Опытный ведущий всегда в состоянии провести интересный и полезный тренинг в тех условиях, в которых он оказался. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опытный ведущий всегда в состоянии провести интересный и полезный тренинг в тех условиях, в которых он оказался.



Поскольку неотъемлемой частью танцевально-терапевти­ческого процесса является музыка, очень важно иметь качест-


Танцуйте на здоровье!

венно воспроизводящую звук технику и грамотно записанные фонограммы.

В тренинге предполагается использование вспомогатель­ного материала для развития моторики, координации, вообра­жения, а также контакта между членами группы. Вспомогатель­ный материал может иметь и символическое значение.

Все участники тренинга должны иметь удобную одежду и обувь, а также коврик, если вы планируете проводить релакса­цию в положении лежа.

Необходимо позаботиться о наличии цветных карандашей и бумаги для проведения диагностики. Каждый может принес­ти их с собой.

Для облегчения знакомства и общения желательно, чтобы у каждого участника была плакетка с его именем, которое он сам напишет в желаемой для него форме. Это поможет наладить контакт и избежать ошибки в произнесении имени.

Кстати говоря:

«Для человека звук его имени — самый сладкий и самый важный звук человеческой речи» (Д. Карнеги).

В моей практике были случаи, когда участники на время тренинга придумывали себе псевдоним (Юла. Аленький цвето­чек. Робот. Человек-паук) или видоизменяли свое имя (Сашок. Катюха. Ленуся) и искренне радовались, когда я их так называ­ла, что, несомненно, имело терапевтический эффект. Поэтому ведущему тренинга следует внимательно и серьезно отнестись к тому, какое имя для общения выбрал каждый участник.


Л.Раздрокина

Глава 8

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Необходимость в отслеживании результативности приемов и методов, использованных в танцевально-игровом тренинге, в том. чтобы проследить процесс изменения эмоционального состояния участников и регуляции взаимоотношений в группе.

Диагностика может проводиться в форме ненавязчивого опроса:

—Понравилось ли вам занятие?

—Что запомнилось больше всего?

—Какая игра показалась наиболее интересной?

—В какой момент вы чувствовали себя наиболее комфортно?

—Улучшилось ли ваше настроение?

—Что бы вам хотелось изменить на занятии?

—Какая атмосфера сложилась в группе?

—Хотели бы вы еще раз посетить такое занятие?

В качестве диагностики могут быть применены приемы и методы художественной терапии. Изобразительную деятель­ность можно рассматривать как своеобразный аналог графи­ческой речи (Л. С. Выготский), которая обладает огромным пси­ходиагностическим потенциалом. Участники тренинга обычно с большим удовольствием участвуют в рисуночных тестах. «При­оритетные формальные составляющие — линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и спо­собы символического выражения средствами изобразительно­го творчества» (Л. Д. Лебедева).

Следует помнить при этом, что результаты такой диагнос­тики имеют неоднозначность. Но интерпретация рисунков не должна быть самоцелью. Само по себе рисование уже несет те­рапевтическую функцию, затрагивая сферы сознательного и бессознательного, помогает переработать внутренние чувства и ощущения и перевести их в образы, которые легче понять и проанализировать.


Танцуйте на здоровье!

«Изобразительный продукт в диагностическом процессе — это отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки» (Л. Д. Лебедева. 2007).

Для выявления особенностей отношения человека к груп­пе и восприятия им своего места в этой группе может быть ис­пользован рисуночный тест «Я и группа», подробно описан­ный Т. А. Шкурко (2005). Участникам дается задание нарисовать на листе бумаги рисунок на тему «Я и группа». При этом мастер­ство исполнения не имеет значения, можно рисовать все, что придет в голову. Необходимо указать в рисунке себя и осталь­ных членов группы.

Для определения эмоционального состояния участников по окончании тренинга можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос: «Какого цвета ваше настроение?». Или предложить участникам нарисовать свое настроение на листе бумаги цветными карандашами или красками. Готовые рисунки выве­шиваются на стене, чтобы все могли видеть, что получилось. Любой участник по желанию может описать свою картину, при­думать ей название, поделиться впечатлениями, которые воз­никли в процессе изобразительной деятельности. По оконча­нии рассказа группа аплодирует художнику. Тест завершается взаимными подарками рисунков с пожеланиями на память (если тренинг проходил в стационарном арт-терапевтическом кабине­те, то «выставке картин» можно продлить жизнь, оставляя рабо­ты прикрепленными к стене еще на некоторое время). Можно предложить группе создать общий рисунок на большом листе.

Предложенные методы диагностики побуждают тестируе­мых к самопознанию и самоисследованию. Выявление причин внутренних переживаний, понимание и осознание собственных проблем — важный шаг на пути к душевному здоровью.

Кстати говоря:

«По мере того, как участники передают свой эмо­циональный опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описать его в словах» (М. Наумбург).


Л. Раздрокина

Однодневный танцевально-игровой тренинг призван лишь пробудить механизмы восстановления внутренней и внешней гармонии человека, в нем нет возможности прогнозирования и регуляции внутриличностных и межличностных отношений в дальнейшем.

В многодневном тренинге (3-10 дней) при проведении каж­дого последующего занятия нужно учитывать результаты диаг­ностики предыдущего и при необходимости вносить корректи­вы в следующую программу.

Если танцевально-игровой тренинг проводится в реальной группе регулярно (например, один раз в месяц), есть возмож­ность проследить динамику взаимоотношений в группе и лич­ностный рост ее участников и учитывать это при составлении программы последующих тренингов.


Танцуйте на здоровье!

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.007 с.)