Лабораторные работы или практические занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторные работы или практические занятия



Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель лабораторного практикума – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» знакомство с приборами и средствами измерения, способами контроля и измерения показателей качества продовольственных товаров. Лабораторный практикум рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание лабораторного практикума соответствует профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение.

Перед проведением лабораторных работ в рамках каждого Модуля студент должен успешно освоить процедуру их подготовки и выполнения по предварительно полученным учебным и методическим материалам (текущий контроль знаний).

В табл. 5 представлено соответствие содержания лабораторного практикума по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для очной и заочной форм обучения, что позволяет оценить вклад каждой практической работы в достижение целей модульного образовательного процесса.

Лабораторный практикум

Таблица 5

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума.   Перечень лабораторных работ   Часы
1. Модуль II. Цели:изучить дробный и систематический качественный анализ. Освоить общие реакции (действие групповых реагентов), реакции обнаружения катионов и анионов при совместном присутствии. 1. 1. Систематический качественный анализ катионов и анионов. 2. 2. Дробный качественный анализ катионов. 3. 3. Дробный качественный анализ анионов. 4. 4. Хроматографический качественный анализ. 5. 6        
2. Модуль III. Цели: изучить титриметрические методы анализа. Освоить способы выражения концентрации. Приобрести навыки приготовления буферных растворов и расчетов рН, титра раствора, нормальной концентрации, результатов титриметрических методов анализа. Кривые титрования. 1. 1. Кислотно-основное титрование. Определение содержания серной кислоты. 2. 2. Редоксиметрия. Перманганатометрия. Определение содержания железа (II). 3. 3. Иодометрия. Определение содержания меди (II). 4. 4. Осадительное титрование.аргентометрия. определение содержания NaCl (метод Фольгарда). 5. 5. Комплексонометрия. Определение жесткости воды. Определение кальция и магния при совместном присутствии. 6. 4              
3. Модуль IV. Цели: изучить сущность электрохимических, оптических, хроматографических методов анализа. Равновесные и неравновесные электрохимические системы. Проведение расчетов по формулам Нернста, Ильковича, Бугера-Ламберта- Бера, Лорентца и др. понять принципы использования оптических спектров в аналитической химии, хроматографического разделения веществ. 1. 1. Потенциометрия. Определение окислительно-восстановительного потенциала. Потенциометрическое определение активной и титруемой (общей) кислотности. Ионометрическое определение нитритов. 2. 2. Кондуктометрия. Определение содержания кислоты в растворе. 3. 3. Спектроэлектрофотометрия. Определение содержания железа. Определение содержания щелочных и щелочноземельных металлов пламенно-фотометрическим методом анализа. 4. 4. Рефрактометрия. Определение сухих веществ. 5. 5. Хроматография. Анализ смеси полисахарида и нитрата кобальта методом гельхроматографии. 6. 8                  

 

Лабораторный практикум обеспечен учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, а также средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением лабораторных занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов определения качества товаров.

 

 

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)

дисциплинами*

Таблица 6

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
     
1. Модуль I. Основные положения. * * *
2. Тема 1. Ход аналитического процесса. * * *
3. Тема 2. Растворы. * * *
4. Модуль II. Химический качественный анализ.   * *
5. Тема 3. Дробный и систематический качественный анализ.     *
6. Тема 4. Классификация реакций, применяемых для идентификации ионов. * * *
7. Модуль III. Гравиметрические и титриметрические методы анализа. * * *
8. Тема 5. Гравиметрия и осадительное титрование. * *  
9. Тема 6. Кислотно-основное титрование. * *  
10. Тема 7. Окислительно-восстановительное титрование (Редоксиметрия). * *  
11. Тема 8. Комплексонометрическое титрование. * * *
12. Модуль IV. Физико-химические и физические методы анализа. * * *
13. Тема 9. Электрохимические методы анализа. * * *
14. Тема 10. Оптические методы анализа. * * *
15. Тема 11. Хроматографические методы анализа. * * *
16. Модуль V. Аналитико-химическая метрология. * *  
17. Тема 12. Математическая обработка результатов анализа. * *  

*1 – Методы исследования свойств сырья и готовой продукции.

