Ценности содержания семейного воспитания в зеркале базовых, производных и высших потребностей личности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности содержания семейного воспитания в зеркале базовых, производных и высших потребностей личности ребенка



Главный смысл и цель семейной жизни − воспитание детей. Главная школа воспитания детей − это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

После родительского собрания уже в холле одной из донецких школ бабушка второклассницы разочарованно делилась с ее мамой возникшими мыслями и вопросами:

− Зачем они подгоняют своими баллами детей к определенному стандарту, механически сравнивают их? Все дети − разные: с разным здоровьем, наследственностью, памятью, скоростью умственной реакции, общим уровнем подготовленности к школе в семьях, условиями жизни… Жалко тех, о ком сегодня не говорили хорошо, как о нашей девочке.

− И слава Богу, мама, что разные, − мгновенно отреагировала ее взрослая дочь. − Мне, конечно, приятно, что о нашей девочке сегодня говорили хорошо: она оказалась лучше других. И наверное, в этом наша заслуга. Но совсем не радостно, что эти другие оказались хуже. В этом разве виноваты только их родители? Ответь, ведь ты сама педагог с 40-летним стажем…

Пожилая женщина покачала головой и, взяв собеседницу за руку, почти шепотом сказала:

− Больше школа. За что, за что она наказывает многих детей, унижает их? Даже нашу Наташу. Вспомни, с каким радостным ожиданием побед и успехов она пришла в первый класс, и если бы не мы: не отец, не ты и твой муж − для нее школьный учебный труд в условиях балльного (пресловутого отметочного) обучения превратился бы в невыносимый и непосильный…

− Да, первые месяцы она просто „летела” в школу! Тебе и отцу огромное спасибо… Школу она представляла как храм науки.

− А теперь ждет и не дождется каникул! Хотя ей не откажешь в уверенности в своих силах, а это − залог дальнейшего успеха в учебе.

− А меня ужасает тупость, я бы сказала, уродство современных родителей, − вмешалась в разговор только что вышедшая из классной комнаты 2-А, видно, плохо знакомая его участникам красивая молодая женщина. − От этого очень страдают дети. Правда? − И добавила:

− Нам идти, наверное, в одну сторону − к остановке. Я с вами.

Бабушка Наташи с укоризной посмотрела на нее и ответила резко изменившимся „холодным”, ровным голосом:

− Не стоит, дорогая! Извините, забыла Ваше имя и отчество. Не стоит, прежде всего, оскорблять людей и делать такие обобщенные выводы. Но Вы правы в том, что сегодня именно детям приходится расплачиваться за психолого-педагогическую безграмотность их родителей, и не только за это. Еще и плачевное экологическое состояние нашего промышленного региона и экономическое − всего государства. При этом на всех уровнях продолжают лишь декларировать любовь к детям, да и личностно ориентированное обучение и воспитание тоже.

− Что же надо делать, чтобы как-то изменить к лучшему эту ситуацию? − опять подключилась к беседе Наташина мама. И вскоре услышала ответ своей матери:

− Всем чиновникам от образования, учителям, родителям учеников заглянуть в себя и себя же спросить: „Что лично я конкретно могу сделать?” Непосредственно родителям нужно дружить с педагогической книгой и со школой… Успех в воспитании детей − общее дело. Без него страна не выживет.

Не занимаясь сиюминутно всесторонним анализом этой реально имеющей место ситуации общения, укажем только на наличие педагогической компетентности у бабушки и матери Наташи; она, компетентность, выступает в роли средства эффективности семейного воспитания. И не мудрено − эта бабушка сама прекрасный педагог и мыслящая в государственных масштабах личность. Радует то, что такие бабушки, дедушки, отцы и матери есть. И это вселяет надежду. У педагогически образованных, чутких и внимательных семейных воспитателей, одаривающих детей сердечной мудростью и способностью саморазвиваться в разных видах деятельности, могут поучиться лучшие учителя.

