Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза



Сущность педагогического эксперимента (от – латинского - еxperimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Когда гипотеза, или предложение находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические или практические обобщения и выводы.

Специфика эксперимента состоит в том, что он выступает обобщающей формой педагогической диагностики. В нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство и качество личности проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство педагогического эксперимента состоит в том, что он позволяет делать достаточно надёжные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления, научно объяснять его происхождение и развитие, разрабатывать прогнозы дальнейшей педагогической деятельности. Педагогическая диагностика определяет две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Их отличие состоит в том, что возможно изучать поведение и поступки детей в условиях, отдалённых или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое качество проявляется наиболее ярко.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий или формирующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Он решает задачу первоначальной регистрации показателей изучаемого явления.

Сущность созидательно-преобразующего (формирующего) эксперимента заключается в том, что педагог разрабатывает гипотезу исследования, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. На этапе формирующего эксперимента решаются задачи педагогических преобразований и определения новых технологий обучения и воспитания.

Дальнейшим этапом исследования педагогической проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента. Его сущность заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики. Обычно методика констатирующего и контрольного экспериментов совпадают по структуре и набору методик, входящих в них.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874 - 1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Педагогический эксперимент предполагает тесную связь между педагогической диагностикой, входящей в структуру опытно-экспериментальной разработки, и обобщением передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Эмпирически, т.е. опытным путём, учителя нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Опыт блестящих учёных и вместе с тем педагогов-практиков Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко свидетельствует об огромных возможностях естественного эксперимента, получившего обобщение в их трудах.

Экспериментальная диагностика должна сочетаться с прогнозированием основных этапов развития личности. Важным профессионально-этическим принципом является не только объективное изучение, но и предсказание наиболее эффективных путей и методов построения педагогического процесса, создающих максимально благоприятные условия для развития личности. Прогноз может быть ориентирован на коррекционную и развивающую педагогическую деятельность. Педагогический прогноз должен до­водиться до сведения родителей и учителей, работающих с ребёнком. Он должен быть понятен и изложен в максимально корректной форме.

В диагностической и прогностической практике велика роль личности самого педагога, осуществляющего диагностику. Широта, глубина, правильность педагогических заключений является не только функцией валидных методик, но и результатом личного взаимодействия учителя и школьника, которое требует от диагноста терпения, выдержки, находчивости, способности вызвать к себе доверие, симпатию, положительное отношение. Таким образом, важным профессионально-этическим принципом является наличие эмпатии и личностной готовности педагога к диагностике и прогнозированию. Среди основных требований, которые предъявляет педагог к комплексу диагностических методик, следует назвать валидность, точность, надёжность, доступность, простоту использования. Термин «валидность» означает полноценность, пригодное соответствие. Характеристика валидности определяется не только соответствием пригодности методики для измерения конкретного качества, но и воспитательно-образовательными возможностями её, а также пригодностью возрасту и полу школьника.

Результатом диагностики и прогнозирования может выступать проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций. В структуре педагогического проектирования выделяют три этапа:

1. Педагогическое моделирование (создание модели) — эта разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.

3 Педагогическое конструирование (создание конструкта) - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Формами педагогического проектирования выступают документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. В результате педагогического проектирования педагогическая наука и практика обогащается концепциями и планами. Концепция — это одна из форм педагогического проецирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогической системы или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщённой и абстрактной, но всё-таки имеет большое практическое значение, её основное назначение - изложить в конструктивной, прикладной форме сущность научного открытия. Вторая форма педагогического проектирования носит характер лаконичного плана и чаще используется в образовательной практике. План - это документ, в котором даётся перечень дел, мероприятий, порядок и место проведения. В процессе проектирования используют учебный план, план учебно-воспитательной работы, план урока, план воспитательного мероприятия. Педагогическое проектирование представляет собой технологию воплощения прогноза, полученного в ходе диагностики.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в структуре педагогического процесса особое место занимает педагогический эксперимент, который имеет сложную структуру и представляет собой обобщённую диагностическую и прогностическую модель совершенствования педагогиче­ских концепций, теорий и образовательной практики.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте общую характеристику педагогического процесса и его функций.

2. Обоснуйте значение педагогической диагностики для совершенствования педагогического процесса.

3. Обоснуйте особенности диалектической взаимосвязи педагогической диагностики и педагогического прогнозирования.

4. Охарактеризуйте сущность прогнозирования как условия педагогической стратегии воспитания.

5. Дайте общую характеристику методов педагогической диагностики.

6. Конкретизируйте характеристику субъективных методов педагогической диагностики.

7. Конкретизируйте характеристику объективных методов педагогической диагностики.

8. Проанализируйте значение эксперимента для совершенствования педагогического процесса.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Изд-во Университетское, 1990.

2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во МПСИ, 2005.

3. Андреев, И.Д. Теория как форма организации научного знания / И.Д. Андреев. - М, 1979.

4. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие / под ред.В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988.

5. Винокур, А.В. Социальный эксперимент / А.В. Винокур, Е.В. Рывкина. - Новосибирск, 1968.

6. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М., 1958.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.011 с.)