Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные предпосылки и условия появления
И распространения рекламы как массового явления План 1. Экономические, политические и иные предпосылки и условия появления рекламы как массового социального явления. 2. Этапы, тенденции и закономерности развития рекламы. 3. Социологические параметры институционализации рекламы в важный социальный институт. Основные понятия и термины Генезис рекламы, инновация, институциализация рекламы и рекламной деятельности, массовая коммуникация, массовая культура, массовое общество, массовое потребление, массовое сознание, предпосылки и условия появления рекламы, протореклама, российская реклама, рынок, современная реклама, средства массовой информации, этапы развития рекламы.
Литература Александров Ф. Хроники российской рекламы. М., 2003. Антонов С.Н. Социология рекламы: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. С. 18-68. Барт Р. Рекламное сообщение // Барт Р. Семиотика моды. М., 2004. С. 410-415. Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М., 1969. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. С. 91-113. Веригин А. Русская реклама. СПб., 1998. Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления // Thesis. 1993. T. I. Вып. 3. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. 1991-2000. М., 2002. Лопатина Н.В. Социология маркетинга. М., 2003. Макашина Л.П. Русская реклама: отечественная практика (1703-1918). Екатеринбург, 1995. Мартынов В.Н. Развитие рекламной деятельности глазами очевидца // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 4. Медведева Е. Основы рекламоведения. М., 2003. С. 25-109. Овчаренко А.Н. Основы рекламы: Учебник для студентов вузов. М., 2006. С. 7-85. Плисский Н. Путь к богатству. Реклама, ее значение, происхождение и история. СПб., 1893. Родионова Л.З. Английская и американская реклама: история и особенности. Екатеринбург, 1999. С. 13-15. Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М., 2004. Савельева О.О. Социология рекламы. М., 2004. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. СПб., 2001. С. 69-125. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. М., 2002. С. 7-34. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.,1996. Чередниченко С.И. История и теория рекламы. Теоретический авторский курс. М., 1992. Чередниченко Т.В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истории культуры. М., 1999.
Чечеткина Г.И. Основные тенденции развития мировой рекламной индустрии в 90-е гг. // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 1995. № 6. Шерковин Ю. Реклама: недавнее прошлое и ближайшее будущее // Деловая жизнь. 1993. № 10. С. 25-32. Уперов В.В. Реклама: ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы. Ученова В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990: Учебное пособие. М., 2004. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб., 2003. Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж. Реклама: принципы и практика. СПб, 2008. С. 11-40, 73-120. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998. С.176-203.
Интернет-ресурсы www.senator.perm.ru/yurnal.htm/ – Краткая история рекламы www.lab.advertology.ru / arxiv / 2003 / chernahovsky.htm – Общество и реклама в России (Черняховский В.) www.gramota.Ru/mag_new.html?id=33/ – «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты. Часть 2 (Кара-Мурза Е.С.) www.ibmh.msk.su – Коммерция в стиле модерн (Савельева О.О.) www.plakaty.ru – Исторические образцы рекламной продукции www.manager.ru/catalogues/advertising/reclama2 / – Все ресурсы о рекламе www.reclamodatel.ru – Рекламодатель: теория и практика www.rm.ru – Рекламный мир www.reclamaru.com – Всероссийский рекламный портал www.mediaatlas.ru – Новости, аналитика рекламного рынка.
