Политическая власть. Формы правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая власть. Формы правления.



Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой.

Форма государственного правления - это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Форма гос. правления характеризует структуру высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимоотношение их друг с другом. По форме правления все государства подразделяются на: монархии и республики. Различия между ними состоят в способах организации органов верховной гос. власти. Монархия – форма гос. правления, при которой главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свои титул и полномочия по наследству. Республика – это форма гос. правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок.

Признаки монархии:

- Главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свой титул и полномочия по наследству.

- Монарх осуществляет единоличное правление, власть монарха объявляется священной.

- Монарх формально не зависим в своей деятельности (не отвечает за принимаемые решения перед обществом).

- Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

- Установлено бессрочное правление монарха

Законодательная, судебная, исполнительная власти находятся в руках монарха.

Признаки республики:

- Главой государства является президент.

- Наличие высших выборных органов.

- Возможность участия граждан в управлении государством (высшие органы гос. власти формируются населением на свободных выборах).

- Выборные органы правят от имени и по поручению народа, поэтому ответственны за принимаемые решения перед законом.

- Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

- Президент избирается на определенный срок.

- Разделение властей (каждая ветвь власти не вмешивается в дела другой ветви).

- Высокий авторитет судебной власти.

 

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить: Россия (Петр I), Франция (Людовик XIV), Саудовская Аравия), когда власть монарха ничем (напр. конституцией) и никем (напр. парламентом) не ограничена и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия (Кувейт, Непал) – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента.

В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и др., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть).

Признаки парламентарной монархии

- Монарх «царствует, но не правит», лишь формально утверждает состав правительства, сформированного партией, победившей на выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним ответственности.

- Исполнительная власть закреплена за правительством.

- Правительство ответственно перед парламентом.

- Законодательная власть находится у парламента

 

Признаки дуалистической монархии:

- Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется избирательным путем, а верхняя назначается монархом.

- Исполнительная власть закреплена за монархом (правительство ответственно перед монархом и подчинено монарху, который назначает и отстраняет министров по своему усмотрению).

- Законодательная власть находится у парламента.

- Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

 

Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентской республики). Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Достоинства парламентской республики: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, постольку сформировать эффективное правительство практически невозможно. Президентско-парламентская республика (смешанная - эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты формы правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.

Признаки парламентской республики

- Единство органов верховной гос. власти (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе сотрудничества властей)

- Президент выбирается парламентом.

- Главой государства является президент.

- Главой правительства является премьер-министр (канцлер).

- Правительство формируется победившей на выборах партией.

- Правительство ответственно перед парламентом.

- Президент имеет право роспуска парламента.

Признаки президентской республики

- Жесткое разделение властей (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе разделения властей)

- Президент избирается народом

- Главой государства является президент.

- Главой правительства является президент.

- Правительство назначается президентом с согласия парламента.

- Правительство ответственно перед президентом.

- Президент не располагает правом роспуска парламента.

 

26. Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах XX века. Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов». В социологии приме­нение системного подхода связано с именем Т. Парсонса. Т. Парсонс ввел теорию социального действия. Социальное действие включает все многообразие поведения человека, мо­тивируемое и направляемое теми значениями, которые он обна­руживает во внешнем мире, учитывает и на которые реагирует. Лю­бое действие можно рассматривать в одно и то же время и как совокупность единичных действий, и как составную часть бо­лее широкой целостности. Следовательно, система действия представляет собой комплекс взаимодействий субъекта и объ­ектов, предметов, с которыми он вступает в те или иные от­ношения.

Для своего существования и самоподдержания система должна функционировать. Любая система, по Т. Парсонсу, обязательно включает четыре функции, служащие удовлетво­рению ее элементарных потребностей:

функцию адаптации, т. е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к oкружающей среде, система черпает из нее ресурсы, которые ей необходимы; трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы;

целедостижения, состоящую в определении це­лей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для ее достижения;

функцию интеграции, направленную на поддержание ко­ординации взаимоотношений составляющих элементов систе­мы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений;

латентную функцию, нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников.

Общество Т. Парсонс рассматривает как социальную систе­му, состоящую из четырех взаимодействующих подсистем. Каждая подсистема, в свою очередь, также выполняет опреде­ленные функции. Скажем, функцию адаптации общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет эко­номическая подсистема. Политическая подсистема включает, по Т. Парсонсу, три института: лидерство, органы власти и регламентацию. Каж­дый из названных институтов тоже выполняет определенные функции. Так, институт лидерства обеспечивает занятие опре­деленного положения, предписывающего обязанность прояв­лять инициативы и привлекать к достижению общих целей членов сообщества. Институт регламентации способствует из­данию норм и правил, создающих правовую основу для соци­ального контроля. Модель Т. Парсопса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы, протекающие в политической сфере.

Теорию систем ввел в политологию Д. Истон. Д. Истон вывел, что «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны... Такой анализ предполагал, что система, чтобы вы­жить, должна иметь способность реагировать». Политическая система, по Д. Истону, есть сово­купность политических взаимодействий в данном обществе. Ос­ новное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуж­дении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосаб­ливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Д. Истон разли­чает два типа «входа»: требование и поддержка. Требование -обращенное к властным органам мне­ние по поводу желательного или нежелательного распределе­ния ценностей в обществе(требования трудящихся увеличить размер минимальной заработной платы). Требо­вания ослабляют политическую систему. Поддержка, напротив - усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведе­ния, благоприятные для системы(исправная выплата налогов, выполне­ние воинского долга). Основными объек­тами поддержки в политической системе Д. Истон называл политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами он выделил три типа поддерж­ки: 1) поддержку режима 2) поддержку власти 3) поддержку политического сообщества. Роль «входа» заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т. е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: эко­номических, экологических, социальных и т. д. Политиче­ская система должна преобразовывать поступающие требова­ния и поддержку в соответствующие решения и действия, что возможно лишь при наличии ее способности к саморе­гулированию. Политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»: реагируя на сигналы окружающей среды, политиче­ская система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Акцентируя внимание на взаимодействии с внеш­ней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое рав­новесие в обществе.

Функции политической системы:

1) Регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспе­
чивается исполнительной и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования.
Любая система нуждается в материальных, финансовых ресур­сах, политической поддержке; 3) дистрибутивной функции. Она предполагает распределе­ние политической системой благ, статусов, привилегий соци­альным институтам, индивидам и группам. Так, централизо­ванного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например,
из экономической сферы, через налогообложение. Поступаю­щие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюд­жетные сферы и содержать органы государства;

3) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требова­ний, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяетее эффективность и результативность.

Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразо­ванием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обес­печению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выде­ляют шесть функций:

1.) функцию артикуляции выражения) интересов. Эти инте­ресы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований;

2.)функцию агрегирования интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обоб­щения, распределения по степени важности, перевода требо­ваний на язык программ и доведения их до власти. Эту функцию осуществляют по преимуществу политические партии.

Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти - законодательной, исполни­тельной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм; исполнительной - функция применения правил; судебной - функция контроля за применением правил. Обеспечивающая внутреннее развитие политической системы - функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.017 с.)