Сравнение понятий «общество» в широком и узком смыслах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение понятий «общество» в широком и узком смыслах



Общество

Сферы жизни общества
экономическая социальная политическая духовная
включает в себя создание матери­альных благ включает в себя взаи­мосвязи между людь­ми во всем их многообразии и развитии включает в себя отно­шения власти и подчине­ния, а также управление обществом включает в себя создание и ос­воение духовных благ
Элементы; • Материальные по­требности • Экономические блага • Экономические ресурсы (источники производства благ) •Хозяйствующие субъекты Элементы: •Социальные группы •Социальные связи •Социальные институ­ты •Социальные нормы •Социальная культура Элементы: • Политические организа­ции • Политические институты • Политическая культура (нормы политического по­ведения) • Политическая идеология Элементы: • Духовные потреб­ности • Духовное произ­водство • Субъекты духов­ной деятельности • Духовные ценности

Науки, изучающие общество

Классические общественные науки
Философия (любовь к мудрости) экономика   социология   политика  
Исследует познание человеком мира изучает законо­мерности организа­ции хозяйственной жизни общества   изучает возникно­вение и изменение различных связей между людьми   исследует сферу управ­ления обществом, ста­новления и развития от­ношений власти в обще­стве  
Ключевые катего­рии: бытие, познание, объективное, субъек­тивное, форма и со- держание и т.д.   Ключевые категории: собственность, ры­нок, деньги, фирмы, эконо- мические блага и т.д.   Ключевые категории: социальная система, социальная норма, конфликты, нации, страты и т.д.   Ключевые категории: власть, государство, идеология, политические интересы, партии, политическая система  

 

Сравнение понятий «общество» в широком и узком смыслах

Общество
В широком смысле   В узком смысле
Совокупность исторически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть мира, включающая в себя формы объединения и способы взаимодействия людей) Исторически конкретный тип социальной системы(феодальное, капиталистическое общество)   Группы людей, объединённых общими признаками(рыболовы, одноклассники)

 

Признаки общества

  • Совокупность индивидов
  • Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и общими интересами
  • Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей
  • Потребность индивидов друг в друге, носящая постоянный и объективный характер

 

 

Признаки общества

 

 

 

 

 

 

Формационный подход Цивипизационнмй подход
Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества в основе – своеобразие экономики, культуры, политики, религии и т.д.
(По К.Марксу. Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы)в основе – собственность   Первобытно­общинный строй   Рабовладельческий строй   Феодальный строй   Капиталистическое общество   Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу Природные сообщества Восточные цивилизации Западные цивилизации
Черты:
Приспособление к природному годовому циклу Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал Устремленность в будущее
Обожествление сил природы (язычество) Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства. Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика.
Примеры: • австралийские аборигены • американские индейцы • малые народы Сибири Примеры: • Др. Египет • Др.Индия • Др. Китай Современная арабо-мусульманская цивилизация Примеры: • Античная цивилизация • Цивилизация сред­невековой Европы • Цивилизация Нового времени

Типы обществ.

Социальные институты

Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов.

Примеры социальных институтов:

• род

• семья

• государство

- армия

• институт науки

Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма

Общество

(организованное сообщество людей)

Общество в широком смысле совокупность человеческих существ как носителей соци­альных, экономических, поли­тических и других отношений и сами эти отношения.

Природа

(естественное условие существования жизни)

Природная среда, особенно­сти рельефа, местоположения и климатические особенности формирования нации, специ­фика природных условий.

1. Влияние общества на природу. В настоящее время является доминирующим. Суть его в изменении, приспособлении среды к обществу. Изменение проявляется одновременно в восстановлении и разрушении среды. На первом этапе разрушение преобладает. В настоящее время имеет место хищническое разграбление невосполнимых природных ре­сурсов. Однако по мере осознания силы антропогенного влияния и его разрушительной мо­щи общество приходит к пониманию необходимости восстановления природы. На более вы­соких ступенях зрелости общества процессы разрушения и восстановления природы таковы, что все разрушающее влияние человека нивелируется восстанавливающим влиянием,

Общество находит способы существования без использования невосполнимых природ­ных ресурсов. Экономическое (потребительское) взаимодействия общества и природы уменьшается, экологическое (охраняющее) взаимодействие увеличивается. Человек охра­няет и восстанавливает популяции редких животных, помогает природе справиться с при­родными катаклизмами.

