Политология и ее изучение в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология и ее изучение в вузе



 

 

С момента возникновения науки предпринимаются многочисленные исследования, направленные на изучение человеческого общества. Это познание осуществляется в рамках общественных наук. Каждая из общественных наук изучает человеческое общество с какой-то определенной стороны, ставя перед собой вполне конкретные цели и задачи. Одни науки изучают человеческое общество в целом, другие – отдельные периоды его развития, третьи – лишь определенные сферы, области, стороны общества. Существуют и такие науки, которые рассматривают только определенные процессы и явления общественной жизни.

Довольно большую группу общественных наук составляют науки, исследующие политическую сферу жизни общества, все происходящие в ней явления и процессы. Эти науки получили название – политические науки. К их числу относятся: политическая философия, политическая социология, политическая психология, политическая география, политическая антропология, теория государства и права, политология и др.

Само понятие и суть предмета политологии в гносеологическом плане не является абстрактно-теоретическим, а уходит своими корнями в социальную, историческую практику. Политические науки отделились от других общественных наук в середине XIX века, когда круг их интересов начал распространяться на развивающиеся экономические и политические общественные структуры. Решающее влияние на становление политических наук оказал процесс возрастания роли государства как ведущей силы формирования и реализации политики.

Политология в переводе с греческого языка на русский означает «учение (наука) о политике». Название этой науки родилось в нашей стране. В американской и западноевропейской научной литературе употребляется понятие «политическая наука», которое в 1951 г. придумал для этой отрасли политических знаний американский ученый Г. Лассуэл.

Современные исследователи придерживаются различных взглядов на сущность и содержание предмета политологии. При этом выявилось три различные позиции, три подхода к этому вопросу.

Сторонники первого подхода считают, что политология – это наука о государстве и праве. У истоков такого понимания стоит древнегреческий мыслитель Аристотель, который сводил политику к изучению государства, его устройства, управления государством, участия граждан в решении государственных и общественных дел. Последователи Аристотеля в наши дни считают, что наука о политике есть «познание всего, что имеет отношение к искусству управлять государством и вести отношения с другими государствами».

Представители второго подхода считают, что политология – это наука о политике, политической деятельности в целом, т. е. обо всех процессах и явлениях, происходящих в политической сфере жизни общества. При таком понимании предмет политологии определен уже в самом названии науки.

Сторонники третьего подхода утверждают, что политология – это наука о политической власти и управлении обществом. По их мнению, предметом политологии являются закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, пути, формы и методы ее завоевания, удержания и использования. Данный подход является наиболее распространенным в настоящее время, имеет больше всего сторонников как среди зарубежных, так и отечественных исследователей политики.

Если сравнить приведенные подходы, то можно увидеть следующее: первый ограничивает предмет политологии лишь «государственным», второй – расширяет его границы до всего мира политического. Третий подход рассматривает в качестве предмета политологии центральную, ключевую проблему политики, политических отношений – политическую власть и управление обществом.

Политология подразделяется на теоретическую и прикладную, каждая из которых дополняет и обогащает другую.

Теоретическая политология ставит своей основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни общества. Прикладная политология связана с прагматическими задачами оказания влияния на политику, осуществляемую в стране. Она является совокупностью теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта.

Центральной методологической проблемой политологии является познание и определение политических закономерностей (законов).

Исходя их того, что предметом политологии является политическая власть, изучаемые ею закономерности непосредственно связаны с формированием, развитием и функционированием этой власти. Эти закономерности могут быть объединены в несколько групп. В качестве критериев выделения таких групп используются самые различные характеристики политической власти. Если в основание классификации положить основные сферы общественной жизни, в которых проявляется политическая власть, то можно выделить три группы закономерностей политологии.

1-я группа – закономерности, проявляющиеся в экономической сфере жизни общества. Они отражают соотношение между экономикой и политикой. В этом случае политическая власть обусловлена развитием экономических процессов. Экономические интересы являются социальной причиной политической деятельности, политического процесса. Возникновение политической власти неразрывно связано с экономической властью.

2-я группа – закономерности, действующие в социальной сфере общественной жизни. Эти закономерности характеризуют развитие политической власти как одной из социальных систем общества.

3-я группа – закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью.

В политологии существуют и другие системы законов (закономерностей):

– закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;

– закономерности становления, функционирования и изменения политической власти;

– закономерности функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности).

