Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь соц. обр. с другими науками.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Взаимосвязь соц. обр. с другими науками. Педагогика, психология, философия, социология- наиб. связ. с социологией обр. Педагогика- наиб. опыт изучения. Соц. педагогика- теория соц. образования. Психология- теор.-метод. основа педагогики. Философия- отрасль фил. образования. Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия. Аспекты соотношения обр-ния и куль-ры: 1. В рамках культурологической парадигмы социологии образования – Нечаев. 2. Ч/з формирование поликультурологического обр-ния. 3. В условиях культурно-исторического типа образовательной сис-мы. 4. Ч/з анализ учебных дисциплин культурологической направленности. 5. В аспекте изучения путей и способов развития куль-ры S-ов обр-ния. 6. В аспекте обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа и нации. Уровни взаимодействия куль-ры и обр-я: 1. Уровень социума в историческом контексте. 2. Ур-нь конкретных соц-х институтов и сфер развития человека. 3. Ур-нь учебных дисциплин. Обр-ние выполняет социально-культурные функции в общ-ве. Содержательные понятия образования на основе анализа человеческой куль-ры можно (нужно) понимать как совок-ть: 1. Сис-мы знаний, раскрывающих картину мира. 2. Опыта осуществления известных чел-ку способов деят-ти. 3. Опыта творчества, обеспечивающего развитие куль-ры, науки и общ-ва. 4. Опыта ценностного отношения к миру. 15. модели образования. I. Теоретическая классиф-ия: 1. Модель образования как государственной ведомственной организации; 2. Модель развивающегося обр-ния (Давыдов, Рубцов и т.д.); 3. Традиционная модель обр-ния – систематическое академическое образование, роль кот. сводится к воспроизведению культуры? прошлого; 4. Рационалистическая модель О. – практическое приспособление молодого поколения к существующему общ-ву; 5. Феноменологическая модель (Маслоу, Роджерс) – персональных хар-р обр-ния с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей и интересов; 6. Неинституциональная модель обр-ния – ориентирована на организацию обр-ния вне институтов. II. По странам мира: 1. Америк-я 2. Франц-я 3. Немецкая 4. Англ-я 5. Российс-я. 16. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.
Возникновение школы приходится на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному общ-ву. Возникн-ие и развитие письменности считается главным фактором генезиса школы. Второй фактор – разделение деятельности чел-ка на умственный и физический труд и усложнение хар-ра последнего. (?) Институты сосредоточения образования: 1. Семья 2. Церковь 3. Гос-во Первые учебные заведения назывались: · В Месопотамии – дома табличек; · В Др. Египте – семейные школы; · В Римской империи – тривиальные школы. 17. Исторические типы образования и воспитательные сис-мы. Выделяют 3 типа обр-ния: 1. Мифологическое; 2. Схоластическое (культура текста, словесная природа знаний); 3. Просветительское (возникает в период зарождения регулярного светского обр-ния). Тип обр-ния опред-ся типом воспитательной сис-мы (совок-ть взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц-ой стр-ры). Выделяют 2 типа воспитания: 1. Восп-е первобытного человека; 2. Восп-е социально-ориентированного чел-ка. Сис-мы воспитания: 1. Спартанская сис-ма. Этапы: 7-15 лет, 15-20 лет, 20-30 лет. 2. Афинская (др. Греция). Цель: всесторонне и нармоничное развитие личности. 