I Реклама – как специфический вид человеческой деятельности – имеет давнюю историю. С момента зарождения товарно-денежных отношений и элементов рынка в экономической и политической жизни появляется и реклама. Однако в своем массовом состоянии, в сформировавшемся виде реклама появилась сравнительно недавно (в конце XIX-начале XX столетий). В силу этого необходимо исследовать условия и предпосылки ее становления как массового, специфического и важного социального явления. При этом следует иметь в виду, что многофункциональность рекламы как раз и произрастает из ее неразрывной связи с историческим развитием экономики, политики и культуры. Экономические предпосылки и условия становления рекламы как массового явления состоят, прежде всего, в формировании и неуклонном развитии трех видов рынка:
а) в среде производителей товаров (преодоление замкнутого натурального хозяйства Средневековья); б) в среде потребителей товаров (в Средние века рынок потребителей товаров отсутствует: абсолютное большинство производителей потребляют произведенное); в) в информационно-коммуникативной среде, расположенной между двумя первыми средами (среда-посредник).[11] Развернутая картина формирования данных рынков выглядит примерно следующим образом. Происходит переход от натурального хозяйства к товарному производству, от индивидуального и уникального к массовому серийному производству. Одновременно наблюдается переход от монополии к конкуренции (конкуренция производителей в итоге приводит к появлению массового производителя), от слитности производства и продавца (на уровне ремесленнического труда) к их функциональному разделению от дефицитности товаров и услуг к их общедоступности. Отныне массовый производитель начинает работать на массового потребителя. Все это со временем привело к тому, что прошлая главная производственная проблема («Как произвести?») была заменена новой («Как продать произведенный продукт?»). Проблема сбыта становится центральной. Как говорят, «экономика предложения» сменилась «экономикой предложения». Как следствие, по-новому осмысляется роль потребителя в новой системе производства и потребления. Появляется острая потребность в специальных посредниках между производителем и продавцом, продавцами и покупателями. Появляется новая функция в системе производства и сбыта, а именно – маркетинг (продвижение произведенной продукции к потребителю). Надо помнить, что общество на каждом этапе своего развития всегда сегментировано, поэтому производитель должен учитывать потребности, возможности отдельных целевых групп. Мало произвести товар, надо чтобы еще о нем и узнали, признали, выбрали. А для выбора нужна соответствующая информация. Появляется целая отрасль производителей и распространителей подобной специализированной информации – рекламная индустрия. Когда в конце XIX-начале XX вв. реклама, наконец, превращается в массовое явление, она прочно заняла свое достойное место среди других многочисленных форм маркетинговых коммуникаций. Реклама – это такая форма коммуникации, которая переводит качество товара или услуги на язык нужд и запросов потребителей (пространство между производителем и потребителем). Таким образом, реклама выступает как информационный заменитель товара, услуги. Во все времена своего существования реклама удовлетворяла специфические потребности людей в общественных коммерческих коммуникациях. В промышленно-развитых странах реклама становится важным фактором общества потребления и формирования всей потребительской культуры. Политические предпосылки и условия распространения рекламы как массового явления состоят в следующем. Развитие и распространение рынка в системе производства материальных благ всегда и повсюду сопровождались становлением политического рынка (идеология состязательности и выборности). Развертывание рынка вширь и вглубь вообще невозможно без становления демократии в политической сфере, поэтому укрепление демократических основ политической жизни можно рассматривать как важное условие распространения рекламы в самой экономической сфере (отсюда синхронность в развитии массовой коммерческой и политической рекламы).
Существует тесная взаимосвязь экономического и политического развития той или иной страны, в том числе и в деле развития рекламы. Вот наглядный исторический пример. В Англии XVII в. случилась одна из первых буржуазных политических революций. Но и первое печатное официальное рекламное объявление появилось в Англии (во второй половине XVв.). С 1622 г. реклама получает здесь мощный стимул для своего развития (первая газета на английском языке «Уикли Ньюс» как массовый рекламоноситель). А в начале XVIII века в Англии уже выходит и специальное рекламное издание под названием «Тэтлер». В XVIII в. буржуазные революционные веяния перемещаются во Францию, здесь же расцветает и рекламное дело. В XIX в. рекламная деятельность получает бурное развитие в США – за счет всемерного развития демократии, а также насыщения рынка товарами и услугами, развития общественных коммуникаций и появления большого количества газет и журналов. Социокультурные предпосылки и условия превращения рекламы в массовое явление начинают активно действовать также в эпоху становления и укрепления буржуазных общественных отношений. Это было время не только складывания общенациональных рынков и национальных государств, но и системы народного образования, которая, наряду со средствами массовой информации, стала основой формирования массового общества с его массовым сознанием, массовой культурой, «массовым человеком». В этой связи В.А. Евстафьев и Е.