Наряду с этими общими законами политологии выделяются и конкретные закономерности:

– приоритет прав личности над правами государства;

– верховенство закона в политической жизни;

– разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной);

– политический плюрализм (равноправное функционирование и развитие политических партий и общественно-политических движений в рамках парламентской демократии);

– обеспечение политической стабильности и надежной безопасности и др.

Политология как наука, изучающая политическую власть в обществе, использует самые различные понятия и категории. Все это образует в системе понятийно-категориальный аппарат политологии.

Понятие – это одна из основных единиц мыслительной деятельности человека, с помощью которой строятся другие формы мышления (суждение, умозаключение). С помощью понятий выделяют вещественное, общее в предмете (свойство, признак, функцию). Понятие обычно характеризует не тот или иной отдельный предмет, а целый класс предметов, объединяемый тем или иным признаком. Самые общие ключевые понятия выступают в роли категорий.

Категория – наиболее общее понятие, отражающее основные свойства и закономерности явлений объективной реальности, в том числе политических.

В отношении понятий и категорий политологии в научной литературе существуют различные точки зрения. Одни исследователи считают, что политология не имеет собственных категорий, а заимствует их из арсенала других общественных наук; другие – отождествляют категории политологии с наиболее фундаментальными понятиями философии, социологии и других общественных наук; третьи признают наличие собственных категорий политологии.

В соответствии с предметом политологии используемые его понятия и категории могут быть разделены на три основные группы.

Первую группу составляют собственно политологические («родные») понятия и категории, непосредственно относящиеся к политической власти и отражающие ее специфику. К ним относят такие понятия, как: политическая власть, политический режим, политическая система, политическое лидерство, политический процесс, политическая культура, политическое участие и другие.

Вторую группу составляют понятия, принадлежащие ко всем наукам политического цикла, так называемые, заимствованные. К их числу относят такие понятия, как: политика, политическая жизнь общества, политические отношения, право, правовая система, правовая культура, правовое государство, конституция и другие.

Третью группу составляют понятия, используемые как в общественных, так и в естественных и технических науках, без которых политология просто не может обойтись. К их числу относят такие понятия, как: техника и технология политики, политический климат, политический маркетинг, процессы интеграции, дифференциации в политике и другие.

Социальная значимость политической науки, ее влияние на обновление и функционирование современного общества проявляется в ее функциях. Основываясь на сущности и структуре предмета, можно утверждать, что политология выполняет следующие основные функции:

описательная – описывает ту политическую реальность, что происходит в том или ином обществе;

объяснительная – объясняет политические явления и процессы на основе установленных фактов;

экспертно-прогностическая – способствует подготовке прогнозов на основе утверждений, которые объясняют данные политические явления, процессы и факты;

инструментальная – служит инструментом для принятия конкретных политических решений и действий;

методологическая – служит для получения новых знаний, анализа приемов и способов практической деятельности;

управленческая – дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного политического руководства и управления общественными процессами;

идейно-политическая – позволяет оценить влияние идеологии на политическую реальность, формирует идейно-теоретическую позицию граждан.

Изучение проблем политологии опирается на применение разнообразных методов и техники исследований, используемых различными общественными и естественными науками, а именно: системный, исторический, сравнительный, структурно-функциональный, эмпирический, бихевиористический, модернистский, конкретно-социологических исследований, политического моделирования и другие.

Системный метод предполагает комплексный анализ сложнейших механизмов функционирования современных многофакторных политических явлений, организаций, институтов. Вероятность и возможность использования этого метода создаются в силу сложности самого содержания политических отношений, сложности и взаимодействия различных общественных факторов, оказывающих влияние на них. Проводимые исследования политики не учитывают иногда многообразия динамики и противоречий в рамках всей системы политических отношений. Такой подход к проблеме объективно ведет к раздельному изучению различных политических структур и институтов, без учета реального влияния друг на друга всех звеньев политической системы общества. Системный метод анализа общественно-политических процессов требует детального изучения их составных компонентов, структуры, функционирования, интеграции и целостности, внутренней коммуникации, хронологического развития и т. д.

Исторический метод играет важную роль в научном познании политических систем, политики и политических явлений. Он предполагает изучение исторических процессов и истории политики, причин того или иного строения и функционирования политических систем и их элементов и т. д.

