Области применения и состав группы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Области применения и состав группы



Танцевально-игровой тренинг рассчитан в основном на здоровых людей, а также на тех, кто имеет незначительные пси­хологические затруднения.

Предложенная техника психотерапевтической работы уни­версальна. Она подходит для занятий с разными возрастными категориями, включая младших школьников, подростков, моло­дежь, взрослых и людей преклонного возраста. Это могут быть:

—реальные группы для установления благоприятного со­циально-психологического климата;

—недавно образованные группы для налаживания контак­та и межличностных отношений;

— специально созданные коррекционные группы.
Участие в танцевально-игровом тренинге я рекомендую:

1) Персоналу, работающему на предприятиях, в фирмах,
в больницах и т. д.

После тяжелой трудовой недели (месяца) ТИТ поможет снять эмоциональное и физическое напряжение, выйти из стрессового состояния и восстановить силы. Постоянная прак­тика танцевально-игрового тренинга, организованная в трудо­вых коллективах, даст возможность наладить отношения меж­ду сотрудниками, улучшит их самочувствие и повысит интерес к работе.

2) Преподавателям, менеджерам, продавцам и представи­телям других профессий, где важна развитость экспрессивного «Я» личности. Групповой тренинг поможет развитию коммуни­кативных и креативных качеств, необходимых в работе, а прак­тика танцевальной импровизации даст возможность повысить самооценку и выработать уверенность в себе.

3) Представителям профессий, связанных с миром искус­ства, а также детским танцевальным, вокальным, театральным


Л. Раздрокина

студиям. В творческих коллективах танцевальные игры, вклю­ченные в репетиционный процесс, будут способствовать рас­крепощению, развитию воображения и максимальному раскры­тию потенциала артистов, а также их личностному росту.

4) Школьникам, студентам. В общеобразовательных учреж­дениях и вузах танцевально-игровой тренинг может стать фор­мой проведения классного часа, где у детей и молодежи будет возможность через экспрессивные виды творчества снять утом­ление и переработать негативные эмоции, связанные с учебным процессом. Кроме того. ТИТ следует проводить в целях регулиро­вания межличностных отношений в группе и адаптации к жизни.

5) Пенсионерам и пожилым людям. Выйдя на пенсию, мно­гие чувствуют себя одинокими и переживают, что никуда не годятся. Поэтому для выхода из социальной изоляции и акти­визации образа жизни эта категория людей особенно нужда­ется в эмоциональной поддержке, которую может дать группо­вой тренинг.

Одной из форм проведения ТИТ могут быть совместные тренинги детей и родителей. Такие занятия способствуют нала­живанию семейных взаимоотношений, укреплению доверия друг к другу, пробуждают добрые чувства.

Танцевально-игровой тренинг может быть адаптирован к работе с людьми, имеющими физические недостатки, также к категориям лиц с нарушениями опорно-двигательного аппара­та. Приемы ТИТ найдут применение в индивидуальном танцете-рапевтическом тренинге.


Раздел IV

ВЕДУШИЙ TАНЦЕВАЛЬНO-ИГРОВОГО ТРЕНИНГА

Глава 1

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В идеале ведущий танцевально-игрового тренинга должен иметь два образования: психологическое и хореографичес­кое — это непременное условие для работы с пациентами, име­ющими серьезные психологические травмы. Работе с больны­ми людьми следует вообще специально обучаться.

Кстати говоря:

«Можно много видеть, читать, можно кое-что во­образить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а уме­ние дается только изучением техники» (М. Горький).

Но специалистов такого уровня крайне мало. В нашей стра­не арт-терапевт и танцевальный терапевт— редкие профессии. Это направление в психотерапии только набирает обороты, а людей, нуждающихся в подобной помощи, все больше и боль­ше. Кроме того, как доказывает сама жизнь, зачем ждать, когда стресс сожмет тебя в своих объятиях, а депрессия схватит за горло? Гораздо целесообразнее предотвратить такую ситуацию и проводить регулярные (1 раз в неделю или хотя бы 1 раз в месяц) занятия по танцевальной терапии в школах, в кружках дополнительного образования, в вузах, в рабочих коллективах в целях профилактики эмоциональной неустойчивости. Далеко не каждый признается, что у него психологические проблемы, и обратится к психотерапевту или психологу, а участвуя в груп-


Л. Раздрокина

повом танцевально-игровом тренинге, найдет возможные пути разрешения своего эмоционального кризиса.