Какие же особые тайны открыты лучшим семейным воспитателям из тех, о которых ничего не знают родители так называемых „трудных” детей? О них лучше прочесть в книгах великих украинских педагогов − А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, в другой современной психолого-педагогической литературе на эту тематику. Основным их них посвящается этот раздел пособия, уже эпиграф к которому раскрывает сущность первой, самой главной из этих тайн. На ней делает акцент В.А. Сухомлинский: ”взаимоотношения мужа и жены, отца и матери − главная школа семейного воспитания детей”.

Иными словами, необходимое условие успешности семейного воспитания − благополучная семья, то есть такая, в которой, как говорят в народе, царят мир, совет да любовь. Мир в семье − производная от выдержки, сочувствия, трудолюбия и терпения супругов. Рожденная как результат единства духовных, физических и интеллектуальных влечений, семейная любовь выступает в роли живого организма, склонного к дыханию, болезням, увяданию и возрождению. Весомым фактором этого возрождения, смены ночи на день, зимы на лето в семейной любви выступают дети. В этой связи всегда актуальной выглядит формула благополучной семьи Т.М. Афанасьевой: „ Любовь и дети, совесть и трудолюбие, знание и творчество” (Афанасьева Т.М. Семейные портреты / Т.М. Афанасьева. − М., 1985).

О второй воспитательной тайне было уже сказано при оценке личности главной участницы представленной ситуации. Достаточное условие успешности семейного воспитания − психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах его организации, выбор и реализация гуманной личностно-развивающей педагогической тактики. Фундамент этой тактики следует, прежде всего, искать в знаниях родителями многообразной совокупности потребностей личности ребенка, способов и средств удовлетворения важнейших из них (вместе со знаниями возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей они занимают первые места в иерархии ценностей содержания семейного воспитания).

Все потребности детей как объектов и субъектов семейного воспитания целесообразно разделить на базовые, производные и высшие.

Таблица 8.7. Классификация потребностей личности как объекта и субъекта семейного воспитания

 

Базовые и основные производные от них потребности
Базовые Производные
   
1. Потребности в любви и общении в семье на ее основе 1.1 Потребности в ласке, заботе и внимании, культе матери в семье. 1.2 Потребности в положительных интеллектуальных, нравственных и эстетических чувствах со стороны близких, ориентированных на образ „Я” личности ребенка. 1.3 Потребность во взаимопонимании. 1.4 Потребность в сострадании и сосострадании. 1.5 Потребность всегда быть услышанным. 1.6 Потребность ребенка в сопереживании с ним конкретных ценностей семьи, природы и общества, возникающих жизненных проблем. 1.7 Потребности ребенка в уважении другими членами семьи его человеческого достоинства. 1.8 Потребность в осознании в общении с родителями ценности и значимости своего „Я”. 1.9 Потребность во взаимоподдержке (ребенком − других членов семьи, его − ими). 1.10 Потребности в сотрудничестве с близкими людьми и сотворчестве с ними в разных делах. 1.11 Потребность в моральном поощрении родителями значимой для семьи и других людей активности. 1.12 Потребности в благословении и прощении
  2. Потребности в материальных условиях и сред-ствах морально, психически и физически здоровой жизни   2.1 Потребность в полноценном рациональном питании. 2.2 Потребности в одежде, обуви, отвечающим сезонным и эстетическим требованиям. 2.3 Потребность в отдельной детской комнате, выделенной в доме или квартире. 2.4 Потребность в личных финансовых средствах, выделяемых родителями ежедневно в разумных пределах. 2.5 Потребность в учебно-воспитательных средствах (школьных принадлежностях, домашней библиотеке, компьютере, самодельных и покупных игрушках, материалах для самоорганизации различных видов творчества, выполнения физических упражнений и т.п.). 2.6 Потребность в финансовом благополучии семьи  

 

