Политические учения Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические учения Средневековья



После падения Западной Римской империи в V в. н. э. начинается эпоха Средних веков. Это время характеризуется господством христианской религии во всех сферах общественной жизни. Не избежала влияния религии и политическая теория. Крупнейшими представителями этого направления стали Аврелий Августин (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226–1274 гг.). В их работах сочетались христианская убежденность, фанатизм, реализм и умеренность. По мнению Августина, происходит соединение «лучшей жизни от Бога» со способностями и возможностями человека. Он резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что «град земной», т. е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. В то же время он считал, что необходимо обновлять «град земной» в духе христианской добродетели. Все формы правления должны уважать Бога и человека. Августин оказал огромное влияние на политических мыслителей Средневековья и Нового времени, доказывавших в своих теориях превосходство духовной власти над светской. Восприняв идеи Августина, церковь объявила себя земной частью «божьего града», считая себя верховным арбитром земных интересов.

Церковь считала, что государство не имеет собственной сферы деятельности, и что она должна непосредственно контролировать ход политических дел. Напротив, ее аргументация сводилась к тому, что духовная сфера существует и она выходит за пределы компетенции государства. Если государство выходит за эти пределы, то церковь должна этому воспрепятствовать.

Дальнейшее развитие христианской политической теории связано с творчеством Фомы Аквинского (Аквината) (1225 – 1274 гг.), попытавшегося приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви. Он считал, что человек по природе своей «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха – с активностью Бога.

Целью государственности является достижение «общего блага», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие – это правильный выбор средств и моральной цели, способствующих всеобщему благу общества и государства.

Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Фома считал первую из них наилучшей из всех. В то же время монархия может существовать в двух видах: абсолютной и политической, причем вторая обладает преимуществом, т. к. в ней весомую роль играют крупные феодалы – светские и духовные.

Важным моментом политической теории Аквината является разработка им концепции «государства всеобщего благоденствия». Функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни.

Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти в конечном счете подчинены духовной. Духовное бытие людей – компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском обществе: церкви и государства.

Учение Аквината было высоко оценено церковными иерархами. В 1323 г. он был причислен к лику святых, а в 1879 г. римский папа Лев XII объявил его философию «единственно истинной философией католицизма».

В противоположность Фоме Аквинскому Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343) возлагал на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они могут быть устранены в том случае, если в дальнейшем церковники будут заниматься только сферой духовной жизни людей. Поэтому церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

Эта власть и представляющее ее государство возникли, по его мнению, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Отдельные семьи для достижения общего блага соединялись в роды, роды – в племена. Таким же путем и для той же цели объединяются города. В завершающей стадии этого процесса появляются государства, базирующиеся на общем согласии всех составляющих его людей и преследующие их общее благо.

Марсилий Падуанский считал, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Народ – носитель суверенитета и верховный законодатель. Однако под народом Марсилий Падуанский понимал не все население государства, а только лучшую, достойнейшую его часть. Народ он делил на две категории: высшую и низшую. Высшая категория – это военные, священники, чиновники. Они служат общему благу, в то время как низшая категория (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботятся только о своих частных интересах.

Государственная власть действует путем издания законов. Эти законы обязательны для всех, как для народа, так и для издающих их лиц.

В своем труде «Защитник мира» Падуанский проводил четкое разделение между законодательной и исполнительной властями в государстве. При этом власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона.

На основании изучения опыта современных ему государств Марсилий Падуанский важное значение отводил выборности всех должностных лиц в государстве. Этот принцип должен действовать при всех формах государственного устройства, включая и монархию – наилучшую из всех форм. Поэтому избирательная монархия гораздо лучше монархии наследственной, т. к. избираемый монарх лучше правит страной.

Борьба светской власти с притязанием церкви, объединительные процессы в Европе привели к возрождению теорий светского права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.006 с.)