2. Влияние природы на общество. В предшествующий период являлось доминирую­щим. Суть его состоит в воздействии на развитие человека как вида и на общество. Может замедлять или ускорять развитие за счет возможности использования природных богатств (ресурсы, климат, географическое положение и т. д.).

Например, географическое положение Древней Греции (расположенность вблизи моря с большим количеством островов) стимулировало развитие мореплавания. Холодный кли­мат севера Руси стимулировал быстрый переход от полуземляночного жилья к деревянным домам на подклети и т. д.

Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:

• экологическая (сохранение, охрана природных богатств)

экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых, так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).

 

Что?

Под научно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие нау­ки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой

Когда?

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI—XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства, когда была осознана необходимость теоретического решения практических задач.

В XVIII—XIX веках связи научного и технического прогресса становятся все более тес­ными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Развитие науки и развитие техники взаимно стимулируют друг друга.

Период XX - начало XXI века характеризуется как научно-техническая революция. Под НТР понимается такой уровень развития общества, когда наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются.

Как?

По мере своего развития, наука становится все более важным, даже определяющим рычагом преобразования природы, что влечет за собой изменения:

•природы (человек преобразует природу, осуществляется массовая вырубка лесов, осуше-ние болот и другие мелиоративные работы, что ведет к изменениям климата; человек за­грязняет окружающую среду, включая недра, воду и воздух, охотится, что ведет к вымира­нию многих видов животных; человек ведет селекционную работу, в результате появляются генетически измененные организмы - растения; проводятся и другие преобразования)

•человека (изменяются требования к уровню информированности и образования; все больше людей заняты не примитивным физическим, а интеллектуальным трудом; основным фактором, определяющим развитие человека как личности является доступ к информации; массовыми становятся болезни, не характерные для ранних стадий развития науки и техни­ки: стресс, гиподинамия, ранняя близорукость; при этом возрастает длительность жизни, общество не только заботится о своих больных членах, но и возвращает им возможность полноценной жизни - появляются способы адаптации к полноценной жизни больных с раз­личными диагнозами - отсутствие конечности, болезнь Дауна и т.д.)

•общества (повышается гуманность общества, т. к. оно в состоянии позаботиться о всех своих членах, в том числе и неполноценных в физическом или интеллектуальном плане; изменяется социальный заказ - повышается потребность в квалифицированной рабочей силе, снижается потребность в примитивном физическом труде; ценность личности прояв­ляется не только как члена семьи или общественной группы, но как самостоятельной, само­бытной индивидуальности).

Наука сливается с технологией. Разработка технологий на основе глубокого проникновения взаконы природы становится основной задачей интеллектуальной элиты общества.

 

ЧЕЛОВЕК

Структура термина «человек»

ЧЕЛОВЕК как совокупность биологического и социального начал:

Индивидуальность как совокупность отличительных биологических и социальных качеств конкретного человека
Индивид как совокупность биологических характе­ристик данного человека, включая анато­мические, генетические и физиологические характеристики (общечеловеческие и ин­дивидуальные) конкретного человека.   Личность как совокупность устойчивая система социальных черт, характеризующих кон­кретного человека как члена общества. Личность испытывает на себе влияние биологического в человеке.  
Двойственная природа человека влечет за собой так называемую биосоциальную проблему, то есть проблему взаимоотношения биологического и социального в человеке.

