Общество как целостность. Типология обществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как целостность. Типология обществ.



Интуиции по поводу общества, основанные на обыденном опыте, обычно укла­дываются в три обобщенных представления: 1) общество - это люди (т.е. не один человек, а многие); 2) люди эти чем-то связа­ны, объединены, и это нечто позволяет отличать «наших» людей от «не-наших»; 3) человеку необходимо (и выгодно) жить в обще­стве; причем общество воздействует на человека мистически, принудительно и тотально, а человек на общество — практичес­ки, избирательно и локально. Общество туманно мыслится как некое организованное единство, правила которого лучше не нару­шать, если хочешь (вынужден) в нем оставаться; как определен­ная социальная сила, противостояние которой чревато наказани­ем; как естественная атмосфера, которую не выбирают, но долж­ны в ней жить и дышать... Устное народное творчество, приви­ваемые правила морали, передающиеся духовные заповеди разных народов отражают это общее генерализованное верова­ние.

В соответствии с современной теорией социальных общнос­тей можно сделать ряд предварительных выводов относительно природы общества:

1) общество - это социальная общность, только достаточно большая;

2) общество - это общность современного типа, отличаю­щаяся от традиционной;

3) общество - это постоянно развивающаяся система много­численных более мелких общностей (архаичных и современных, сформированных или зарождающихся, структурированных или «массовидных» и т.п.).

Все многообразие обществ, существовавших прежде и су­ществующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Суще­ствует множество способов классификации обществ. В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например, бушмены юго-за­падной Африки и аборигены центральной Австралии, обыч­но ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охот­ники и собиратели имеют самые примитивные орудия тру­да, их имущество ограниче­но самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь орга­низуется на основе родственных связей. По­литической структуры в этом обществе почти не существу­ет; во главе его обычно стоят старейшина или вождь, дру­гие властные структуры в нем не сложились.

2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближ­нем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным об­разом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не при­меняются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические ору­дия и оружие, но не используются плуги. Так же как и об­щества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обще­ствах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно услож­няется; иногда общества состоят из многих кланов, отлича­ющихся сложными взаимосвязями, включая правила, регу­лирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенство­вание плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хо­зяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. По­явление прибавочного сельскохозяйственного продукта соз­дало почву для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государ­ство (которое сформировало ограниченный бюрократичес­кий аппарат и армию), была изобретена письменность, по­явились первые денежные системы и расширилась торгов­ля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей переста­ла быть основой социальной структуры общества. Тем не ме­нее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни. В аграрном об­ществе семья по-прежнему оставалась основной производ­ственной единицей.

4. Промышленные (индустриальные) общества возник­ли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влияни­ем индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Север­ной Америке, Европе, в Вос­точной Азии; во мн. др. странах. Про­мышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом.

Общество также делят на доиндустриальное, или тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное, или со­временное. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, в индус­триальном обществе - промышленность, а в постиндуст­риальном - информация (теоретическое знание).

Карл Поппер различал открытые(демократич) и закрытые общества(авторит).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.006 с.)