разберитесь, что кроется за этим пониманием субстанции. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. При подготовке второго вопроса, необходимо начать с рассмотрения научной революция и философия XVII в. Акцентируйте внимание на том, что Френсис Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с последующим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Рене Декарта. С помощью философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», т.к. Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их четыре). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бекон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Уясните в чем суть индуктивного метода. При рассмотрении философской концепции Джона Локка, прежде всего, разберитесь в сути критики Д. Локком учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств? При подготовке третьего вопроса изучите рационализм Рене Декарта. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р. Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»). Рассмотрите учение Бенедикта Спинозы о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.
Темы рефератов 1. «Забытые боги»: философия эпохи Возрождения. 2. Идеальное общество в трудах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. 3. Николай Коперник. 4. Мишель де Монтень: философия «Эссе». 5. Пико делла Мирандола. 6. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости». 7. Галилео Галилей: «И всё-таки она вертится». 8. Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы. 9. Философские взгляды Джона Локка. 10. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества. 11. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения? 2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения? 3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли? 4. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы? 5. Какое значение придавал Рене Декарт принципу сомнения? 6. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах? 7. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение? 8. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение? 9. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Томаса Гоббса «Человек человеку − волк»? Используемая литература:[1-12, 7, 15-19, 24, 25, 32, 34, 36, 37, 64-83].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.011 с.) |