 

Формы воззрения на мир

 

 

  мифология религия философия
Высший смысл объяснение генезиса и движения всего сущего и в том числе человека как части мира.
Специфика через введение представления о некоем бо­жественном начале: через познание законов природы и экстраполя- ,цию их на прошлое и будущее
которое в совре­менных условиях утрачивает сакраль­ный смысл которое в современных условиях сохраняет са­кральный смысл
Модель мира люди и боги явля­ются частями мира и живут по его законам иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление определя­ется его связью с богом научная модель вселен­ной и человека (изме­няется по мере накоп­ления научных данных)
Дуализм человек = божественное + физическое человек = социальное + биологическое
Основная цель изучение отношений между богом (богами) и человеком изучение отношений ме­жду человеком и миром
Влияние на жизнь является практическим руководством к действию, основной определен­ного типа поведения, ценностей, убеждений
не содержит четкого кодекса поведения содержит четкий кодекс поведения

Структура деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Субъект деятельности Объект деятельности Мотивы деятельности (потребности)   Цель деятельности образ предвосхи­щаемого результа­та, на достижение которого направле­на деятельность может быть осоз­нанной или неосоз­нанной; лежит вне деятельности, в сфере идеалов и ценностей Процесс деятельности деятельность может протекать как вовне субъекта деятельности (физическая деятель­ность), так и внутри субъекта деятельности (идеальная - духовная или интеллектуальная деятельность) Средства выполнения средства выполнения деятель­ности могут быть духовнымиили материальными.Например, при построении дома использу­ются как духовные (планирова­ние, знания о материалах), так и материальные (физические действия) средства. Матери­альные средства деятельности делятся на природные мате­риалыи инструменты. Результат- итог

Разновидности деятельности

Деятельность
Духовная деятельность: • эстетическая деятельность • научная деятельность • социальная (воспитательная) деятельность • религиозная деятельность • философская деятельность • общение - познавательная Трудовая (производственная) деятельность Игровая деятельность Общение    

Виды человеческого общения

между реальными реального субъекта реального субъекта между
субъектами и иллюзорного и воображемого воображаемыми
совместный труд партнера партнера партнерами
• игра общение • с внутренним голосом • общение
• духовное с животным • с автором персонажей
общение   произведения искусства произведении
• обучение   • религиозное общение искусства

Цели общения

Цели общения
Усвоение информации   Передача информации   Обмен информацией   Стимулирование деятельности   Выработка новой информации  

Структура процесса труда

Структура процесса труда
Субъект труда Объ ект труда   Цель труда   Процесс труда Средства труда Результат  
• человек • группа людей • общество   • живая и неживая природа • отдельные люди • общество в целом • социальные мотивы • процессуальные мотивы   идеальный об­раз продукта труда (всегда осознан)   может быть физическим или духовным; всегда включает в себя процесс планирования труда.   Орудия и инструмен­ты. Могут быть ду­ховнымиили материальными.   Воплощение идеаль­ного образа продукта труда в материальной, или материализован-ной форме  

ПОЗНАНИЕ

 

Определения термина «познание»

♦ Обусловленный развитием об­щественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведе­ния действительности в мышлении. ♦ Деятельность, направленная на получение зна­ний. ♦ Взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.  

 

    Виды познания  
Общественное Индивидуальное
Изолированное в пределах одной страны / культуры. Например: знание об изго­товлении бумаги в Китае. Познание челове­чества в целом. Например: знание о периодах луны Усвоение опыта преды­дущих поколений. На­пример: обучение в шко­ле / институте, техникуме. Выработка / получение но­вого знания

Компоненты гносеологии

Теория познания:

Истина

♦ Отношения между субъектом и объектом познания

♦ Условия и критерии достоверности результатов познания

♦ Ступени и формы процесса познания

♦ Отношение знания к объективной реальности

♦ Основной вопрос гносеологии - о возможности познания

♦ Закономерности познания

Формы истины

Абсолютная истина - истина, которая

не изменяется в ходе дальнейшего

познания.

Например: Земля вращается вокруг

Солнца.

Относительная истина - приближенное зна­ние, которое дополняется в процессе дальней­шего познания.

Например: Земля плоская. (Сейчас установлено, что Земля имеет форму, называемую геоид).

 

 

Сферы познания:

познание
научное систематичность знаний (теории) * методология (обоснование применяемых методов) * формализация (применение особого языка для фик­сации результатов познания) уровни (эмпирическое и теоретическое) Ненаучное • обыденное познание • познание средствами искусства •религиозное познание

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

 

Определения многозначного термина «культура»

• определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;

• способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;

• возделывание, воспитание (от лат. cultura);

• совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;

• исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способнос­тей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

• степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;

• мера развития человеческой природы.