   
3. Потребности в познании, развитии когнитивной сферы личности и в значимой для этого деятельностих тайн. На ней делает акцент Вюпедагогіки” − 13.істю 13..ковий набір до аспірантури за спеціальністю 13.00.04 − терія та метдик 3.1 Потребности в развитии познавательных процессов в ходе организации в семье различных видов деятельности − игровой, трудовой, учебно-познавательной и др. 3.2 Потребности в познании окружающего мира и себя, родительском стимулировании развития самосознания на разных стадиях отнтогенеза (от одного года до 18 лет): от потребностей в выделении себя из мира предметов и людей, самостоятельном передвижении в пространстве, развитии речи до потребностей в самопознании, адекватной самооценке, самовоспитании: 3.2.1 Потребность в специальной организации родителями различных семейных форм учебно-познавательной деятельности развивающего характера (особенности этих форм зависят от возраста детей). 3.2.2 Потребности в развитии творческих способностей и формировании с дошкольного возраста опыта творческой деятельности. 3.2.3 Потребность во внутреннем принятии при помощи близких людей книги как ключевой личностной ценности, открывающей путь к усвоению ценностей национальной и общечеловеческой культур. 3.2.4 Потребность в стимулировании родителями процесса самопознания, самоценного отношения к самообразованию
4. Потребности в эмоционально-волевом развитии и деятельности в семье как его фундаменте     4.1 Потребности в преобладании эмоций и чувств положительного знака в ходе и по результатам выполнения организованной родителями какой-то деятельности. 4.2 Потребность в условиях семейного воспитания, обеспечивающих возникновение и развитие чувств гармонии и радости при взаимодействии с природой, продуктами литературного, изобразительного и других видов творчества. 4.3 Потребность в созданных родителями условиях осознанности эмоций − ощущения переживаний и адекватного соотнесения их с конкретными ценностями объективного мира, которые эти переживания вызвали. 4.4 Потребность в такой жизнедеятельности в семье, которая преимущественно стимулирует рождение радости как базальной эмоции и базального чувства. 4.5 Потребность в формировании в семье опыта эмоционально-волевого отношения к миру, составляющими которого являются: а) использование упражнений, направленных на рождение и развитие предметных чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических и мировоззренческих; б) совершение актов волевой регуляции собственного поведения, самоорганизации действий, адекватных сознательно поставленным целям  
   
5. Потребности в развитии мотивационной сферы личности на основе деятельности 5.1 Потребности в развитии непосредственных и опосредованных интересов, связанных с эмоционально привлекательной деятельностью в семье (ее направленностью на объект интереса и результатами). 5.2 Потребности в формировании мотивов активности в труде (достижения в нем успеха), учебе, нравственном поведении, самообразовании и самовоспитании, творческом поиске. 5.3 Потребность в сознательном отношении к природе и обществу (наличии внутренней позиции, взглядов на их ценности, убеждений), обеспечивающем формирование мировоззрения − основу социогенных мотивов. 5.4 Потребности в осознании близких и далеких целей жизнедеятельности в семье и школе. 5.5 Потребности в положительных установках на: усвоение ценностей национальной, валео-экологической и духовно-нравственной культуры и ценностей семьи; овладение основами общеобразовательных знаний и активность в повышении их уровня; самоформирование нравственных, трудовых, гражданских и других качеств; адекватную самооценку готовности к жизни в социуме и повышение степени этой готовности и др.
6. Потребности в отдыхе 6.1 Потребность в релаксации в психологически комфортной обстановке в семье. 6.2 Потребность во сне и семейных условиях, обеспечивающих его валеологическую значимость − рациональную продолжительность и непрерывность. 6.3 Потребность в специальном активном отдыхе оздоровительного плана, предполагающем, как минимум, общение с природой, разумную физическую активность и закалку организма различными средствами. 6.4 Потребность в проведении досуга, организованного родителями, как форме одного из видов личностно-развивающей интересной деятельности. 6.5 Потребность во временной изоляции от привычных форм семейной жизни
Высшие потребности
1. Потребность в духовно-моральном становлении и развитии в семье на основе эмоционального переживания и осмысления абсолютных ценностей. 2. Потребности в самореализации и самоактуализации при выполнении трудовых, поисково-исследовательских, художественно-творческих и технически-творческих заданий родителей, других членов семьи. 3. Потребность в самосовершенствовании в различных видах трудовой, самообразовательной, самовоспитательной и другой деятельности, создании близкими людьми моральных и психологических условий для осознания и повышения степени активности в нем

 