3. Религиозная сис-ма. Цель: достижение гармонии в жизни чел-ка м/у небом и землей. Три стадии образования (6-16 века) – Византия: 1. Начальное 2. Среднее 3. Высшее. а) Система рыцарского восп-ния б) Сис-ма восп-ния джентльмена. Россия. Макаренко – коллективистская сис-ма вопитания. Концепции учения. В понятии «учение» заклад. х-р процесса взаимодействия учащегося и обучающего. По мнению Нечаева можно выделить 3 осн. направления к кот. тяготеют сложившиеся в науке концепции учения: 1) учение как усвоение знаний 2)учение как усвоение опыта 3)учение как усвоение культуры Учение как усвоение знаний. Наиб. давняя традиция (Я. Каменский, Гербарт, Ушинский). Осн. направление согласно Ушинскому- движение от восприятия к понятию. учение- один из видов познания. Теор. основы этого направления заложены Рубенштейном. Он определял учение как разновидность познания в особых условиях обучения и управления дея-тью учащихся. Соотв. осн. компонентами учения явл. анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Учение как усвоение опыта. (Уотсон, Торндайк, Толман) Согласно Толману, учение- приобретение когнит. карт поведения, осущ. в проблемных ситуациях. Ж. Пиаже выделил 2 осн. формы усвоения опыта в процессе учения: ассимиляция; аккомодация(приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних). Концепция поэтапного формирования умственных действий Гольперина. Гольперин рассматривал знания как образованные производные от действия по их усвоению. Само действие включ. в себя: 1) предмет преобразования 2) цель 3)средства 4)процесс преобразования 5) отражение знания о всех перечисленных компонентах действия(ориентировочная основа действия (ОДД)-ключевой термин). В результате процесс учения предстает в виде операций, выполн. 3 ф-ции: 1)построение и актуализация имеющейся одд 2)осуществление самого преобразования 3) контроль и коррекция выполнения преобразования. Учение как усвоение культуры ( Выготский, Ильинков) Культ.-ист. концепция Выготского. Язык- ведущее средство усвоения, передачи опыта; внутреннее опосредованных языком соц. отношений. В дальнейшем эта концепция разрабатывается Ильинковым. Он рассматривает проблемы учения в соц. контексте развития личности. Подчеркивает соц. детерминацию развития навыков, умений, способностей. Концепция Щедровецкого (после Ильинкова) трактовала учение как овладение культурой, накопленной человечеством, как усвоение этой культуры. 3 вида приобретения опыта: 1) умение строить разл. процессы конкр. видов дея-ти 2)овладение знаковым материалом 3) усвоение способов деятельности. Главный объект усвоения в процессе учения- нормативный способ дея-ти. Виды и стили обучения. Виды обучения: 1. Сократовское О. 2. Догматическое О. 3. Развивающее О. 4. Объяснительно-иллюстративное 5. Проблемное О. (Рубинштейн) 6. Программированное О. 7. Модульное О. Стили О. Доминирование определенных групп методов в общей системе обучения. Стиль О. – способ отношения педагога к осуществляемой деятельности. 1. Репродуктивный 2. Творческий 3. Эмоционально-ценностно ориентированный. 32. Разработка стратегии развития образования как стратегическая проблема. Актуальность прогностических исследований в сфере образования определяется тем, что образовательная деят-ть имеет своеобр. отложенный хар-р, т.е. знания и умения, приобретенные учащимися будут востребованы ими на практике примерно ч/з 3-5 лет. Прогностические иссл-я делятся на количественные и качественные. Количественные прогнозы базируются на основе количественных показателей рынка труда. Качественные касаются целей, перспектив развития обр-ия. Стратегия любой деятельности – система концептуально доказательных предполагаемых действий, направленных на решение иерархизированных по значимости и эталонированных по времени задач, позволяющих добиться желаемых промежуточных и конечных результатов. Разработка стратегий развития образ-я – это специально организованное междисциплинарное прогностическое исследование. Проблемы образовательного прогнозирования разработаны лишь на уровне общих теоретико-методологических оснований (на территории постсоветского пространства).