Применение термина «культура» при описании:

• определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи Возрождения);

• народностей или наций (культура майя);

• специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда); археологическая (совокупность археологических памятников определенного места);

• речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использо­вать коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи). ___

Определения понятия «искусство»

• Форма сознания, специфический род духовно-практического освоения мира как ор­ганическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.

• Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

• Художественное творчество в целом.

• Специализированная эстетическая деятельность.

• Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. ___________

Виды искусства

♦ Архитектура ♦ Живопись ♦ Графика ♦ Литература
♦ Музыка ♦ Скульптура ♦ Декоративно- ♦ Танец
♦ Кино ♦ Театр прикладное искусство  

Функции искусства

  • эстетическая
  • коммуникативная
  • гносеологическая (познавательная)
  • социально-организаующая
  • эвристическая (творческая)
  • воспитательная
  • игровая
  • гедонистическая (функция наслаждения)
  • катарсическая (очищающая)
  • компенсаторная

Структура культуры

Культура общества в целом
Традиционная (господствующая в обществе) культура Альтернативные культуры, противопоставляемые традиционной культуре в качестве более перспективной культуры
  Негативные культуры Позитивные культуры
делинквентные (преступные) культуры -совокупности нескольких негативно интерпретиро­ванных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующие в каче­стве культуры преступного слоя общества. Устойчива в среде моло­дежи нижних слоев обще­ства. Важно: наличие и качество противоправной деятельно­сти, система сигналов (оде­жда, прическа, жаргон и т.д.] Выделяются по месту и времени существования.   враждебные культуры (контркультуры)   молодежные субкультуры -(могут быть как негативны­ми, так и позитивными) -автономные целостные об­разования внутри традици­онной культуры, опреде­ляющие стиль жизни и мыш­ления её носителей, отли­чающиеся своими нормами и ценностями. Часто ориен­тированы на досуг. Важно: система сигналов принадлежности к группе (прическа, одежда, досуг, манера поведения, отноше­ние к наркотикам, жаргон) Могут быть официальными (комсомольцы) и неофици­альными (рейверы). профессиональные субкультуры -трансформирован­ные профессиональ­ным мышлением системы ценностей традиционной культу-1 ры, получившие свое- | образную мировоз­зренческую окраску. Важно: система сиг­налов (профессио­нальный жаргон, про­фессиональные знания и навыки, ма­нера поведения). уществует в профес­сиональных средах [например, врачебная).
         

 

Аккультурация

Аккультурация-процесс взаимовлияния двух или более, культур:
акцептация -поглощение одной культурой другой культуры возникновение новых культур   реакция- отторжение чужой культуры   заимствование элементов чу­жой культуры   адаптация- приспособление культур друг к ДРУГУ  

 

Культурное отставание

Культурное отставание- интервал между временными точками развития различных сфер или элементов культуры в тот или иной период. У.Т. Огборн считает, что материальная культураразвивается быстрее духовной по следующим причинам:
- малое количество изобретений в духов­ной культуре (новых средств и технологий производства духов­ных ценностей). - препятствия для развития духовной культуры (напри­мер, в виде тради­ции). - опосредован-ность контакта между матери­альной и духов­ной культурами.   - сопротивление адапта­ции материальной культу­ры духовной культурой, вызываемое оценками со­циальных групп, их ценностями и ориентациями.

 

Виды духовной деятельности

Виды духовной деятельности
Познавательная (научная, художественная, религиозная   Ценностно-ориентировочная (т. е. определение положитель-ного или отрицательного отно-шения людей к явлениям окружающего ми­ра и формирование мировоззрения Прогностическая (планирование или пред­видение возможных изме­нений действительности)  

 

С труктура духовной культ уры

Форма Воплощение достижений духовной культуры. Является материальной - например, бу­мага и чернила книги, звуковые волны музыки. сЬизические движения пляшущих. Содержание Значение для личности и общества. Является идеальной - усвоение со­держания и переживание эмоций, по­рождаемых книгой, музыкой, танцем.  