Трудно предположить, что большинство родителей будет знать представленное множество разнообразных потребностей детей. Но глубоко знать их высшие и базовые потребности, иметь представление об основных производных − их святой долг. Об этой их компетентности должен позаботиться классный руководитель в ходе проектирования и проведения родительских собраний, организации педагогического просвещения. Еще важнее, чтобы ему удалось образно нарисовать родителям учащихся как своим соратникам по воспитательному процессу гуманистическую стратегию и тактику семейного воспитания. Так, например, базовые и высшие потребности личности ребенка, удовлетворение которых и выступает в роли главных стратегических воспитательных ориентиров семьи и школы, − можно представить родителям в виде двигателей современных машин, в качестве средств обеспечения их движения. Но машина как техническое устройство нуждается в энергетическом источнике для выполнения этой своей главной функции. И таким источником энергии служит аккумулятор. Если он разрядился, то она не будет двигаться. Роль аккумулятора в психологическом развитии человека играют личностные ценности. Они результат отражения в сознании личности воспитанника − семейных, нравственных, национальных и других объективно существующих социальных ценностей не на информативном, а на самоценном уровне.

Тактика организаторов семейного воспитания и должна состоять в создании условий для превращения разнообразных ценностей общества в личностные. Перечень большинства таких условий системного плана можно составить по результатам внимательного изучения предложенной классификации потребностей. Что касается подсказок, то они есть в формулировках базовых потребностей в стимулировании общего развития детей. Не спешите читать дальше и подумайте сами, какие из соответствующих условий также являются базовыми.

На первом месте в их иерархии − разумно любить детей. Любить детей не означает постоянно „сюсюкаться” с ними, обнимать, целовать их и прижимать к груди, ни в чем не отказывать им в материальном плане. Такую любовь в народе называют „слепой”. Весомая слагаемая разумной любви − сердечность и требовательность по отношению к сыну или дочери. И в этом аспекте разумная любовь к ребенку складывается из способностей настраиваться „на волну” родного человека, сопереживать, сочувствовать, и сострадать с ним, всегда принимать таким, как есть, слышать, слушать, понимать и утешать его, милосердно прощать и вдохновлять на полезные поступки, помогать осуществлять их, возвышать как личность… И при всем этом важно одновременно требовать от него ответственного отношения к выполнению поставленных задач, самодисциплины и веры в свои силы и возможности.

Любить своего ребенка − это не только чутко, сердечно и требовательно относиться к нему как к родному человеку и неповторимой личности, но и систематически стимулировать осознание им потребностей в познании, различной деятельности развивающего характера, общении на принципах сотворчества и оздоровительном отдыхе, нравственном и общем саморазвитии. Это значит обеспечить переживание этой личностью сложного процесса мотивации, сущность которого состоит в осознании в какой-то мере объективных и субъективных сторон конкретных базовых и высших потребностей, собственных действий, направленных на их удовлетворение. Так как предмет удовлетворения потребностей определяется только в действиях человека (согласно А.Н. Леонтьеву, одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами), задача родителей состоит не только в создании условий для осознания детьми своих базовых и высших потребностей, но и в обеспечении перехода от этого процесса их осознания к деятельности, в которой они реализуются, заранее продумав ее содержание. Отсюда вытекает новое необходимое условие всестороннего развития личности ребенка в семье.

Его суть − деятельностный характер семейного воспитания (включение детей в различные виды деятельности, адекватные достижению поставленных развивающих целей). Из всего многообразия видов деятельности стержневой для достижения воспитательного эффекта (максимально возможного и в приемлемые для науки сроки) выступает трудовая. И в этом аспекте нужно не лениться вспоминать и повторять знаменитые слова К.Д. Ушинского: ”Труд − источник развития тела, сердца и ума”. Имеется в виду труд воспитанника не только физический, но также труд души и интеллектуальный (особенно творческий). Обеспечение гармонического сочетания физического и интеллектуального труда детей в семье − одна из сверхзадач их родителей.

Обязательная слагаемая родительского воспитательного мастерства − систематичность приучения детей к труду физического и интеллектуального характера исходя из посылки, что трудовая деятельность − естественная форма духовного становления личности, ключ к успешности жизнедеятельности человека, главное средство его самореализации и существования на Земле.

