Теории и концепции обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории и концепции обучения.



Теория обучения – самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения, преподавания.

Дидактическая концепция раскрывает специфику данного отношения на уровне определенного подхода, научной идеи и принципа.

Концепция обучения:

1. Концепция дидактического энциклопедизма (Коминский/Каменский). Осн.цель – передача наиб. знаний.

2. Конц. дидакт-го формализма (Пестолоций). Переоценка субъективно-процессуальной стороны обр-ния; средство развития образовательной способности участия; надо научить мыслить.

3. Конц. дидактического прагматизма (утилитаризма) – Дж. Дьюи. Обучение – реконструкция опыта обучающего.

4. Конц. функционального материализма (В. Оконь).

5. Парадигмальная конц-я обучения. Учебный материал надо предоставлять: 1. Не систематически, а фокусно, акцентируя внимание на типичные факты и события; 2. Экземплярически(сски) представлять содержание вместо непрерывного изложения материала.

6. Кибернетическая конц. обуч-ия. Обучение – процесс передачи и обработки инф-ции.

7. Ассоциативная теория обуч-ия (Коминский/Каменский, Локк). 2 осн-х принципа: 1. Всякое обучение опирается на чувственное познание; 2. Осн-ой метод – упражнения.! Не формирует творческую деятельность; все по образцу!

8. Поэтапное формирование умственных действий в процессе обучения. (Гальперин/в конспекте Гальперия?).

9. Управление теории обучения: соотнесение дальних, средних и ближних целей. Процесс обучения раскрывается ч/з те же этапы его организации, как и процесса управления.

10. Сложившаяся в мире сис-ма обр-ния назыв. поддерживающей – предназначается для поддержания существующей системы, образа жизни и деятельности чел-ка.

11. Инновационный тип обучения. 1. Предвидение и прогнозирование; 2. Формирование активной гражданской позиции.

Виды и стили обучения.

Виды обучения:

1. Сократовское О.

2. Догматическое О.

3. Развивающее О.

4. Объяснительно-иллюстративное

5. Проблемное О. (Рубинштейн)

6. Программированное О.

7. Модульное О.

Стили О.

Доминирование определенных групп методов в общей системе обучения.

Стиль О. – способ отношения педагога к осуществляемой деятельности.

1. Репродуктивный

2. Творческий

3. Эмоционально-ценностно ориентированный.

32. Разработка стратегии развития образования как стратегическая проблема.

Актуальность прогностических исследований в сфере образования определяется тем, что образовательная деят-ть имеет своеобр. отложенный хар-р, т.е. знания и умения, приобретенные учащимися будут востребованы ими на практике примерно ч/з 3-5 лет.

Прогностические иссл-я делятся на количественные и качественные.

Количественные прогнозы базируются на основе количественных показателей рынка труда. Качественные касаются целей, перспектив развития обр-ия.

Стратегия любой деятельности – система концептуально доказательных предполагаемых действий, направленных на решение иерархизированных по значимости и эталонированных по времени задач, позволяющих добиться желаемых промежуточных и конечных результатов.

Разработка стратегий развития образ-я – это специально организованное междисциплинарное прогностическое исследование.

Проблемы образовательного прогнозирования разработаны лишь на уровне общих теоретико-методологических оснований (на территории постсоветского пространства).

В России?-ми прогнозирования занимаются:

1. Институт социол-х иссл-ий

2. Институт соц. образ-я

3. Российская академия образования

4. Институт высшего образования.

За рубежом:

1. Институт по изучению и планированию образования (по линии ООН)

2. Междунар-е бюро по образ-ю в Женеве

3. Научно-исследоват-ий центр в Париже

4. Ассоциация исследования будущего.

Образовательное прогнозирование – это специально организованное междисциплинарное исследование, кот. должно проводиться непрерывно и систематически в целях получения постоянно обновляющейся информации о развитии образовательной системы.

Данный мониторинг должен проводится с учетом внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы: психолого-педагогический характер. Внешние: социокультурн., экономич., технологич. и др.

Уместно говорить об эталонах прогнозирования – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.

Прогнозирование – процесс разработки прогноза, а прогноз – это результат прогнозирования.

33. Основные направления стратегических исследований в образовании.

Исходный пункт прогностического исследования – выявление и наиболее четкая характеристика метода прогнозирования.

4-хкомпонентный состав сис-мы образов-я свидетельствует о необходимости:

1. Дифференцированного подхода к организации прогностических исследований, к выбору метода и методик для получения необходимой информации.

2. Проведения междисциплинарных исследований, т.к. по своей сущности образовательное прогнозирование д.б. состыковано с прогностическими иссл-ми в других областях (демографии, экономики и т.д.)

3. Определения целевой направленности прогноза иссл-й обр-я, выделение тех объектов, кот. реально поддаются прогнозированию и позволяют использовать его результаты для разработки более общих или более детальных прогнозов с учетом их естественной иерархии.

Основные направления стратег-х исследований в образовании:

1. Анализ существую состояний и перспектив развития образования как системы воспитательно-образовательных учреждений в аспекте реализации ею своих социально-экономических и социокультурных функций.

2. Исследование мех-ма «встраивания»? системы образ-я в целом и ее отдельных звеньев в социокультурную сферу общ-ва.

3. Анализ?-в престижа образования, формализма в аттестации лицензирования уч. заведений разного типа, исследование возможности стимулирования образования, повышение профессиональной компетенции и т.д.

4. Изуч. соц-экономических и психолого-педагогических факторов повышения мотивации обучен-я, осознание образования как важнейшей человеческой ценности, способствующей наиболее полной самореализации личности.

5. Исследование путей повышения эффективности педагогического процесса, на основе его переориентации.

6. Изуч. историко-логических оснований, становление различных образов-х сис-м как на территории постсоветского пространства, так и за рубежом, в целях использования прогностически целесообразного опыта в интересах развития отечественного образования.

7. Изуч. зарубежного опыта решения проблем, взаимосвязи куль-ры и обр-я, вертикальной и горизонт. преемственности образов-х сис-м, стимулирование и мотивация образования и организация междисципл-х прогност-х иссл-ий в сфере обр-я.

8. Иссл-е региональных взаимоотношений в сфере образования.

9. Системное изучение различных факторов, обеспечивающих развитие образов-х систем.

10. Исследование многоаспектных проблем обеспечения необходимого уровня образования применительно к разным ступеням и профилям образовательной деятельности на основе стандартизации результатов образования.

В качестве исходного принципа образов-го прогнозирования выступает принцип исследовательской доказательности, предпринимаемый в прогнозных разработках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)