 

Функции духовной культуры:

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (познавательная) - познание мира и использование полученных зна­нии в человеческой практике. Реализуется не только в процессе получения на^ното знания но и в процессе получения ненаучного (художественного, интуитивного релижозтого)i знания

ИНФОРМАТИВНАЯ – накопление и передача социального опытановому поколению

Коммуникативная – возможность общения между отдельнымилюдьми и культурами благодаря выработанным знаковым системам (буквы, жесты, культурные стереотипы, художественные образы, технические средства и т.д.)

Нормативная – регулирование поведения отдельных индивидов и социальных групп. Главными регуляторами являются мораль и право.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ - приобщения и идее гуманизма и примата человека, его прав и свобод

Структура морали

Мораль:

- соотношение норм и обычаев

- соотношение поступков и их мотивов

- мерило степени зрелости личности:

1. Моральное сознание

2. Моральные отношения

3. Моральные поступки

Религия и атеизм

  РЕЛИГИЯ   АТЕИЗМ  
Буквальное значение   от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа   от гр. atheos - безбожный    
Определение   Мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное.   Отрицание существования бога и связанное с этим отри­цание религии.  
Возникновение   Возникает как реакция на непонимание мира, неумение объяснить его без сверхъестественного.   Возникает как реакция на воз­можность объяснить мир без концепции бога.  
Структура   Включает в себя: веру- комплекс религиозных переживаний; догматику- религиозное учение; культ- систему ритуальных действий; нормы    

 

Религиозное сознание

• Убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъесте­ственными свойствами.

• Убеждение в реальности контакта (молитва, жертвоприношение, причастие, другие культовые действия) с объектами религиозной веры.

• Чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения.

• Осознание требований со стороны сверхъестественного и ответственно­сти, связанной с выполнением или невыполнением этих требований.

• Установление добрых отношений с объектами поклонения (желание умилостивить, компенсировать непослушание).

 

Основные процессы, характеризующие современное российское образование

Гуманизация больше внимания уделяется нравственному воспитанию, приспособ­лению образования к потребностям обучаемых
Плюрализм наличие государственных и негосударственных, светских и духовных, очных и заочных, а также специализированных по различным аспектам учебных заведений всех уровней
Компьютеризация внедрение и использование компьютеров для обучения для само­стоятельной работы в учебном процессе
Мобильность унификация учебных программ и документов об их прохождении и успешности изучения для возможности продолжать образование в другом учебном заведении (этой же или другой страны}
Демократичность участие учащихся и их родителей в осуществлении образовательного процесса, а также открытость образования

Роль образования в жизни общества

1. Общество путем социального заказа (то есть отбора потребного для общества) форми­рует образовательную систему, то есть определяет ее структуру, наличие, качество, количе­ство и доступность учебных заведений различных уровней для различных категорий граждан

2. Образование является «выравнивателем шансов», то есть позволяет повышать соци­альную мобильность населения (возможность повысить свой социальный статус); дает работу

Качества научного знания

Наука (научное знание): • Наука - особая область жизнедеятель­ности общества, содержанием которой является познание мира. • Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теорети­ческая систематизация объективных знаний о действительности.   Качества научного знания: ♦ систематичность:структурированность. ♦ методологическая обоснованность:обос­нованность применяемых методов. ♦ объективность:независимость от субъекта выработки.  

 

Виды наук:

1. фундаментальные

2. прикладные

Науки делятся на:
Естественные науки (науки о природе) физика, химия, биология, астрономия, география, медицина и др.   Гуманитарные науки (науки о человеке и обществе) философия, экономика, со­циология, политология, фило­логия, история   Точные науки (математические науки) геометрия, алгебра, логика, информатика, математика

 

ЭКОНОМИКА

Что такое «экономика»?

• Совокупность отраслей хозяйства, ресурсов, производство товаров и услуг, взаимосвязи между производством и распределением товаров и услуг.

