Дидактические функции средств обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические функции средств обучения



Средства обучения Преимущественные дидактические функции средств обучения Формы и методы применения средств обучения
     
Натуральные наглядные пособия Позволяют дать точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству, регулировке, настройке изучаемых объектов, процессов, явлений Применяются при демонстрация и самостоятельном изучении устройства, назначения свойств, способов применения, регулировки, накладки и т.д.
Изобразительные наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фотографии и т.д. Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественное и количественное зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей
  Модели   Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии   Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, изучения взаимодействии составных частей механизмов; при демонстрации и самостоятельном усвоении общих сведений об изучаемых объектах
Макеты, муляжи Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, мерах, масштабных соотношениях частей изучаемых объектов   Применяются при демонстрация и самостоятельном усвоении общих сведений об изучаемых объектах
Экранные пособия: учебное кино (кинофильмы, кинофрагменты), видеозаписи       Раскрывают процессы и явления в динамике из развития. Позволяют изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда, являются средством наглядности и самостоятельным средством информации   Применяются при изучении быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию; применяются при изучении внутреннего устройства машин, механизмов, установок и процессов в них; изучении циклических процессов, действий, движений; при выполнении видеозаписей и анализе собственных действий и движений
Диафильмы Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой изложения учебного материала. Являются средством наглядности и самостоятельным источником информации   Применяются при изучении взаимосвязанных объектов, процессов, действий, движений
Диапозитивы     Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественное и количественное зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей в статической форме Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей
Транспаранты (кодограммы)     Позволяют через кодоскоп передавать увеличенные сложные изображения, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов, показывать опыт «на просвет» Применяются при демонстрации изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.д. в смоделированной форме
Фазограммы (наложение транспарантов) Позволяют воспроизводить через кодоскоп сложные изображения «по фазам» путем наложения нескольких транспарантов друг на друга Используются для последовательной демонстрации изображений (схематических, графических) от части к целому
Дидактические материалы для работы учащихся: карточки-задания, обзорно-повторительные таблицы, тесты, материалы на печатной основе   Позволяют быстро предъявлять учащимся различные учебные задания, формы для заполнения при самостоятельном изучении, закреплении и применении учебного материала, позволяют индивидуализировать учебный процесс Применяются при самостоятельном изучении, закреплении, повторении, систематизации учебного материала; выполнении упражнений, лабораторно-практических работ, решении задач, контроле знаний и умений учащихся
Звукозапись     Позволяют воспроизводить различные звуковые характеристики (шумы, стуки, ритмы) работающих машин, механизмов, аппаратов     Применяются при демонстрации и совершенствовании навыков слуховой диагностики и регулировки машин и механизмов, проведении специальных занятий и упражнений по развитию технического слуха учащихся
Тренажеры - моделирующие устройства Моделируют устройство и функции технических объектов; способствуют ориентировке учащихся при переходе от изучения теории к практическим занятиям; создают возможность приблизить учащихся к реальной производственной обстановке, исключая опасность аварий, поломок; позволяют задавать учащимся и повторять нужные режимы работы, имитировать сложные условия работы и аварийные ситуации; помогают развить приемы самоконтроля При формировании и совершенствовании трудовых умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях
Тренажеры -тренировочные устройства Облегчают формирование первоначального умения, выполнение двигательного приема; являются эффективным средством развития навыков самоконтроля При формировании первоначальных умений по выполнению операций в облегченных (учебных) условиях на начальных этапах изучения приемов, операций
Инструкционные карты Содержат инструкционные указания и пояснения о правилах, последовательности и технических требованиях к выполнению трудовых приемов и видов работ по профессии При изучении в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и комплексных работ по профессии
Технологические (инструкционные технологические) карты Раскрывают технологическую последовательность выполнения, содержат инструкционные указания и технические требования к технологическим переходам, отражают технические средства и режимы выполнения работ При выполнении операционных и комплексных типовых работ по профессии
Задания для лабораторно-практических работ Раскрывают общие теоретические сведения о сущности исследуемого или проверяемого явления или процесса, средства обеспечения и порядок выполнения лабораторно-практической работы; содержат требования к фиксированию результатов и выводов, отражают характер отчетности о проведении работы При проведении лабораторно-практических работ иллюстративного и исследовательского характера
Педагогические программные средства вычислительной техники (программное обеспечение ЭВМ) Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществлять его в диалоговом режиме с ЭВМ, моделировать процессы и явления в динамике. Являются самостоятельным источником информации При самостоятельном изучении учебного материала, закреплении, повторении и систематизации; контроле знаний и умений учащихся

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА (УМО)

 

УМО – система планирования и создания комплекса учебно-программной, планирующей, методической документации и средств, необходимых для качественного обучения в рамках времени и содержания, определяемых ГОС по профессии.

Включает: нормативную и учебно-программную и планирующую документацию, учебную литературу, методическую документацию, дидактические материалы, методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения

 

  Нормативная, учебно-программная и планирующая документация Федеральный и региональный компоненты стандарта по профессии; рабочий учебный план подготовки профессии, рабочая учебная программа по предмету и производственному обучению; перспективно-тематический план изучения предмета и производственного обучения, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по курсу производственного обучения; система документов для проведения итоговой аттестации (экзаменационные вопросы, тематика письменных экзаменационных работ, Перечень практических квалификационных работ на разряд (базовый и повышенный)
  Учебная литература А. Учебники, учебные пособия, альбомы чертежей; сборники конспектов, справочники Б. Методические указания по выполнению ЛПР, письменных экзаменационных работ В. Рабочие тетради, опорные конспекты, сборники задач, практикумы
    Методическая документация Инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы, правила для учащихся по соблюдению техники безопасности, нормативы оборудования кабинетов и мастерских, перечень средств оснащения кабинета, мастерской; руководства по эксплуатации оборудования
  Дидактические материалы Карточки с контрольными вопросами, комплекты задач и заданий для индивидуальной самостоятельной работы на уроке, таблицы, учебные тексты, иллюстрации, листы опорных конспектов и рабочих тетрадей, опросники, перечень заданий для письменных работ и др.
Методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения Сценарии деловых игр; сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий; проекты дидактических технологий и методик обучения, комплекты тестовых заданий, образцы ПТП, образцы планов уроков,

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.007 с.)