Э. Пасютина отмечают следующее: «На наш взгляд, история мировой рекламы убедительно подразделяется на три этапа. Первый из них – с доисторических времен до XYIII века, то есть до появления и широкого распространения газет. Второй – с начала XYIII века до 90-х годов XX века. Третий этап – современный… Первый этап… примитивный вид информации и рекламы был универсален для всех народов и, таким образом, на удивление интернационален. Но передаваемая или исполненная примитивным способом информация не имела возможности охватить большую аудиторию, и в то же время была обезличенно обращена ко всем. Второй этап – время возникновения и развития средств массовой информации… Этот этап характеризуется тем, что рекламное сообщение имеет глобальное распространение, но по-прежнему обезличенно обращено ко всем… Третий этап. Его основной характерной чертой стало возникновение и широкое распространение интерактивных систем. Глобальный характер рекламного сообщения сочетается с его персонифицированной направленностью».[12]
Во взаимодействии культуры и рекламы есть и обратная сторона, а именно воздействие рекламы на социокультурный процесс. Тот факт, что реклама сыграла такую большую роль в становлении американской нации, как раз и свидетельствует об отсутствии на тот период развития собственной культурной истории в США. Отсутствие расового, национального и прочего единства заставило именно в рекламе искать всеобщего унификатора – заменителя культурных традиций и образцов поведения. В этом отношении говорят, что реклама в современном обществе вышла далеко за пределы экономической сферы, некоторые специалисты говорят о том, что реклама стала образом жизни (не только для профессионалов-рекламистов, но и многих других групп людей). II После выявления и описания основных предпосылок и условий превращения рекламы в массовое социальное явление, есть смысл раскрыть главные этапы и тенденции в данном процессе. С точки зрения В.В. Ученовой и Н.В. Старых,[13] можно выделить следующие исторические этапы в становлении рекламы и превращении ее в массовое явление. 1. Протореклама. Здесь реклама – в силу синкретизма всех первобытнообщинных социальных явлений – еще не выделилось в самостоятельное явление: репрезентативная символика, демонстративное поведение здесь слиты неразрывно. Вот соответствующие примеры: - культовая деятельность язычества, подчеркивание индивидуальных и групповых тотемных особенностей (окраска на теле, одежда, прическа); - престижная протореклама (богатое одеяние, золотые украшения, татуировки, гербы, знамена, печати); - демонстративная расточительность (рекламирование своей значительности); - знаки собственности (клеймо, штамп, печать), авторства. В.В. Ученова и Н.В. Старых делают выводы, что проторекламные процессы являются необходимой историко-культурной предпосылкой становления профессиональной рекламной деятельности. Сама протореклама базируется на знаковой функции демонстрирования, которое вовлекает в свою орбиту многообразные архетипические символы и тем самым оказывает влияние на символизацию в культурном процессе. Конечно, многие формы проторекламы (сакральная, престижная, ремесленническая, собственническая и др.) исчезли или изменились до неузнаваемости, однако корни базовой структуры менталитета многих народов надо искать именно здесь. Широко используемая в рекламном деле символика и эмблематика уходит своими корнями в глубокую древность. 2. Реклама в традиционном обществе (Античность и Средние века). Для этого периода характерен устный характер рекламы. Кстати, изначальная этимология слова «reclamare» (лат. – кричать, выкрикивать) как раз и указывает на реликты дописьменной культуры. Вот соответствующие примеры рекламы данного периода.
Городские глашатаи, герольды, зазывалы, вестники как первые профессионалы рекламного дела («Придите на игры, и увидите то, что никогда прежде не видели»). В крито-микенской культуре XIV в. до н.э. уже есть соответствующая должность. Можно вспомнить, что царские глашатаи в Москве с XV в. провозглашали правительские указы с Красного крыльца кремлевских хором на площади Ивановской (отсюда поговорка – «Кричать во всю Ивановскую»). Здесь же и русские заклинки и прибаутки (рифмованные двустишья или четверостишья): «Свечки! Свечки! Горят – ярче печки!». Можно отметить, что реклама – как информационно-коммуникативная деятельность – неразрывно связана с господствующим в данный период времени типом коммуникации. Например, первые виды массовой коммуникации легли в основу первых жанров рекламы. Здесь и выкрикивание на базаре: «Пусть меня разразит гром, если вру!», «Клянусь Зевсом», «Самое лучшее кушанье!», «Платья венчальные, Для вдов – трауры печальные, Для утехи любовной – не вредные Кринолины проволочные медные!». Тут и варианты предметно-изобразительной рекламы (вывески, эмблемы, фирменные знаки). Появление письма (вторая информационная революция) повсеместно породило письменную рекламу: появляются и распространяются граффити, афиши, девизы, вывески. Итак, на этом этапе впервые зарождаются элементы собственно профессиональной рекламной деятельности. Опорный жанр рекламы в этот период – устные объявления, направленные на передачу общественно значимой информации. Реклама выделяется в самостоятельное явление и даже превращается в профессиональное занятие. С распространением письменности быстро развиваются такие жанры, как афиша, листовка, плакат, торговая марка, рекламная акция, самореклама. По свидетельству исследователей, реклама в этот период уже обслуживает не менее восьми из десяти основных социальных сфер жизни античного полиса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.027 с.) |