Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 7. Западноевропейская философия в конце XIX - XX вв.
Цель занятия – уяснить сущность современных западноевропейских философских направлений, раскрыть их основные вопросы и задачи, которые были поставлены их теоретическими вдохновителями. Семинарское занятие – 2 часа План 1. Позитивизм О. Конта и его модификации в XX столетии. 2. «Философия жизни» и ее разновидности.
3. Эволюция психоаналитической философии. 4. Экзистенциализм: основные проблемы и учения.
Методические рекомендации При подготовке первого вопроса, уясните то, что основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. Раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была, по мнению О. Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе. Обратите внимание на то, что позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием. Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.
При подготовке второго вопроса, обратите внимание на то, что в философии жизни, жизнь определяется в космологическом плане. В основе всего – жизненный порыв, как непрерывный поток качественных изменений, творений, творчества. Интуиция есть общая основа философии и науки. Философия идет от интуиции к понятиям, тем самым она выявляет их подлинное значение. При подготовке третьего вопроса, вы должны уяснить суть концепции бессознательного психического Зигмунда Фрейда. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, «Оно» - «Я» - «сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго». Покажите механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Далее проанализируйте влияние З. Фрейда на психологию и философию ХХ века, назовите основных его последователей. При подготовке четвертого вопроса, начните с уяснения того, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра. Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования. Темы рефератов 1. Позитивизм и возникновение философии науки. 2. Сущность закона «трех стадий» в философии Огюста Конта. 3. Герберт Спенсер и английский позитивизм. 4. Эмпириокритицизм. 5. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века 6.. Критерий очевидности в теории познания Эдмунда Гуссерля. 7. Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма. 8. Фридрих Ницше: «воля к жизни – воля к власти». 9. Экзистенциализм о значении «пограничных ситуаций».
10. Сущность религиозного экзистенциализма. 11. Сущность герменевтики. Вопросы для самостоятельной работы 1. Есть ли что-то общее в решении философских проблем представителями разных этапов развития позитивизма? 2. Как позитивизм рассматривает соотношение науки и философии? 3. В чем суть концепции научной революции Томаса Куна? 4. Каковы достоинства и недостатки введенного Карлом Поппером принципа фальсификации? 5. Каковы основные тенденции в развитии западной религиозной философии XX века? 6. Как трактовали «жизнь» представители «философии жизни»? 7. Чем определяется основной круг проблем в экзистенциализме? 8. Почему экзистенциалисты считают свободу «тяжким бременем»? 9. Почему Ф. Ницше считал искусство более глубоким и надежным способом познания жизни? 10. Что такое философская герменевтика и каковы ее основные идеи? 11. В чем сущность психоаналитического подхода в понимании человеческого сознания?
Используемая литература: [ 1-8, 10-12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 32, 33, 37, 56, 61, 64-83].
Тема 2.6. Русская философия
Цель занятия − изучить особенности русской философии, раскрыть ее теоретические основы и постулаты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.008 с.) |