Эффективность педагогического процесса как целостности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность педагогического процесса как целостности



Эффективность педагогического процесса как целостного обусловлена рядом положений и, прежде всего, единством обучения, воспитания и развития; единством воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования). Необходима соподчиненность и вместе с тем определенная автономность процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс. Целостный педагогический процесс включает такие аспекты, как содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционно-технологический. Он требует гуманистического подхода к решению воспитательных задач, сочетания массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Важнейшими требованиями реализации целостного педагогического процесса являются: учет всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей; последовательность, непрерывность, динамичность действий участников этого процесса; организация стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников педагогического процесса; соответствие содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; создание нравственно-психологического климата в коллективе, здоровых взаимоотношений воспитателей и воспитанников; должный уровень управления и самоуправления в педагогическом процессе.

Целостная деятельность школьника, организуемая педагогом, – это единство учения и других видов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержания образования при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой проявляются организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. При этом недооценка роли коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия приводит к обеднению эмоционального фона обучения и всего учебно-воспитательного процесса, в результате чего оказываются обедненными и личные контакты педагога с детьми. Без этого невозможна ни одна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельности.

Целостность процесса конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается комплексным планированием образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы. Возможность внесения необходимых корректив в первоначальные планы в ходе их реализации говорит о том, что конструирование педагогического процесса не завершается в момент начала взаимодействия педагогов и воспитанников, оно пронизывает основное отношение в форме регулирования и корригирования точно так же, как исходное отношение пронизывает структуру основного.

Обеспечение гармонического соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию «гармонической целостности» личности.

 

 

Вопросы и задания:

1. Что такое педагогический процесс?

2. В чем заключается целостность педагогического процесса?

3. Дайте характеристику структуры целостного педагогического процесса.

4. Охарактеризуйте основные компоненты целостного педагогического процесса.

5. Какие функции реализуются в целостном педагогическом процессе?

6. Назовите движущие силы целостного педагогического процесса.

7. Что представляет собой закономерности целостного педагогического процесса? Дайте их классификацию.

Литература для самостоятельной работы:

1. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. – М., 1983.

2. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1989.

3. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. – М., 1989

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)