История возникновения и развития маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития маркетинга



Варианты контрольных работ

1. Маркетинг: введение в дисциплину

Понятие маркетинга. Многообразие определений маркетинга и их сравнительный анализ. Маркетинг как часть менеджмента и самостоятельная наука. Структура маркетинга. Производители, посредники и потребители как субъекты маркетинга. Продукция, идеи, организации, территории и личности как объекты маркетинга. Маркетинг продавца и маркетинг покупателя. Функции маркетинга: аналитическая, планирования, производственно-сбытовая и контрольная. Принципы маркетинга. Место и роль маркетинга в учебном процессе, порядок изучения настоящей дисциплины в вузе.

История возникновения и развития маркетинга

Предпосылки возникновения маркетинга. Опыт деятельности торгового дома Мицуи в Токио и его роль в формировании предпосылок возникновения маркетинга. Деятельность Д. Мак-Кормика и его вклад в изучение рынка, формирование ценовой политики и организации сервисного обслуживания. Элементы маркетинга в книге И. Веле «Реклама». В. Креузи и его учебный курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. Введение постоянного курса «Методы маркетинга» Р. Витлером как факт возникновения маркетинга.

Этапы развития маркетинга. Маркетинг в период с начала XX в. до Великой депрессии 1929–33 гг. Концепции совершенствования производства и совершенствования товара. Великая депрессия и ее влияние на эволюцию концепций маркетинга. Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинг-микс. Особенности современного этапа развития маркетинга. Стратегический маркетинг. Концепция индивидуального маркетинга.

Маркетинг в условиях современной рыночной экономики

1. Особенности маркетинга в условиях американской и японскойэкономических моделей.

2. Социально-ориентированные экономические модели и маркетинг.

3. Специфика маркетинга в условиях современной России.

(Понятие рыночной экономики и отличительные черты современного этапа ее развития. Обобществление и огосударствление части экономики до уровня национальных и интернациональных масштабов. Преобладание коллективной собственности в условиях современного рынка. Государственное регулирование как отличительная черта современной рыночной экономики. Внимание государства к решению социальных проблем. Роль стратегического планирования и прогнозирования в деятельности государства и крупных фирм. Модификации современной рыночной экономики и особенности маркетинговой деятельности в них. Маркетинг в условиях функционирования американского и японского рынков. Континентально-европейская и скандинавская модели и маркетинг.)

Особенности маркетинга в условиях функционирования различных форм рынка

Формы функционирования современного рынка и их краткая характеристика. Монополистический рынок и его влияние на развитие современной экономики. Олигополия как форма функционирования рынка и ее модификации. Модель Курно и особенности маркетинга в ней. Специфика маркетинговой деятельности в условиях модели «изогнутой кривой спроса». Рынок монополистической конкуренции и специфика его функционирования. Активная конкуренция большого числа мелких фирм как особенность данной формы рынка. Рынок совершенной конкуренции и специфика его функционирования. Особенности маркетинга в условиях свободного диалога продавцов и покупателей.

Сегментация рынка

Понятие сегмента рынка. Соотношение категорий «сегмент рынка» и «товарный рынок». Сегментация как процесс поиска своего сегмента. Цели и критерии сегментации рынка. Виды и способы сегментации рынка. Сегментация по социально-экономическим переменным. Сегментация по признаку культуры. Сегментация по географическому признаку. Сегментация по каналам получения товаров. Сегментация по адаптивности покупателей к новым товарам. Психофизическая сегментация. Сегментация по поведенческим признакам. Анализ результатов сегментации и выводы.

Маркетинговые коммуникации

1. Реклама в условиях современной России.

2. Паблик-рилейшенз (PR) в системе современных маркетинговых коммуникаций.

3. Имидж фирмы и особенности его формирования в России.

(Маркетинговые коммуникации как понятие современной экономической науки и практики. Система маркетинговых коммуникаций и ее главные компоненты. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций: сущность и основные разновидности. Товарная и фирменная реклама. Особенности развития рекламы в современной России. Формирование общественного мнения о товаре и его производителе (PR). «Слоган» и «бренд» в системе маркетинговых коммуникаций. Имидж фирмы и порядок его формирования в современных условиях. Ярмарки–выставки и их роль в маркетинговых коммуникациях. Специфика оптовых ярмарок и их классификация. Международные, национальные, межрегиональные и региональные ярмарки. Местные и функциональные ярмарки. Универсальные и специализированные ярмарки.)

Вариант 1

 

1. Маркетинг – это:

а) производить и продавать то, что нужно потребителю;

б) продавать то, что уже произведено без учета потребностей.

2. Первый этап развития маркетинга характеризуется:

а) проблемами организации производства товарной продукции;

б) анализом поведения социальных групп в процессе купли-продажи товаров;

в) проблемами реализации товарной продукции.

