Типы социокультурной регуляции. Система ценностей. Аномия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы социокультурной регуляции. Система ценностей. Аномия.



 

Культура по своей структуре- крайне сложная и многообразная система. Современная культура имеет много инструментов, средств регулирования поведения- от самых элементарных, малоосознаваемых, осуществляемых чисто автоматически до сложнейших, предполагающих осмысленность выбора. В ходе культурно-исторического развития человечество выработало два основных типа регуляции: на основе малоосмысленного традиционного шаблона поведения и на основе личностно-избираемой и осмысливаемой ценностной позиции.

При использовании традиционного шаблона поведения человек осуществляет свои действия потому, что так принято, не размышляя, не оценивая, не взвешивая, не будет ли другое действие более целесообразным. Мысль вплетена в деятельность и не выделена из нее.

В современной жизни подобными шаблонами являются и элементарные привычки (здороваться правой рукой, писать слева направо, а у некоторых народов- справа налево), и определенные обычаи, обряды, ритуалы и т.д.

При использовании ценностной (ценностно-нормативной) регуляции человек принимает решения, ориентируясь прежде всего на критерии- ценности и нормы, которые в данном обществе признаны разумными, обоснованными. Отличительной чертой психологического механизма ценностно-нормативной регуляции является то, что «принципы деятельности выделены из процесса деятельности и воплощены в культуре особыми средствами... Конкретные социокультурные различия между ними следующие.

Обобщенность- конкретность. Шаблон- ситуативно-конкретизированный регулятор. Он указывает, как себя вести в аналогичных, схожих ситуациях. В результате поведение человека регулируется набором конкретных шаблонов, инструкций.

Ценность же (а также норма)- это обобщенный (а не ситуативно-конкретный) критерий, который может быть применен при оценке любой конкретной ситуации. Можно ситуативно знать, что нельзя лгать (конкретно) родителям, нельзя лгать (конкретно) начальнику и т.д. Обобщенная же, ценностно-нормативная регуляция будет регулировать поведение иначе: «Всякая ложь безнравственна». Такая регуляция гарантирует, что не только в «давно за инструктированных», но даже в непредвиденных ситуациях (в отношении которых еще не выработано «инструкций») человек поведет себя надежно, предсказуемо.

Внешнее- внутреннее. Индивид воспринимает шаблон как непререкаемое, не требующее доказательств, а значит, не связанное с личными размышлениями, логикой и практической проверкой, внешнее требование.

ценностно-нормативная регуляция предполагает личное восприятие, оценку, размышление о том, что более важно более правильно. Ценность нельзя запомнить, заучить, ее следует осознать и принять как ценное, желательное. Поэтому ценностная регуляция- это внутренняя регуляция социального поведения.

Все мы живем в обществе себе подобных и потому обречены выбирать линию поведения, определяющуюся социальными ценностями. Социальные ценности- это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности,

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Для того чтобы норма стала нормой, должна быть свобода выбора. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм (общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные). По объекту, или сфере деятельности, выделяются нормы, действующие в области определенных видов отношений: политические, 'экономические, эстетические, религиозные и т.д. По содержанию выделяют нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т.д. По месту в нормативно-ценностной иерархии различают основополагающие и второстепенные, общие и конкретные. По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие. По масштабам применения: общие и локальные. По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата. По функциям; нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие и др.

В освоении и принятии норм можно выделить 3 уровня. Низший уровень - это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень- мотивация здравым смыслом. Высший уровень -интернализация - «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементам его внутреннего мира.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества.

Э.Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми. Возникает этот эффект, когда происходит конфликт меду различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации, для капитализма его времени- это классовое общество.

Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р.Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Современное понятие аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Но активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания. Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)