На пути реализации принципа приучения ребенка к физическому труду родителей подстерегают много педагогических ловушек и опасностей. Большинство из них касается непривлекательности бытового („черного”) физического труда и психологической неподготовленности к приобщению к нему детей. „Убери за собой со стола”, „помой посуду”, „пропылесось ковер”, „сделай влажную уборку в гостиной комнате” − эти и многие другие формулы выражения требований мам и пап кажутся некоторым из них вполне достаточными и безобидными в деле формирования у детей трудовых навыков. И вместе с тем постоянное и назидательное их использование в семейной воспитательной практике может вызвать лишь психологическое отторжение ребенка от труда как опостылевшей и идущей вразрез с его внутренними установками на времяпровождение деятельности. Возникающий в таких случаях у него эмоционально-психологический барьер, который со временем и обеспечивает негативную установку на труд − результат психолого-педагогической безграмотности родителей, неспособных прежде всего наблюдать за действиями маленького человека и делать правильные выводы о его сиюминутной психологической готовности выполнить какое-то внешнее требование.

Простой этому пример − действия мамы четырехлетней Светланки в ситуации: „убирай мусор за собой”. Самостоятельно пообедав (приготовив для этого все необходимое дочери, ее мама была вынуждена долго разговаривать по телефону в соседней со столовой комнате со своей начальницей), девочка решила накормить и котенка Мурзика. Прибежав в столовую на ее зов, он вылакал из блюдца приготовленное ему молоко и стал просить еще. Молока больше не было, и Света стала бросать ему на пол кусочки колбасы и хлеба. Съев лишь колбасу и оставив почти нетронутым хлеб, котенок выскочил из столовой, а Света выбежала за ним. Через минуту они уже увлеченно играли вместе в соседней гостиной комнате, где у девочки еще с утра была припрятана двухметровая суровая нитка с привязанной к ее концу крышечкой от полиэтиленовой бутылки. Вот за этой-то крышечкой, как мышью, и гонялся Мурзик. Приводя в движение нитку с крышечкой, Света хохотала от увиденного. В самый счастливый для девочки момент в комнату и вошла мама и не терпящим возражения тоном заявила: „ Опять оставила на столе грязную посуду и бросала Мурзику хлеб на пол! Сто раз тебе говорила, хлеб – наше богатство. Марш немедленно в столовую, возьми веник и замети мусор! Посуду отнеси в кухню и поставь в мойку”. И заметив, что дочь колеблется и еще остается на месте, женщина добавила: „Иди уже, приучайся к труду…”. Как-то виновато и отрешенно взглянув на Мурзика, Светлана послушно направилась выполнять указание.

Что же произошло? На первый взгляд, ничего плохого. Ведь как воспитатель мама Светланы казалось бы поступила правильно. Она и обратила внимание дочери на роль хлеба в жизни человека, и заставила ее потрудиться… Но дело в том, что, ничего не подозревая, эта женщина разрушила уже сформировавшуюся у Светы в общении с котенком доминанту на игровую деятельность с ним. Игра с Мурзиком ей приносила истинное удовольствие и радость, а именно их она лишилась, взяв в руки веник.

В подобных систематических действиях родителей скрывается опасность в эмоциональном переживании их детьми труда как непривлекательной и даже ненавистной им деятельности, внутреннего принятия со временем страшной в духовном плане установки на жизнь: „ От работы кони дохнут”.

А вообразите другой вариант реакции этой женщины на увиденный беспорядок в столовой. Она мгновенно диагностирует ситуацию: „дочь и Мурзик”, делает правильный вывод о сильной увлеченности девочки игрой и спокойно ожидает, когда ей или котенку эта игра надоест. Затем эта мама примерно так обращается к дочери:

– Светочка, я только что из столовой. Представляешь, у нас в квартире, наверное, завелся неаккуратный, похожий на поросенка Пятачка, Барабашка. Не волнуйся, пожалуйста. Он не какой-то там большой свинтус, а просто забывака и всегда увлеченное чем-то существо. Вот и сегодня опять поел и ничего за собой не убрал. Молчи, молчи, пожалуйста. Мы этого Барабашку с тобой сейчас победим: расправимся с мусором на полу в столовой и со всеми тарелками, которые скопились в мойке. А какое душистое средство для мытья посуды я недавно купила… Почувствуешь…А работать будем, дочурка, вместе и по очереди. Но сначала я покажу тебе, как мыть этим чудом тарелки и правильно вытирать их полотенцем… Ну, что нос повесила? Вперед! Нас ждет сейчас не важная операция „Мурзик ”, а не менее достойное дело – „Чистота ”.