3. В ситуации чрезмерного спроса применяют:

а) противодействующий маркетинг;

б) демаркетинг;

в) ремаркетинг.

4. Цели деятельности фирм и цели маркетинга:

а) совершенно идентичны;

б) тесно взаимосвязаны;

в) совершенно не связаны

5.Концепция интенсификации коммерческих усилий – это:

а) стимулирование сбыта;

б) сокращение расходов на производство;

в) увеличение ассортимента товаров.

6. Несмотря на множество определений маркетинга в них есть нечто общее, а именно:

а) приоритет потребителя;

б) приоритет производителя

в) приоритет ситуации на рынке.

7. Второй этап развития маркетинга отличается:

а) расширением рынков сбыта товарной продукции;

б) появлением на рынке множества товаров-заменителей;

в) расширением различных приемов сбыта продукции

8. Концепция совершенствования товара это:

а) увеличение выпуска товара;

б) повышение качества товара;

в) изменение ассортимента.

9. Спрос на товары, вредные для здоровья это:

а) чрезмерный спрос;

б) нерациональный спрос;

в) нерегулярный спрос.

10. Обеспечение конкурентного положения товара на рынке и разработка детального комплекса маркетинга это:

а) сегментирование рынка;

б) реклама товара;

в) позиционирование товара на рынке.

Вариант 2

 

31. К контактным аудиториям фирмы относятся:

а) финансовые круги;

б) эксперты;

в) конкуренты.

32. К побудительным факторам маркетинга относятся:

а) социально-экономические и научно-технические факторы;

б) товар, его цена, методы распространения и стимулирования сбыта товара;

в) образ жизни и экономическое положение покупателя

33. У каждого вида товара:

а) есть свой жизненный цикл;

б) легко предугадать характер жизненного цикла;

в) после выведения на рынок будет долгая жизнь.

34. Минимальная конкуренция для выхода на рынок новой фирмы возможна в условиях:

а) олигополии;

б) монополистической конкуренции;

в) совершенной конкуренции.

35. Организация службы маркетинга, которой не существует:

а) рыночная;

б) функциональная;

в) предметная

36. Фирма может оказывать воздействие:

а) на поведение потребителей;

б) на факторы научно-технической среды;

в) на выбор деятельности фирмы.

37. Маркетолог, изучая психологию потребителя, прежде всего, должен обратить внимание:

а) на семейное положение потребителя;

б) на факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя;

в) на то, как потребитель принимает решение о покупке

38. Вид конкуренции в условиях, когда фирмы выпускают практически идентичные изделия:

а) видовая конкуренция;

б) функциональная конкуренция;

в) предметная конкуренция.

39. Этап выведения товара фирмы на рынок обычно характеризуется:

а) получением значительной прибыли;

б) покрытием всех затрат;

в) необходимостью нести определенные убытки.

40. При товарно-функциональной организации службы маркетинга:

а) фирма выпускает малый объем товаров;

б) фирма ориентирует товар на определенный рынок;

в) фирма выпускает большой объем товаров, но небольшого ассортимента

41. Организации и отдельные лица, обеспечивающие фирму материальными ресурсами, являются:

а) маркетинговыми посредниками;

б) поставщиками;

в) клиентурой.

42. Человек обычно удовлетворяет свои потребности в следующей последовательности:

а) самоутверждение – карьерные устремления – физиологические потребности;

б) стремление к духовной близости и любви – повышение материального благополучия – потребность в самосохранении;

в) физиологические потребности – потребность в самосохранении – самоутверждение в обществе.

43. Средства, вложенные в разработку товара, могут окупаться на этапе:

а) выведения на рынок;

б) зрелости;

в) роста.

44. Основная особенность неценовой конкуренции состоит:

а) в повышении научно-технического уровня производства;

б) в минимизации сроков поставки товаров;

в) в улучшении потребительских свойств товара.

45. К службам маркетинга на предприятии не относится:

а) отдел рекламы;

б) отдел прогнозирования сбыта;

в) отдел планирования бюджета.

46.Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющие на возможности руководства фирмой это:

а) маркетинговая среда фирмы;

б) макросреда фирмы;

в) микросреда фирмы.

47. Наиболее сильно на поведение покупателя на рынке престижных товаров влияют:

а) семейные отношения;

б) референтные группы;

в) принадлежность к определенной общественной группе.

48. К числу первых этапов создания новых товаров относятся:

а) разработка, рассмотрение, отбор и коммерческий анализ идей;

б) создание образца;

в) пробное производство товаров.

49. Конкурентоспособность товара это:

а) сравнение одного товара с другим;

б) способность товара превосходить другие товары;

в) возможность сбыта товара на данном рынке.

