Кирничная Влада Константиновна, к.х.н., доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кирничная Влада Константиновна, к.х.н., доцент



Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: программа дисциплины. – М.: МГУ ТУ, 2011.

 

Программа дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» профессионального цикла базовой общепрофессиональной части составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для бакалавров по направлениям 260100 «Продукты питания из растительного сырья», 260200 «Продукты питания животного происхождения», профили: технология хранения и переработки зерна; технология хлеба, кондитерских изделий; технология сахаристых продуктов; технология бродильных производств и виноделия; технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов; технология консервов и пищеконцентратов; технология рыбы и рыбных продуктов.

Предназначена для дневной формы обучения.

 

ã Московский государственный университет

технологий и управления, 2011

109004, Москва, Земляной вал, 73.

ã Орлова В.А., Касьяненко Г.Р., Кирничная В.К.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины (знания, умения, владения и компетенция обучающихся, сформированных в результате освоения дисциплины (модуля)

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

4. Содержание дисциплины

4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость

и виды учебной работы

4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

4.3 Содержание учебно-образовательных модулей

4.4Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения

4.5 Лабораторные работы или практические занятия

5. Самостоятельная работа

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7. Материально–техническое обеспечение дисциплины

8. Контроль и оценка результатов обучений

8.1. Контроль знаний по дисциплине

8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10. Глоссарий основных терминов и определений

 

1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» - обязательная базовая дисциплина профессионального цикла базовой общепрофессиональной части государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья»; 260200 «Продукты питания животного происхождения», квалификация (степень) - бакалавр.

Основной целью учебной дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является подготовка специалистов, владеющих теоретическими основами и практическими приемами основных химических и инструментальных методов анализа, умеющих проводить обработку результатов аналитических определений.

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины (знания, умения, владения и компетенция обучающихся, сформированных в результате освоения дисциплины (модуля)

Дисциплина относится к базовой части математического и естественно – научного цикла Б.2.1. Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин – математики, физики, неорганической химии. Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин – методы исследования свойств сырья и готовой продукции; микробиология; методы обработки экспериментальных данных; метрология, стандартизация, сертификация; пищевая химия; физиология питания; методы исследования свойств сырья и готовой продукции; технохимический контроль и учет на мукомольных заводах; технохимический контроль и учет на предприятиях отрасли хлебопродуктов; технохимический контроль и учет на масложировых предприятиях; технохимический контроль и учет на парфюмерно-косметических предприятиях; технохимический контроль виноделия; технохимический контроль и учет на консервных и пищеконцентратных предприятиях; технохимический контроль и учет в крахмалопаточном производстве; технохимический контроль и учет на хлебопекарных предприятиях; технохимический контроль и учет на кондитерских предприятиях; технохимический контроль, сертификация и управление качеством; новые методы контроля качества продуктов; химия вина; упаковочные материалы и оборудование; биохимия и товароведение масличного сырья и продуктов переработки; химия солода и пива; экспертиза алкогольных и безалкогольных напитков; химия спирта и ликероводочных изделий; методы исследования рыбы и рыбных продуктов; учебно-исследовательская работа.

 

 

По направлению подготовки 260200 Продукты питания животного происхождения:

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК - 12);

 

- способен изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК - 3);


- способен применять метрологические принципы инструментальных измерений, характерных для конкретной предметной области (ПК - 4);

 

- способен проводить эксперименты по заданной методике и анализировать результаты (ПК - 18);

 

- способен измерять, наблюдать и составлять описания проводимых исследований; обобщать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК – 19).

