Политические теории эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические теории эпохи Возрождения



В XV – XVI веках произошел один из крупнейших социально-политических и культурных переворотов в истории человечества. Эпоха, во многом преобразовавшая духовный облик Европы, получила название Возрождение.

Идейной основой новой эпохи являлся гуманизм, идеалами которого стали интерес к человеческой личности, свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека. Гуманизм, естественно, обусловил резкое повышение интереса к античному наследию.

Благодаря возвращению к классической образованности произошла эмансипация человеческого разума, повлекшая за собой отрицание всех догм, притязаний на монопольное владение истиной, признание плюрализма мнений. Следствием этого был антикатолицизм. Церковь постепенно утрачивала свое господство в духовной жизни, и на основе антисхоластического типа мышления и бытия формировалась новая концепция человека.

Политические теории Возрождения выросли на почве усвоения и переосмысления всего предшествующего опыта европейской политической мысли, и не только античной, но и средневековой, хотя сами идеологи Возрождения не признавали этого. Более того, противопоставление своей эпохи христианскому Средневековью было одним из основных мировоззренческих принципов Возрождения.

Эти перемены в мировоззрении, сопровождавшиеся укреплением позиций светского рационального знания, обусловили ряд особенностей политических доктрин этого периода. Мыслителями стали применяться новые методы в познании государства и права. Так, новизна методологии заключалась в изучении достоверных исторических фактов реальной действительности с последующим их обобщением в политических концепциях. Главным объектом политического исследования выступало независимое от церкви, сильное централизованное государство.

Одним из виднейших представителей политической мысли этой эпохи был итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.). В своих работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание – 1532) Макиавелли стремился на основе обобщения многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры того государства, которое наилучшим образом отвечало бы потребностям его времени.

 

Он освободил политическую мысль от схоластики и теологии, отказался от религиозной аргументации при рассмотрении вопросов государственного устройства и политической деятельности. По его мнению, миром правит не Бог, а судьба (fortune) – объективная, историческая необходимость и закономерность. Однако судьба определяет только половину человеческих действий, другой управляют сами люди. Поэтому политика – это результат благосклонности судьбы, а также воли, силы и доблести человека.

В своих произведениях Макиавелли все фундаментальные положения основывал на понятии «ситуация». Причем в отличие от средневековой статики, это понятие у него динамично. Отсюда и относительность оценки осударственных структур, человеческих характеров, деятельности властей. Он считал, что нет идеального строя вне времени и пространства, есть только строй, адекватный ситуации; нет неизменных черт человеческого характера, постоянны лишь те, которые составляют характер человека и провляются по-разному в разных обществах, в условиях разных эпох, в разных комбинациях; нет неизменно хороших и неизменно плохих методов управления людьми, есть только методы, адекватные ситуации и неадекватные ей.

Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки – государство (stato) для обозначения государства вообще, независимо от его конкретных форм. Государство представляет собой политическое состояние общества, которое может меняться в зависимости от результатов политической борьбы.

Макиавелли одним из первых создал учение о политике как науке об управлении государством. Государство создано людьми, а не Богом, и возникло из потребности людей в общем благе. Целью государства и основой его прочности он считал безопасность личности и незыблемость собственности. Таким образом, им был поднят вопрос об экономическом воздействии на политическую жизнь.

Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих. Он возвратился к традиционной для античных авторов системе из шести форм правления: три правильные (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, охлократия). В основу своей классификации он положил соотношение социальных сил. Наилучшая форма правления – это смешение всех правильных форм.

Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики. Так как эти качества вместе редко можно найти в одном человеке, он приходит к выводу, что республики предпочтительнее монархий, ибо первые предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие, по его мнению, необходимо при создании и реформировании го-

сударств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Важнейшим фактором в политике является религия, что нужно учитывать и использовать. По его мнению, религиозность народа следует поддерживать, поскольку религиозным народом легче управлять. Церковь следует отделить от государства, а политику освободить от религиозной морали.

Мировую известность Макиавелли принесла постановка разработанного в «Государе» вопроса о соотношении политики и морали, который и по сей день волнует общественное сознание. Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали – «макиавеллизм» (для достижения цели все средства хороши). Он разрешает государю нарушать нравственные заповеди, считая, что государь может прибегать к безнравственным средствам – коварству, жестокости, когда обстоятельства не дают другого выбора. Правитель не обязан держать обещаний, если это вредит поставленной цели. Но при этом правитель должен стараться доказать, что его поведение безупречно и добродетельно. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков, поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.

Произведения Макиавелли оказали большое влияние на последующее развитие политической мысли.