50. Организация службы маркетинга, при которой основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам это:

а) организация по географическому принципу;

б) организация по рыночному принципу;

в) матричная организация.

51.Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль» это:

а) начисление наценки на себестоимость товара;

б) себестоимость товара плюс транспортные расходы;

в) себестоимость товара минус транспортные расходы.

52. Поощрение более интенсивного использования товара, покупки его более крупной расфасовки это:

а) задача стимулирования сбыта;

б) задача рекламной компании;

в) задача торгового аппарата фирмы.

53. Реклама это:

а) текст в газете о товаре;

б) форма сбыта товара через объявление в средствах массовой информации;

в)любая оплаченная форма продвижения людей, товаров и услуг определенным рекламодателем.

54. Систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ это:

а) маркетинговые исследования;

б) маркетинговый анализ;

в) маркетинговый метод.

55. Планирование маркетинга – это:

а) составление оперативных планов маркетинга;

б) проведение ситуационного анализа;

в) управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее возможностями и шансами.

56. Маркетинг это:

а) продвижение товара;

б) изучение рынка;

в) вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

57. Концепция социально-этического маркетинга это:

а) удовлетворение нужд рынков;

б) более эффективное и продуктивное производство;

в) укрепление благополучия потребителя и общества в целом.

58. Потребность это:

а) чувство нехватки чего-либо;

б) акт получения желаемого объекта;

в) нужда, принявшая специфическую форму.

59. Позиционирование товара это:

а) сравнение с другими товарами;

б) обеспечение товару желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей;

в) определение его качественных характеристик.

60. Географический, психографический, поведенческий, демографический принципы используются при:

а) сегментировании рынков;

б) исследовании рынков;

в) позиционировании рынков.

 

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

1. Основная литература

1. Годин А.М. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Годин А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 656 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10938.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Костылева С.Ю. Экономический маркетинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент»/ Костылева С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 187 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34306.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Цахаев Р.К. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник/ Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 550 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14063.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

2. Дополнительная литература

1. Багиев Г.Л., В. М. Тарасевич. Маркетинг. Издательство: Питер, ISBN 978-5-459-00812-8; 2012 г. - 560 стр.

2. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2012.

3. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Дж., Армстронг Г. Основы маркетинга. – Изд-во Вильямс, 2010

5. Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб: Питер, 2010

6. Леманн, Дональд Р. Управление продуктом. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

7. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. – М.: Магистр, 2009

8. Маркетинг: учебник для бакалавров / И. В. Липсиц, Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая, и др.; Под ред. Липсица И. В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 572 с.

9. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчандайзинг. – М.: Изд-во КноРус, 2010

10. Управление каналами дистрибуции/ Герчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005

11. Журналы «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинговые исследования в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Управление продажами», «Управление каналами дистрибуции», «Sales business/ продажи»

3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. www.4p.ru – Журнал «4p»;

2. www.dis.ru – Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»;

3. www.marketolog.ru – Журнал «Маркетолог»;

4. www.rbk.ru – Ведущая российская компания, работающая в сферах масс- медиа и информационных технологий;

5. www.marketing.spb.ru – Энциклопедия о маркетинге.

6. www/ marketologi.ru – Гильдия маркетологов России

 

Варианты контрольных работ

1. Маркетинг: введение в дисциплину

Понятие маркетинга. Многообразие определений маркетинга и их сравнительный анализ. Маркетинг как часть менеджмента и самостоятельная наука. Структура маркетинга. Производители, посредники и потребители как субъекты маркетинга. Продукция, идеи, организации, территории и личности как объекты маркетинга. Маркетинг продавца и маркетинг покупателя. Функции маркетинга: аналитическая, планирования, производственно-сбытовая и контрольная. Принципы маркетинга. Место и роль маркетинга в учебном процессе, порядок изучения настоящей дисциплины в вузе.

История возникновения и развития маркетинга

Предпосылки возникновения маркетинга. Опыт деятельности торгового дома Мицуи в Токио и его роль в формировании предпосылок возникновения маркетинга. Деятельность Д. Мак-Кормика и его вклад в изучение рынка, формирование ценовой политики и организации сервисного обслуживания. Элементы маркетинга в книге И. Веле «Реклама». В. Креузи и его учебный курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. Введение постоянного курса «Методы маркетинга» Р. Витлером как факт возникновения маркетинга.

Этапы развития маркетинга. Маркетинг в период с начала XX в. до Великой депрессии 1929–33 гг. Концепции совершенствования производства и совершенствования товара. Великая депрессия и ее влияние на эволюцию концепций маркетинга. Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинг-микс. Особенности современного этапа развития маркетинга. Стратегический маркетинг. Концепция индивидуального маркетинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.073 с.)