Больше всего реализации принципа А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о воспитании личности ребенка в труде, опирающегося на опыт народной педагогики, способствуют методы примера и практики организации совместной семейной трудовой деятельности. Так, работать детям на приусадебном (или дачном) участке со всеми членами семьи намного веселее и легче (в психологическом и физическом аспектах), чем выполнять задания родителей на нем индивидуально. При индивидуальном труде воспитанник лишается эмоционального контакта с бабушкой и дедушкой, родителями, братьями и сестрами. То есть эмоциональных потенциалов семьи как микроколлектива, что ограничивает процесс формирования у него мотивов трудовой активности. Более того, обедняется возможность идентификации с семейными образцами в трудовой деятельности, своевременного получения консультации по хозяйственным и другим вопросам со стороны взрослых.

Родителям важно закреплять за детьми, как правило, среднего и старшего возраста отдельные микроучастки земли, требовать от них ответственного выполнения всего цикла работ по выращиванию какой-то овощной или другой культуры. Радость, гордость и удовлетворение от результатов своего труда (лично выращенного картофеля, помидор, огурцов и т.п.), которые, к тому же, признали и должным образом оценили близкие люди, – это и есть фактор активизации дальнейших трудовых усилий воспитанника.

Педагогически нецелесообразной выступает игра в труд. То, что произведено детьми, обязательно должно иметь социальную стоимость и значимость для реализации общих семейных потребностей. Такой же значимостью и осознанностью следует наполнить их трудовые дела по дому: закрепить за сыном или дочерью конкретные самые простые функции обеспечения жизнедеятельности всех членов семьи и объяснить их ценность. Речь идет, например, о ежедневной покупке хлеба (не купил – значит, подвел всех), организации прогулок с собакой (при ее наличии), поливе цветов, уборке в своей комнате и всей квартире, мытье посуды и других постоянных функциях.

Дети могут и обязаны участвовать в планировании семейного бюджета, проектировании конкретных покупок с учетом имеющихся финансовых возможностей.

Приобщение детей к труду, упражнения в нем − не одноразовый, а длительный процесс, в котором сотрудничеству детей и родителей нет альтернативы. Такому, например, как в предложенном нами варианте совместного труда Светланы и ее матери. Проявляя инициативу и воображение, любая мать с учетом и своих интересов может найти и раскрыть возможности для сотрудничества со своей дочерью. Это могут быть возможности, которые таятся в секретах приготовления каких-то блюд по результатам совместного изучения поваренной книги или найденных рецептов в журнале. Определенный потенциал для сотрудничества содержат тайны кройки и шитья, цветоводства, выращивания рассады овощей, художественной вышивки, оздоровительной гимнастики, птицеводства и т.п.

Огромный потенциал для сотрудничества с сыном в труде имеется и у отца. Важно только не отказывать мальчишке в просьбе дать ему шанс отпилить или прибить доску, лично участвовать в создании скамейки или другой вещи, ремонте утюга, электропечки, других электрических и механических приборов и их частей.

А сколько неисчерпаемых возможностей для сотрудничества скрыто в уходе за автомобилем и его ремонте (при наличии машины, конечно), ремонте квартиры, строительстве.

В своей воспитательной практике родителям надо руководствоваться установкой на сочетание процесса организации физического труда детей как эффективного средства развития их двигательной активности и познания окружающего мира (прежде всего, способов трудовой деятельности) с интеллектуальным, главный целевой ориентир которого – умственная активность, развитие когнитивной сферы личности ребенка.