Другим выдающимся представителем эпохи Возрождения был француз Жан Боден (1530 – 1596). Он отразил в своем знаменитом труде «Шесть книг о государстве» (1576) завершение процесса централизации национального государства, вошел в историю разработкой концепции государственного суверенитета. Он, как и Макиавелли, пытался подойти к исследованию государства исторически.

Боден определял государство как «правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит». Именно управление посредством права, сообразного с нравственностью и законами природы, и отличает государство от шайки разбойников и пиратов. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечивать на основе права и справедливости стабильность государства и его защиту от внешних врагов.

Исходя из обоснования государства как совокупности идей, а не отдельных лиц, семья, по Бодену, выступает в качестве ячейки государства, а главы семей, и только они, являются гражданами государства. От прочности семей в конечном счете зависит и устойчивость самого государства.

Главным признаком государства является суверенитет, понимаемый как «абсолютная и постоянная власть». Его основными свойствами Боден называет следующие:

1) суверенитет характеризуется единством и неделимостью в силу принадлежности верховной суверенной власти только одному субъекту. Верховная суверенная власть не может и не должна делить свои прерогативы с кем бы то ни было; она не может и не должна допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или рядом с ней и конкурировали бы с ней;

2) суверенитет носит постоянный характер вследствие неопределенности своего срока; его нельзя передавать на время либо уступать на каких-либо условиях;

3) суверенитет абсолютен, т. е. суверенная власть не знает каких-либо ограничений. Она надзаконна, верховна и неограничена. Правитель не связан позитивными законами (ни своими собственными, ни своих предшественников), не связан волей других субъектов политического сообщества: народа, церкви, других государств.

Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:

1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;

2) решение вопросов войны и мира;

3) назначение должностных лиц;

4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции;

5) помилование.

Боденом были определены также пределы полномочий суверена: это божественные и естественные законы и собственность подданных. Поэтому суверен обязан уважать последнюю, не должен на нее покушаться, издавая законы, нарушающие право собственности подданных или вводящие без их согласия новые налоги.

Боден считал неотчуждаемыми правами человека право частной собственности и семейное право (право на индивидуальную семью и частную семейную жизнь).

По способу осуществления власти Боден делил все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми как рабами, а их собственностью – как своей.

Лучшим, по мнению Бодена, является государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который «боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

Политико-теоретические взгляды Бодена по своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени.

В XVI – XVII вв. развивается новое общественное движение – социализм. К проблематике государства, права, власти мысли социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имущества, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.

Наиболее видными представителями этого направления были Томас Мор (1478 – 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639).

В 1516 г. была опубликована «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В ней автор утверждал, что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел. Выход у человечества один – «совершенное уничтожение частной собственности».

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.

 

В противовес существующему обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру нового общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов.

Утопийцы живут, не зная нужды; люди пребывают в достатке. Этот достаток достигается тем, что к труду привлекаются все мужчины и женщины, а также сокращением потребностей.

Утопия – государственно-организованное общество, своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова.

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (должностное лицо); 10 филархов – одного протофиларха (из числа ученых). Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Его должность несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других.

Т. Кампанелла в своей работе «Город Солнца» описывает жизнеустройство города-государства соляриев. Он полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Это государство отличается от всего, что было известно до этого. Власть и управление в Городе Солнца основывается на трех принципах:

1) главными задачами государства являются организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;

2) эти задачи государства обуславливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления;

3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.

Ученые и лица, сведующие в какой-либо отрасли знаний или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе города стоит верховный правитель – «Солнце» («Метафизик») – всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: «Пон» («Сила» – ведает военным делом), «Син» («Мудрость» – руководит развитием наук), «Мор» («Любовь» – управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и т. д.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены те, которые руководят узкими специальностями (например, экономист, агроном, скотовод, воспитатель и т. д.). В городе имеются также начальники отрядов, главные мастера. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, воспитывают и обучают подрастающее поколение.

В городе дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства; там каждый может высказаться о том, какие есть в государстве недочеты.

Должностным лицам помогают советом жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны.

Жизнь соляриев, по сути дела, заранее скрупулезно расписана. Каждый шаг граждан направляется и контролируется. Жители удовлетворены своим бытием: никто из них не терпит никакого недостатка ни в необходимости, ни в увеселениях. Везде царит дух однообразия: у всех жителей одинаковая одежда, пища, жилье, занятия, развлечения и т. д. Неповторимость каждого отдельного человека, его самостоятельность, инициативность в Городе Солнца не имеют особой ценности. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц – лишь в той мере, в какой они отвечают интересам общества.

Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества весьма туманны. Город Солнца основан мифическим народом. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.022 с.)