• (греч.) «ведение домашнего хозяйства».

• Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции,

• Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

• Наука, изучающая сектора (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отрасли хозяй­ства страны или отдельных её регионов, а также некоторые функциональные аспекты эко­номических отношений.

• Наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и их распределения среди людей.

Экономические науки

Политэкономия - наука, изучающая основы экономических отношений (термин, введен в 1615 г.). Экономикс- отрасль экономической науки, раскрывающая на макро- и микроуровнях зако­ны бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т.п., в последнее время вытесняет термин «поли тэкон омика».  
История народного хозяйства Управление производством
Финансы и кредит Экономика отраслей хозяйства
История экономической мысли Экономическая статистика
Экономика труда Региональная экономика
Макроэкономика- раздел экономической науки, исследующий экономику как целое, а также ее отдельные секторы с помощью всеохватывающих показателей (ВВП, ВНП, национальный доход и др.) и их связи с денежным обращением, занятостью, процентными ставками, гос. расходами инвестициями и потреблением
Микроэкономика- раздел экономической науки, исследующий хозяйственную деятельность эко­номических субъектов (предприятий и фирм), являющихся производителями и потребителями това­ров и услуг. Объектом изучения микроэкономики служат также отношения между предприятиями и государством. Основные разделы - теория потребления, теория фирмы и рыночной структуры, монополия и конкуренция, государственный и частный сектор, рынок труда, распределение доходов.

 

Политэкономические школы

♦ МЕРКАНТИЛИЗМ - первая школа политэкономии (экономическая по­литика эпохи первоначального нако­пления капитала). Выражалась в активном вмешательстве государст­ва в хозяйственную жизнь в интере­сах купечества.

♦ КЕЙНСИАНСТВО - теория государственного регу­лирования экономики. Возникла в конце первой трети XX века. Исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложения, занятости, потребления и др.). решающая сфера воспроизводст­ва - рынок, основные цели - поддержание эффектив­ного спроса и полной занятости. Экономическая про­грамма включает всемерное увеличение расходов госбюджета, увеличение количества денег в обраще­нии, регулирование занятости.

Вопросы, на которые отвечает наука экономика:

? Что производить? В каких количествах производить? Как производить?? Для кого производить?

Значения термина «рынок»

♦ Рынок - сфера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ре­сурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и дру­гих на трех уровнях.

♦ Рынок - взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром ме­ханизма этого взаимодействия является цена.

♦ Рынок - отдельная сфера экономики (рынок труда, рынок ценных бумаг).

♦ Место для осуществления торговых операций (колхозный рынок).

Уровни экономики (рынка)

Мировое хозяйство:(мировой, или внешний, рынок). Национальное хозяйство: (национальный, или внутренний, рынок) уровень МАКРОЭКОНОМИКИ Хозяйство части территории страны: (местный рынок), уровень МИКРОЭКОНОМИКИ:  
Основные проблемы данного уровня экономики (рынка): • Мировое разделение труда. • Организация производства в мировом масштабе. • Организация межнациональных проектов (космических и т. п.). • Проблема рождаемости. • Экологическая проблема.   Основные проблемы данного уровня экономики (рынка): • Проблема занятости. • Проблема инвестиций. • Проблема национального бюджета и его распределения, доходов и расходов государства. • Проблема денежного обращения и поддержания, национальной валюты. Основные проблемы данного уровня экономики (рынка): • Взаимодействие с другими территориальными единицами. • Привлечение инвестиций. • Развитие экономического потенциала.  

 

Типы экономических укладов

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяй­ства, при котором продукты труда произво­дятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продук­тов осуществляется через куплю-продажу.

Факторы, определяющие спрос

Спрос на рынке зависит от двух типов факторов:
ЦЕНОВОЙ ФАКТОР (цена товара или услуги)   НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ • численность потенциальных покупателей • величина дохода населения • пристрастия и потребности покупателей в зави­симости от возраста, религии, пола, климата, моды и рекламы • наличие заменителей товара или услуги • ожидаемое поведение цены • государственная политика (протекционизм)

 

Структура понятия «цена»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.112 с.)