Суть исторического метода состоит в том, чтобы, раскрывая диалектику реальных политических процессов, трактовать политические системы, институты и процессы не как неизменные данные, а в их конкретных исторических взаимосвязях, с точки зрения их генезиса в прошлом и тенденций развития в будущем. Историзм как методологический принцип объединяет в себе и исторический взгляд на вещи, и исторический метод их познания. Исторический метод отличается универсальностью, гибкостью и динамизмом, способностью входить в структуру сравнительного, структурно-функционального и других методов.

Усложнение происходящих в современном мире политических процессов, многообразие политических форм можно осмыслить на теоретическом уровне лишь при условии их сравнения и сопоставления, построения аналитических сравнительных моделей, классифицирующих и группирующих политические явления по определенным критериям и признакам.

Сравнительный анализ ориентирует ученого на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох, так как различия между исторически разнотипными политическими системами возможны лишь в случае существования у них определенных общих, системных признаков, на основе которых возможно сравнение их индивидуальных черт; на выявление специфики политической жизни во всем многообразии ее форм. Только соединение сравнительного анализа со всеми существующими сейчас методами и приемами исследования способно сегодня обеспечить совершенствование теории политики.

Структурно-функциональный метод – одна из важнейших форм применения системного подхода в исследовании социально-политических явлений и процессов. Его можно определить как прием изысканий, заключающийся в расчленении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и определении места и роли всех составных частей в функционировании объекта как целого, при сохранении им своей целостности во взаимодействии с внешней средой.

Эмпирический метод исходит из того, что чувственный опыт – единственный источник знаний, которые обосновываются в опыте и посредством опыта. Ограниченность этого метода в том, что он, преувеличивая роль чувственного опыта, недооценивает роль научных абстракций и теорий в познании и отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления.

Суть бихевиористического метода заключается в наблюдении поведения личности и социальных групп. Его исходными принципами являются, во-первых, действия людей, направленные на достижение своих политических целей, во-вторых, исследования эмпирических фактов, соответствующим образом обработанных.

Делая упор на изучение поведения индивида в тех или иных ситуациях, бихевиоризм игнорирует большие группы и классы как объекты изучения. И в этом – его главный недостаток.

Метод модернизма состоит в том, что, не отвергая полностью бихевиористический метод, он стремится преодолеть недостатки и крайности последнего силами естественных и точных наук, широко применяя теоретические и эмпирические методы биологии, кибернетики, физики и особенно математики. Ограниченность этого метода в том, что он абсолютизирует средства науки, формализуя тем самым политический анализ.

Метод конкретно-социологических исследований заключается в анализе и объяснении конкретных политических явлений, особенностей функционирования тех или иных конкретных политических систем, их конкретной эволюции, традиций, политической культуры и т. п. Данный метод применяется главным образом для изучения относительно недавних или современных политических явлений.

Метод моделирования в области изучения политики и политических явлений имеет своей целью обобщение и фиксацию регистрируемых связей и изменений, а затем их упорядочение, типологизацию, допустимые трансформации и согласованные изменения для установления инструментального соответствия между теоретической гипотезой и наблюдаемыми фактами.

Политическая модель или прогноз выполняют три взаимосвязанные и одинаково значимые для всего общества функции:

1) аналитическую, которая охватывает детальный предметный структурно-функциональный анализ процесса;

2) прогностическую, которая заключается в реальной возможности достоверного определения наиболее вероятных вариантов, форм и методов его дальнейшего развития;

3) оперативную, которая позволяет оценить эффективность принимаемых ныне политических решений, призванных породить в социальной практике какие-либо регулируемые изменения.

Только в органическом единстве всех отмеченных методов можно правильно оценить и регулировать будущее политических и социально-экономических явлений и процессов.

Важнейшее значение для политологии имеет определение ее методологической концепции.

Несмотря на то, что предмет исследований политологии в той или иной мере содержится в различных общественных дисциплинах, он концентрируется вокруг нескольких центральных проблем: политической власти, политического господства, организации политических институтов, управления политическими процессами, отношения между различными субъектами политической власти. Общей методологией, определяющей направления изучения проблем, служит диалектический материализм, который позволяет сочетать исследования общих характерных черт общественных явлений с изучением социальных явлений, выступающих в политической жизни в виде отдельных случаев.