*2 – Технохимический контроль, сертификация и управление качеством.

*3 - Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.

 

 

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения по дисциплине

Таблица 7

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели тренингов. Тематика тренингов.  
 
1. Модуль I. Цель: найти переход от одного способа выражения концентрации к другому при приготовлении растворов. Растворы. Взаимодействие между растворимым веществом и растворителем. Способы выражения концентрации растворов.  
2. Модуль II. Цель: Составить схемы качественного анализа катионов и анионов в растворах различного сочетания. Дробный и систематический химический качественный анализ.  
3. Модуль III. Цель: при изменении состава раствора применить соответствующий титриметрический метод анализа. Титриметрические методы анализа.  
4. Модуль IV. Цель: исходя из содержания анализируемого вещества, его природы подобрать оптимальный физико-химический метод анализа. Сущность, характеристики электрохимических, оптических, хроматографических метоов анализа.  
5. Модуль V. Цель: рассчитать погрешность определения содержания веществ физико-химическими методами анализа. Обработка результатов измерений.  

Самостоятельная работа

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня. Цели самостоятельной работы. Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии. Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 8.

Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа Таблица 8

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
1. Модуль I. 0,77/28 1. Изучение тем лекций 0,16/6
2. Подготовка к лабораторным занятиям -
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,22/8
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,14/5
5. Подготовка к тренингу 0,11/4
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – зачету, экзамену 0,14/5
2. Модуль II. 1,06/38 1. Изучение тем лекций 0,17/6
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,11/4
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,33/12
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,17/6
5. Подготовка к тренингу 0,11/4
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – зачету, экзамену 0,17/6
3. Модуль III. 1,23/44 1. Изучение тем лекций 0,17/6
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,17/6
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,33/12
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,17/6
5. Подготовка к тренингу 0,17/6
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – зачету, экзамену 0,22/8
4. Модуль IV. 1,11/40 1. Изучение тем лекций 0,17/6
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,11/4
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,33/12
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,14/5
5. Подготовка к тренингу 0,17/6
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – зачету, экзамену 0,19/7
5. Модуль V. 0,5/18 1. Изучение тем лекций 0,11/4
2. Подготовка к лабораторным занятиям -
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,17/6
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,055/2
5. Подготовка к тренингу 0,055/2
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – зачету, экзамену 0,11/4
  Итого 4,67/168   4,67/168

В самостоятельную работу кроме того включается подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом, имеет профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность инициирует активную творческую работу студента.

6. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов в 4-х книгах. М.: Колос, 2005, 237с.

2. Цитович И.Е. Курс аналитической химии. - М.: Высшая школа, 2007, 495 с.

 

б) дополнительная литература

1. Основы аналитической химии. Практическое руководство (под ред. Ю.А. Золотова). М.: Высшая школа, 2004.

2. Коренман Я.И., Суханов П.Т. Задачник по аналитической химии. Воронеж: ВГТА, 2004, 339 с.

3. Васильев В.П. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа. - М.: высшая школа, 1989, Т. 2, 384 с.

4. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. - М.: Просвещение, 1979,479 с.

5. Ляликов Ю.С. Физико-химические методы. -М.: Химия, 1973, 536 с.

6. Крешков А.П. Основы аналитической химии. - М.: Химия, 1970, 471 с.

7. Бончев П.Р. Введение в аналитическую химию. - Л.: Химия, 1978,496 с.

8. Ляликов Ю.С., Булатов М.И. и др. Сборник задач по физико-химическим методам анализа. - М.: Химия, 1972, 220 с.

9. Пилипенко А.Т. Аналитическая химия. М.: - «Химия», 1990.

Периодические издания (журналы)

1. Заводская лаборатория

2. Аналитическая химия

3. Известия ВУЗов (серия химическая)

в) программное и коммуникативное обеспечение

 

1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.019 с.)