 

По направлению подготовки 260100 Продукты питания из растительного сырья:

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-2);

 

- способен изучать и анализировать научно-техническую информацию,
отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-13);

 

- готов проводить измерения и наблюдения, составлять описания
проводимых исследований, анализировать результаты исследований и
использовать при написании отчетов и научных публикаций (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основы качественного анализа (макро-, полумикро-, микро-, ультрамикрометоды);

- условия выполнения качественных реакций;

- законы: закон действия масс, закон эквивалентности, основной закон светопоглощения;

- уравнение Ильковича, уравнение Нернста;

- сущность буферного действия;

- формулы для расчета рН различных растворов;

- основы теории электрической диссоциации сильных и слабых электролитов;

- способы выражения концентраций растворов и их взаимные перерасчеты;

- основные химические и физико-химические методы анализа веществ, их сущность, теоретические основы и области применения;

- метрологические характеристики методов анализа.

Уметь:

- анализировать смеси катионов и анионов;

- готовить стандартные растворы;

- планировать и осуществлять химический эксперимент, анализировать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы.

Владеть:

- способами пробоподготовки анализируемого объекта (растворение, химическая обработка, сплавление, окисление-восстановление и т.п.);

- основными химическими и физико-химическими методами анализа (титриметрический, гравиметрический, метод молекулярной абсорбционной спектроскопии, люминесценция, вольтамперометрия, хроматография);

- навыками работы на приборах для инструментального анализа.

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в табл. 1.

Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*

Таблица 1

Вид учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 3,33  
В том числе:    
Лекции 1,39  
Лабораторные работы (ЛР) 1,95  
Самостоятельная работа (всего)   4,67  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 0,83  
Подготовка к лабораторным работам 0,33  
Изучение тем лекций 1,39  
Подготовка к рубежному контролю 0,56  
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 0,73  
Подготовка к тренингу 0,83  
Контроль (всего) 0,17  
В том числе:    
Входной, текущий, рубежный 0,14  
Промежуточная аттестация (экзамен)** 0,03  

* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы

** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программы систему диагностики.

4. Содержание дисциплины

4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость

И виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному принципу.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Каждый модуль состоит из двух частей:

- инвариантный блок – включает минимум (ядро) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

- вариативный (профильный) блок – под которым следует понимать укрупненную группу знаний по направлению. Дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*

Таблица 2

№ п/п Наименование модуля и темы Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Лабора-торные работы Самостоя-тельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
1. Модуль I. Основные положения. 0,88/32 0,11/4 - 0,77/28 0,014/0,5
2. Тема 1. Ход аналитического процесса. 0,39/14 0,05/2 - 0,33/12 0,007/0,25
3. Тема 2. Растворы.   0,5/18 0,05/2 - 0,44/16 0,007/0,25
4. Модуль II. Химический качественный анализ. 1,78/64 0,22/8 0,5/18 1,06/38 0,03/1
5. Тема 3. Дробный и систематический качественный анализ.   1,23/42 0,28/10 0,33/12 0,62/22 0,015/0,5
6. Тема 4. Класификация реакций, применяемых для идентификации ионов.   0,72/26 0,11/4 0,17/6 0,44/16 0,015/0,5
7. Модуль III. Гравиметрические и титриметрические методы анализа. 2,22/80 0,33/12 0,67/24 1,22/44 0,03/1
8. Тема 5. Гравиметрия и осадительное титрование. 0,39/14 0,05/2 0,17/6 0,17/6 0,007/0,25
9. Тема 6. Кислотно-основное титрование. 0,56/20 0,05/2 0,17/6 0,33/12 0,007/0,25
10. Тема 7. Окислительно-восстановительное титрование (Редоксиметрия). 0,62/22 0,11/4 0,17/6 0,33/12 0,007/0,25
11. Тема 8. Комплексонометрическое титрование. 0,67/24 0,11/4 0,17/6 0,39/14 0,007/0,25
12. Модуль IV. Физико-химические и физические методы анализа. 2,69/86 0,51/18 0,77/28 1,11/40 0,03/1
13. Тема 9. Электрохимические методы анализа. 0,72/26 0,17/6 0,22/8 0,33/12 0,008/0,3
14. Тема 10. Оптические методы анализа. 0,78/28 0,17/6 0,22/8 0,39/14 0,008/0,3
15. Тема 11. Хроматографичес-кие методы анализа. 0,89/32 0,17/6 0,33/12 0,39/14 0,011/0,4
16. Модуль V. Аналитико-химическая метрология. 0,62/22 0,11/4 - 0,5/18 0,014/0,5
17. Тема 12. Математическая обработка результатов анализа. 0,62/22 0,11/4 - 0,5/18 0,014/0,5
18. Промежуточная аттестация (зачет, экзамен)         0,05/2
19. Всего на дисциплину «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» 8/288 1,27/50 1,88/70 4,67/168 0,17/6

*Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах

4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей

Таблица 3

№ п/п Наименование модуля и темы Дидактический минимум  
1. Модуль I. Основные положения.
2. Тема 1. Ход аналитического процесса. Определения общей и аналитической химии. Краткие сведения из истории аналитической химии. Ход аналитического процесса. Химические микрочастицы и ассоциаты.
3. Тема 2. Растворы.   Вода, растворение вещества и химическое равновесие. Структура жидкой воды. Взаимодействие между растворенным веществом и водой. Методы выражения концентраций растворенных веществ. Активности и коэффициенты активностей. Кинетическая и термодинамическая концепция химического равновесия. Понятие химического эквивалента.
4. Модуль II. Химический качественный анализ.
5. Тема 3. Дробный и систематический качественный анализ.   Химический качественный анализ. Групповые, селективные и специфические реакции. Систематический и дробный методы анализа.
6. Тема 4. Класификация реакций, применяемых для идентификации ионов.   Периодический закон – основа для изучения химико-аналитических свойств элементов, ионов и соединений. Классификация реакций, применяемых для обнаружения ионов.
7. Модуль III. Гравиметрические и титриметрические методы анализа.
8. Тема 5. Гравиметрия и осадительное титрование. Образование и растворение осадков. Центр кристаллизации и рост кристаллов. Гидрофобные и гидрофильные осадки. Растворимость и произведение растворимости. Эффект общего иона. Гравиметрия и осадительное титрование.
9. Тема 6. Кислотно-основное титрование.   Кислотно-основные реакции в воде. Протолитическая теория кислот и оснований, гидролизующихся солей. Буферные растворы. Кислотно-основная титриметрия. Кислотно-основные индикаторы. Кривые титрования.
10. Тема 7. Окислительно-восстановительное титрование (Редоксиметрия). Принципы и теория окислительно-восстановительных методов. Стандартные потенциалы и полуреакции. Уравнение Нернста. Редокс-титрование и редокс-индикаторы.
11. Тема 8. Комплексонометрическое титрование. Комплексы в аналитической химии и комплекснометрическое титрование. Полидентатные лиганды. Комплексонометрия и титрование ЭДТА.
12. Модуль IV. Физико-химические и физические методы анализа.
13. Тема 9. Электрохимические методы анализа. Физико-химические и физические методы анализа. Потенциометрия и потенциометрическое титрование. Ионометрия. Электроосаждение и кулонометрия. Полярография. Кондуктометрия и высокочастотное титрование.
14. Тема 10. Оптические методы анализа. Оптические методы анализа. Абсорбция, отражение, преломление и эмиссия света. Атомная абсорбция. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Колориметрия. Рефрактометрия и поляриметрия. Атомно-эмиссионная спектрометрия. Молекулярная спектрометрия. Флуориметрия.
15. Тема 11. Хроматографические методы анализа. Хроматографические методы. Газовая хроматография. Жидкостная хроматография. Тонкослойная и бумажная хроматография. Гель-проникающая хроматография.
16. Модуль V. Аналитико-химическая метрология.
17. Тема 12. Математическая обработка результатов анализа. Аналитико-химическая метрология. Виды погрешностей. Точность и правильность анализа. Стандартные образцы состава. Малые выборки и коэффициент Стьюдента.

 

 

4.3 Содержание учебно-образовательных модулей

МОДУЛЬ I. Основные положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.031 с.)