Важнейшим методологическим и предметным аспектом политологии является включение в сферу ее исследований взаимосвязей, возникающих между политикой и экономикой. Это обусловлено тем, что политические отношения выступают как надстройка над экономическими отношениями. Цели, средства и результаты политики в конечном счете определяются экономическими интересами и экономическим положением тех социальных слоев, которые ее осуществляют. Вместе с тем политика выступает как сила, концентрирующая в себе экономические потенции общества как орудие активного воздействия на экономику.

Важное методологическое значение для политологии имеют взаимоотношения между политикой и идеологией. Каждая из социальных групп общества имеет свои ценности, политические цели, которые находят свое отражение в идеологии. Будучи системой взглядов, идеология выступает как инструмент политики, что проявляется в формировании общественных позиций путем распространения и усиления влияния той или иной идеологии, содействующей реализации политических целей. Идеология является теоретической основой политических действий.

Политология как самостоятельная наука сформировалась во 2-ой половине XIX в. в США. Однако история политологии как учения о политике насчитывает более двух тысячелетий. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель выделял ее в качестве одной из важнейших наук, ставя ее наравне с философией. Тем не менее на протяжении многих веков политология существовала и развивалась не как самостоятельная отрасль знаний, а в рамках других общественных наук – философии, истории, права.

В США политологические исследования проводились представителями как академической, так и вузовской науки. В 1857 г. в Колумбийском колледже США Ф. Либером была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в том же колледже организовалась первая школа политической науки. К концу столетия аналогичные школы образовались при других крупнейших колледжах и университетах. В 1903 г. была создана Американская Ассоциация Политической Науки (ААПН), насчитывающая сейчас около 20 тыс. членов. В настоящее время в США действует около 1300 кафедр, 100 ученых советов по защите научных диссертаций. 40 % всех научных исследований финансируется различными фирмами. Практически ни одно серьезное решение правительства, крупных фирм не принимается без анализа политической ситуации и прогноза политолога.

В Западной Европе выделение политологии в самостоятельную науку произошло в начале XX в. Быстрое развитие политологии началось со 2-й пол. 40-х годов. В 1948 г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО в Париже, было решено употреблять термин «политическая наука» в единственном числе и признано, что основным предметом политической науки являются: 1) политическая теория; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения. В 1949 г. по решению ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки (МАПН), что послужило окончательным утверждением политологии как самостоятельной науки.

В истории отечественной политологии можно выделить несколько этапов, характеризующих особенности ее становления и развития.

В первые два десятилетия XX в. развитие политологии в нашей стране проходило так же, как и в других странах Западной Европы. Однако после Октябрьской революции 1917 г. и особенно в 20–50-е годы положение изменилось коренным образом. Господство марксистско-ленинской науки в ее сталинской трактовке не оставляло места для появления новой политической науки. При этом политология характеризовалась как буржуазная лженаука.

В 50–60-е годы, в годы хрущевской «оттепели», положение изменилось. В это время проходили оживленные дискуссии по поводу предмета, методов, методики науки о политике, начала утверждаться мысль о необходимости признания науки о политике в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Возникают новые научные учреждения, занимающиеся исследованием вопросов внутренней и внешней политики, развитием отдельных стран и регионов. В 1955 г. при Институте государства и права создается Советская Ассоциация политических наук (с 1961 г. – член МАПН). Однако все эти положительные сдвиги не привели к коренному изменению ситуации.

В 70–80-е годы политологи снова оказалась в забытьи. На употреблении термина «политология», не говоря уже о нормальной исследовательской деятельности в этой области, лежала печать запрета.

В конце 80-х годов начинается обновление нашего общества. Все это дало новый толчок для развития политологии. С осени 1989 г. был сформирован экспертный совет ВАКа по политологии, введена новая научная специальность – политолог. С 1990 г. во многих вузах страны стали преподавать политологию как учебную дисциплину. Повсеместный переход к преподаванию политологии как самостоятельной учебной дисциплины в нашей стране произошел в 1991–1992 учебном году. Именно тогда политология стала преподаваться в нашем вузе.

Изучение политологии имеет важное значение для подготовки специалиста с высшим образованием. Основная цель преподавания политологии заключается как в передаче определенной суммы знаний о политике и политической власти, так и в выработке у студентов умений и навыков отстаивать и защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к иномыслию, находить компромиссы и достигать согласия по ключевым вопросам; способствует элементарному рационально-критическому осмыслению политики, политических процессов; формированию гражданственности, политической культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.04 с.)