Существует несколько подходов к определению «компетенция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует несколько подходов к определению «компетенция»



1. Американский подход или личностный. Основной вопрос, решаемый в рамках этого подхода: какие личностные черты определяют успешные действия (superior performance)?

В этом случае компетенция - основополагающий поведенческий аспект или характеристика, которая может проявляться в эффективном или успешном действии, и зависит от контекста действия, организационных факторов и факторов среды, а также характеристик профессиональной деятельности.

Сторонником этого подхода является Ричард Уильямс.

2. Английский подход или деятельностный направлен на выявление главных элементов деятельности, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым, удовлетворяющим заданным требованиям. Сторонником данного подхода является Скотт Пери, считающий, что «компетенция – это набор взаимосвязанных знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения основной части работы и которые:

• могут быть оценены с точки зрения эффективности;

• могут сравниваться с предварительно разработанными стандартами;

• могут совершенствоваться путем обучения».

3. Когнитивный. Основу данного подхода составляет положение о том, что структура профессиональной компетентности состоит из комплекса знаний, основанных на них умений и навыков, а также профессионального опыта. Данный подход разработан в трудах М.А.Холодной, Н.В.Кузьминой, М.А.Чошанова, Хедоури Ф., Дж.С.Старка, Дж.Равена, Д.И.Ивановой, К.Р.Митрофанова, О.В.Соколовой и др.

Чем обусловлено внедрение компетентностного подхода в российское образование?

1) общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики;

2) необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»;

3) происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы;

4) богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход»;

5) предписаниями.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим, по иному определяется система методов обучения.

В основе отбора и конструирования методов обучения структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

В качестве основных или ключевых компетенций, определяю­щих степень развития информационного общества, Совет Евро­пы выделил следующие.

1. Ответственность за участие в совместном принятии социаль­но-политических решений, в функционировании и улучшении демократических институтов.

2. Понимание различий, взаимоуважение, способность сосу­ществовать с людьми других культур, языков, религий в много­культурном обществе.

3. Владение устным и письменным общением, которое играет важную роль в общественной и профессиональной деятельности. Тем, кто не обладает этим навыком, грозит выпадение из жизни общества.

4. Овладение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам средств массовой информации рекламе и информации.

5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и обще­ственной жизни.

В Национальном докладе Российской Федерации «Система об­разования России», представленном на 4-7-й-сессии Междуна­родной конференции по образованию, были определены основ­ные тенденции развития образования в России на фоне мировых тенденций:

- «ускорение темпов развития общества и, как следствие, не­обходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обще­ству, значительное расширение масштабов межкультурного взаи­модействия, в связи с чем особую важность приобретают факто­ры коммуникабельности и толерантности;

- демократизация общества, расширение возможностей поли­тического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; дина­мичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного тру­да, глубокие структурные изменения в сфере занятости, опреде­ляющие постоянную потребность в повышении профессиональ­ной квалификации и переподготовке работников, росте их про­фессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, что обусловливает необходимость интенсивного опережающего развития образова­ния как молодежи, так и взрослого населения».

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

- научить получать знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (учение для труда);

- научить жить (учение для бытия);

- научить жить вместе (учение для совместной жизни).

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Таким образом, компетентностный подход следует признать наиболее отвечающим современному пониманию качества обра­зования в условиях демократически развивающегося многокуль­турного общества - общества высоких технологий, требующего высокого профессионализма от работников, постоянного совер­шенствования их профессионального уровня в условиях рыноч­ной экономики.

Проблема конкурентоспособности становится для специалиста определяющим фактором его личного успеха в жиз­ни, способности адаптироваться к меняющимся ситуациям и од­новременно условием развития общества, его конкурентоспособ­ности в мировой экономике. В связи с этим, важным становится выбор концепции, на основе которой предполагается проектирование всей системы образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)