Ведущим такого тренинга могут стать танцевальные педа­гоги, психотерапевты, психологи, социальные педагоги, специ­алисты по лечебной физкультуре, педагоги-организаторы, кото­рые обладают навыками общения, организации группового процесса, умением ставить цели и отслеживать результаты, про­гнозировать и организовывать обратную связь.

Но для проведения танцевально-игрового тренинга необ­ходима психотерапевтическая подготовка, так как движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межлич­ностным взаимодействием может порождать чрезвычайно силь­ные эмоции. Ведущий тренинга должен быть компетентен в области экспрессивного поведения, уметь контролировать ситуацию и управлять процессом.

Является ли обязательным профессиональное танцеваль­ное образование?

Т. А. Шкурко в своей книге «Танцевально-экспрессивный тренинг» пишет:«... я не закончила ни одной танцевальной шко­лы и не выучила ни одного известного танца, но это не мешает мне с огромным удовольствием работать с тренинговой груп­пой посредством танца и передавать ее участникам свою убеж­денность в психологической силе танца», и далее: «танец — это та сфера человеческой жизни, в которой каждый может чувство­вать себя специалистом».

Н. Оганесян придерживается другого мнения, считая, что ведущий танцевального тренинга в первую очередь должен вла­деть профессиональным танцем, чтобы быть спонтанно креа­тивным в этой области. Вторым должно стать образование в области психологии, педагогики, психотерапии («Танцевальная терапия». 2005).

Анализируя различные точки зрения, опираясь на опыт других практических танцетерапевтов (А. Сэмюэлс. Д. Смэллвуд. Д. Мерфи. Э.Гренлюнд), а также на свой личный опыт, могу ска­зать, что углубленная хореографическая подготовка не обяза­тельна, но владение основами танца разных стилей и на-


Танцуйте на здоровье!

правлений весьма желательно. Главное — умение импрови­зировать и делать это на очень высоком уровне, а также быть креативным, иметь богатое воображение и чуткую интуицию для формирования эмпатии к участникам тренинга.

Среди многих показателей, определяющих квалификацию ведущего танцевально-игрового тренинга, необходимо выделить музыкально-двигательные умения, используемые при про­ведении занятия:

—умение подбирать музыку к разным танцевальным играм и упражнениям;

—умение составлять упражнения в соответствии с «музы­кальным квадратом» (на 2.4.8.16 и т. д. счетов):

—умение импровизировать на заданную музыку в соответ­ствии с ее содержанием, ритмом и динамическими оттенками;

—умение составлять фонограммы занятий для разных ка­тегорий групп;

—умение учитывать при записи фонограммы логичность сочетания разных фрагментов (по уровню звучания, темпу, за­вершенности музыкальной мысли);

—умение проводить танцевальную игру или упражнение в соответствии с музыкой: вовремя подавать команды для нача­ла и окончания игры или смены ее этапов.

Собственный опыт работы дает право говорить о том. что в проведении танцевально-игрового тренинга важен не только под­бор определенных, соответствующих характеристике группы уп­ражнений и методов, а также умение ведущего тренинга нала­дить контакт с группой, установить доверительные отношения и побудить тем самым к выражению чувств через танец.

Можно составить очень хорошую программу тренинга, под­готовиться, но занятие не состоится. «Группа... — нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психо­логии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной» (П. Сопер, 1999). Группа может принять вас. а может и нет.

Уверенный вид. непринужденность, дружеский тон — неотъемлемые качества ведущего тренинга. Кроме того, необ-


Л. Раздрокина

ходимо наличие постоянного зрительного контакта с участни­ками. Невербальное общение, которое является основным на занятии танцевальной терапии, должно представлять собой постоянный непрерывный процесс. В работу с танцевальной игрой могут включаться слова, но использовать их нужно по минимуму, так как главным является пробудить желание дви­гаться, а не разговаривать.

Лучшая черта ведущего танцевально-игрового тренинга — это корректность. Умение делать правильный комментарий походу занятия — своего рода искусство. Слова должны воодушевлять, придавать уверенности участникам, ни в коем случае не ранить.

Кстати говоря:

«Словом можно убить — и оживить, ранить — и из­лечить, посеять смятение и безнадежность — и оду­хотворить (В. А. Сухомлинский).

Одним словом, помимо профессиональ­ных качеств, ведущий тренинга должен быть внимательным и чутким челове­ком, владеющим хорошей интуицией, и иметь притягательную ауру.

Опыт приходит с годами, при проведении первых занятий не сразу возникает понимание участников на сенсорном уров­не, поэтому, чтобы стать настоящим танцевальным терапевтом, ведущий тренинга должен учиться всю жизнь.



 


Л. Раздрокина

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.004 с.)