В России?-ми прогнозирования занимаются: 1. Институт социол-х иссл-ий 2. Институт соц. образ-я 3. Российская академия образования 4. Институт высшего образования. За рубежом: 1. Институт по изучению и планированию образования (по линии ООН) 2. Междунар-е бюро по образ-ю в Женеве 3. Научно-исследоват-ий центр в Париже 4. Ассоциация исследования будущего. Образовательное прогнозирование – это специально организованное междисциплинарное исследование, кот. должно проводиться непрерывно и систематически в целях получения постоянно обновляющейся информации о развитии образовательной системы. Данный мониторинг должен проводится с учетом внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы: психолого-педагогический характер. Внешние: социокультурн., экономич., технологич. и др. Уместно говорить об эталонах прогнозирования – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное. Прогнозирование – процесс разработки прогноза, а прогноз – это результат прогнозирования. 33. Основные направления стратегических исследований в образовании. Исходный пункт прогностического исследования – выявление и наиболее четкая характеристика метода прогнозирования. 4-хкомпонентный состав сис-мы образов-я свидетельствует о необходимости: 1. Дифференцированного подхода к организации прогностических исследований, к выбору метода и методик для получения необходимой информации. 2. Проведения междисциплинарных исследований, т.к. по своей сущности образовательное прогнозирование д.б. состыковано с прогностическими иссл-ми в других областях (демографии, экономики и т.д.) 3. Определения целевой направленности прогноза иссл-й обр-я, выделение тех объектов, кот. реально поддаются прогнозированию и позволяют использовать его результаты для разработки более общих или более детальных прогнозов с учетом их естественной иерархии. Основные направления стратег-х исследований в образовании: 1. Анализ существую состояний и перспектив развития образования как системы воспитательно-образовательных учреждений в аспекте реализации ею своих социально-экономических и социокультурных функций. 2. Исследование мех-ма «встраивания»? системы образ-я в целом и ее отдельных звеньев в социокультурную сферу общ-ва. 3. Анализ?-в престижа образования, формализма в аттестации лицензирования уч. заведений разного типа, исследование возможности стимулирования образования, повышение профессиональной компетенции и т.д.
4. Изуч. соц-экономических и психолого-педагогических факторов повышения мотивации обучен-я, осознание образования как важнейшей человеческой ценности, способствующей наиболее полной самореализации личности. 5. Исследование путей повышения эффективности педагогического процесса, на основе его переориентации. 6. Изуч. историко-логических оснований, становление различных образов-х сис-м как на территории постсоветского пространства, так и за рубежом, в целях использования прогностически целесообразного опыта в интересах развития отечественного образования. 7. Изуч. зарубежного опыта решения проблем, взаимосвязи куль-ры и обр-я, вертикальной и горизонт. преемственности образов-х сис-м, стимулирование и мотивация образования и организация междисципл-х прогност-х иссл-ий в сфере обр-я. 8. Иссл-е региональных взаимоотношений в сфере образования. 9. Системное изучение различных факторов, обеспечивающих развитие образов-х систем. 10. Исследование многоаспектных проблем обеспечения необходимого уровня образования применительно к разным ступеням и профилям образовательной деятельности на основе стандартизации результатов образования. В качестве исходного принципа образов-го прогнозирования выступает принцип исследовательской доказательности, предпринимаемый в прогнозных разработках. Образование в структуре общественных потребностей субъектов социальной жизни. Общественные потребности – нужда общ-ва в самоорганизации, сохранении и развитии себя как соц. сис-мы. О. П. принимают различные формы в зависимости от сферы приложения жизненных сил человечества, от уровня развития цивилизации и культуры, потребности проявляются в поведении S-ов в ценностно-мотивационных сферах. В традиционной классич-й социол. образ-я потребность изучается ч/з выявление места образования в жизненных планах молодежи. Образ-е рассматривается как важное звено м.у. планами молодежи и общественными потребностями. Под образов-ем в классич. соц.обр-я понимается институционализированная профессиональная деятельность по подготовке молодежи. В соотв-ии с этим в класс.соц.образ-я проблема формирования образовательной потребности рассматривается как потребность поступить в опред-е уч. заведение, достигнуть определ-го образовательного уровня. В неклас. соц. обр. в центре внимания находится? о социологич-м смысле образов-я, о его соц. последствиях, т.е. о роли образования в сохранении общества как соц. сис-мы. Хар-р образоват. потребности опред-ся историческим контекстом и ценностью чел-ка в общ-ве. В техногенном общ-ве типичной явл-ся подготовка профессион-х кадров, исходя из заданных параметров. В и нформационном общ-ве квалиф. растет не за счет накопленных знаний, а главным образом за счет усвоения нового знания и умения его трансформировать. В этих условиях возрастает ценность самого чел-ка, его S-ть. Т.е. образ-е формирует нового соц. S-та. Образовательное поведение S-та становится системообразующим фактором развития общ-ва.
Сущ-ет пром. связь м/у Взаимосвязь соц. обр. с другими науками. Педагогика, психология, философия, социология- наиб. связ. с социологией обр. Педагогика- наиб. опыт изучения. Соц. педагогика- теория соц. образования. Психология- теор.-метод. основа педагогики. Философия- отрасль фил. образования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.033 с.) |