Достижению этой цели призваны служить устный счет, совместные с детьми составление и решение задач на смекалку, логических задач, шахматно-шашечных задач, этюдов и композиций (непосредственно игры в шашки и шахматы), путешествия в мир занимательной физики, химии и математики и многие другие способы и средства.

Задача стимулирования развития мышления ребенка наиболее оптимально решается в процессе создания условий для удовлетворения его потребности в познавательной деятельности. Это как раз тот случай, когда формирование у него определенных знаний о ценностях окружающего мира должно органично сочетаться со стимулированием развития интеллекта, памяти, внимания, других познавательных процессов. И в этом плане искусство родителей состоит в поиске и применении комплексных дидактических и воспитательных средств, обладающих наибольшим познавательным и развивающим потенциалами (конечно, при этом важно учитывать и возрастные особенности детей).

Роль прекрасного средства такого рода выполняет организация родителями еще в период дошкольного детства ребенка работы специальной „лесной школы” (впрочем, название школы можно изменить), главная функция которой – способствовать умственному, эмоционально-волевому, речевому и коммуникативному развитию детей в процессе психологической и практической подготовки к школе. Основной „педагог” этого учебно-развивающего заведения – ребенок, а роль учеников играют его игрушки, как правило, модели представителей животного мира. Подобная семейная школа нуждается в учебно-материальной базе: природных материалах как дидактических средствах (каштанах, желудях, орехах, фасоли, горохе, опавших с деревьев листьев, подготовленных осенью из обрезанных с кустарников виноградной или другой лоз счетных палочках, палочках для конструирования или переконструирования букв и цифр, других фигур и т.п.); зверушках-игрушках из естественных материалов: дерева, металла, глины, известняка и др.; конструкторах различной целевой направленности; вырезанных из фанеры буквах алфавита (нужно, как минимум, иметь два комплекта) и цифрах (два-три комплекта); нарезанных из бруса или приобретенных в магазинах деревянных кубиках, небольших параллелепипедах (до 7–8 штук), пирамидах и призмах и т.п.

Перечень составляющих этой базы можно продолжить, в первую очередь, за счет „золотых материалов” Марии Монтессори – желтой и розовой башен, рамок и вкладышей, уникуба, биномиального куба и других.

Начинается организация семейной школьной жизни с проекта образа школы для „игрушек, нуждающихся в знаниях”. Он обсуждается вместе с ребенком. Вместе с ним создается и ее учебно-материальная база из природных материалов. От воображения самих родителей зависят особенности первых дней погружения ребенка-„учителя” в мир букв и цифр, с которым раньше он встречался только в книгах. Возможным вариантом может быть такой: а) 5 или 7 букв, среди которых есть и гласные, помещаются в коробку или сумку; б) держа любимую игрушку („старосту класса”) в руке, ребенок достает каждую из букв по очереди из коробки (сумки) и спрашивает у „учеников”, сам того не зная, о том, какая это буквочка; в) находящийся с ним рядом близкий взрослый человек делает подсказку одному из „учеников” и уже от его имени громко и четко озвучивает конкретную букву (при этом недопустимо произносить, например: „эс”, „эм”, „эн”, „ка”, и т.п., а надо издавать звуки „с– с– с”, „м – м– м”, „н – н– н”, „к – к – к”; г) он просит ребенка повторить ее „имя” всему „классу” два-три раза и обязательно найти среди игрушек или других „жителей” квартиры тех, названия которых начинаются с этой буквы.

Необходимое требование – обеспечение изоморфного соответствия буквы какому-то объекту – ребенку желательно выполнять сразу (например, взять модель буквы „эм” в руки, подумать о том, чья это буквочка, полностью самостоятельно (или нет) прийти к правильному выводу и отнести ее определенной игрушке – медвежонку, машинке и т.п.). В этой ситуации будет целесообразно, если маленький „учитель-ученик” сначала отнесет модель именно „эм” маме, а лишь затем своей игрушке, о чем следует ему напомнить.

В процессе формирования у детей знаний о ценностях окружающего мира следует иметь в виду, что физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, обонятельного, вкусового, вестибулярного и других (их общие характеристики – чувствительность, адаптивность и собирательность).

