Становление и развитие политической мысли в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие политической мысли в России.



Полит. мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, гос-во, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества. Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского гос-ва и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера, кот. объяснялся ссылками на общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей. В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Общие черты начального периода развития полит. мысли в России (XI – XV века): 1)первоначально полит. мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты – непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни; 2)после принятия христианства на Руси в 988 г. полит. мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения; 3)полит. мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

На Западе полит. мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия гос-ва в лице монарха. В России полит. учения обосновывали приоритет прежде всего интересов гос-ва, общины, а не личности.

В период Московского гос-ва, особенно при Иване Грозном, происходила концентрация полит. могущества, утверждалась неограниченная власть монарха.. Политические эе идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер.

Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием гос-ва. Российское гос-во относилось к идеократическому типу. В гос-вах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: «Москва – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого будущего» и т.д.

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие полит. мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной.

Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма Татищев, Посошков трактовали гос-во как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Монарх по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались.

Основателем охранительного либерализма был профессор права Чичерин. Активно развивая либеральную идею правового гос-ва, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Он полагал, что права даются гос-вом.

Новгородцев развивал идею социального гос-ва, кот. гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование.

Русский консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев. «Славянофилы» чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный хар-р. Два направления в славянофильстве:!)ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное. Представителями 1-го направления были Уваров, Карамзин. Невозможность осуществления либеральных реформ в России обосновывалась глубокой религиозностью народа, преданностью его самодержавию. Порядок в стране держится на вере во власть: если исчезнет вера, то исчезнет гос-во. Гл. идеологом 2-го направления был Хомяков. Представители этого направления не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку он разрушит ее духовное единство.

Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал Радищев. Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое – к вечевым порядкам.

После Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы.

Революционеры-демократы Белинский, Герцен, Чернышевский, Писарев считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По Чернышевскому, в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство должно быть ответственно перед ним. Право народа, представленного Народным Собранием, - контролировать исполнительную власть.

оссии.

 

 

Основные концепции власти.

Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит. сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождаемый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.

Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот. должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)