В психологии принято считать, что около 90 % количества информации человек получает за счет зрительного анализатора, большие возможности которого определяются его характеристиками – энергетическими, информационными, пространственными и временными. Вместе с тем, родителям нельзя игнорировать и возможность других средств передачи информации ребенку. Прежде всего, имеется в виду использование слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Более того, весомой составляющей педагогического мастерства (и родительского, в частности) выступает умение организовывать познавательную деятельность воспитанника как процесса включения и активизации работы максимально возможного числа его анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других. То есть, опора родителей на работу зрительного, слухового и тактильного анализаторов ребенка в ходе формирования у него различных перцептивных образов – важнейшей воспитательной инвариант, который сформулировала и раскрыла еще Мария Монтессори. Возвращаясь к нашему примеру с созданием семейной познавательно-развивающей школы, подчеркнем научную состоятельность таких основных дополнительных действий матери и отца: 1) организация специальной работы ребенка с моделями букв и цифр, на которые наклеена наждачная бумага различной степени зернистости (закрыв глаза, он обязательно проводит пальчиком по наждачной бумаге, на ощупь выбирает такую модель из ряда предложенных); 2) включение ребенка в систематический процесс осязания кончиками пальцев составляющих модели образа десятка и сотни (эти составляющие – горох, фасоль и другие природные дидактические средства, нанизанные на десятисантиметровые отрезки проволоки; соединение между собой десяти моделей десятка – интегральная модель, значимая для получения перцептивного представления о сотне; представление о тысяче дает гирлянда из десяти интегральных моделей − своеобразные „счеты”); 3)приобщение дошкольника к поиску звука определенного источника на основе исследования потенциала предлагаемых источников в виде баллончиков с различной дробью или камешками.

Приобретение дошкольником опыта добывания знаний об объектах на основе перцептивных образов в семейной школе – база для самообучения в школе общеобразовательной. Родителям в этом случае важно проследить, чтобы оно опиралось и на возможности тактильной памяти в усвоении исторических дат, математических формул, сложных геометрических фигур и т.п.

Особо значимая ценность семейной школы и всего процесса воспитания − книга, приучение к которой трудно переоценить для развития всех сфер личности воспитанника. Открыв двери в его познавательную и интеллектуальную деятельность в дошкольном возрасте, в более зрелом, как считал А. Франс, ”лучшие книги дают больше всего пищи для размышления, и при этом на самые различные темы”. Культ хорошей книги в семье − одно из духовно-педагогических завещаний В.А. Сухомлинского, в формировании которого огромную роль играет семейная традиция совместного (поочередного, например) семейного чтения. Если в дошкольной ”лесной школе” сын или дочь делают лишь первые шаги в овладении богатством маленькой семейной библиотеки, то у специально созданной для них родителями (как учащихся общеобразовательного учебного заведения) школы любви к книге − другие цели. Важнейшая из них − внутреннее принятие, переживание и понимание воспитанником создаваемых человечеством на протяжении тысяч лет и отраженных в книгах ценностей (такие книги уже, как правило, хранятся в школьной, районной, городской и других библиотеках).

Не менее значимая сверхзадача − стимулирование труда души ребенка, профилактика лени его души.

Называя труд души богатым и емким, бесконечно сложным и неисчерпаемо человечным делом, В.А. Сухомлинский отождествляет его с созиданием и устремленностью к идеалу и формулирует одну из истин своего педагогического кредо: „глубокая вера в закономерность: чем выше, ярче, возвышеннее идеал, к которому надобно поднять, возвысить душу моего питомца, тем очевиднее, нагляднее пусть будет реальный мир, реальные вещи, из которых вытекает идеал… „ (Сухомлинский В.А. Труд души / В.А. Сухомлинский // Избр. произвед. в 5 т. − К.: Рад. школа, 1979–1980. – Т. 5. − С. 636−637).

Научить ребенка такому труду могут и должны сами близкие люди. Важно, чтобы у него при этом учении сформировалась внутренняя психологическая установка, ярко отраженная в таких стихах Николая Заболоцкого:

„Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.138.223 (0.038 с.)