Тема 8. Стратегическое управление затратами 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Стратегическое управление затратами



Стратегическое управление затратами и концепция «цепочки ценностей» М. Портера. Анализ затрат по звеньям «цепочки ценностей» в соответствии с конкурентной стратегией компании. Особенности оптимизации затрат в условиях стратегии дифференциации и стратегии лидерства по издержкам. Сбалансированная учетная ведомость, построенная на основе системы сбалансированных показателей Нортона и Каплана. Финансовая перспектива. Потребительская перспектива. Перспектива внутренних бизнес-процессов. Перспектива обучения и роста. Практические примеры стратегического управления затратами.

Методические рекомендации

Стратегическое управление затратами является составной частью новой области знаний – стратегического управленческого учета, которому свойственны следующие характеристики:

· выход за пределы внутренней ориентированности традиционного управленческого учета и получение информации о конкурентах;

· определение зависимости между стратегической позицией, выбранной компанией, и ожидаемым применением управленческого учета (т. е. отчетность с точки зрения стратегического позиционирования);

· получение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения затрат или повышения степени дифференциации при помощи модели М. Портера «Цепочка ценностей».

Внешняя информация о конкурентах необходима для более точной оценки конкурентной позиции собственной компании. Эта информация необходима для формирования и уточнения ценовой политики предприятия, она также становится своевременным предупреждением о необходимости внесения изменений в конкурентную стратегию.

Компания может добиться значительного конкурентного преимущества, выбирая, в соответствии с теорией М.Портера, следующие конкурентные стратегии:

- лидерство по затратам, пользуясь которым, предприятие стремится стать производителем с самыми низкими затратами в отрасли;

- с тратегия дифференциации, учитывающая стремление

индивидуализировать свою продукцию таким образом, чтобы она отличалась от конкурентов и стала более привлекательной для широкого круга клиентов. Стратегия дифференциации предполагает установление премиальной цены на продукцию;

- сфокусированность, учитывающая стремление получить преимущество в узком сегменте рынка либо за счет лидерства по затратам, либо по дифференциации продукции.

Стратегический анализ издержек – сравнение компании с основными конкурентами по затратам на единицу продукции в каждом виде деятельности для выявления тех из них, которые улучшают или ухудшают положение компании относительно конкурентов. Стратегический анализ издержек тесно связан с понятием «цепочки ценностей», включающей все виды деятельности, функции и процессы от разработки до доставки товара или услуги конечному потребителю.

«Цепочка ценностей» - это набор взаимосвязанных видов деятельности – от первичных операций до конечных, которые бизнес-единица осуществляет сама и во взаимодействии со своими поставщиками, заказчиками и другими партнерами по бизнесу (М. Портер).

Все стандартные виды деятельности – разработка, производство, сбыт, доставка, послепродажное обслуживание – связаны с затратами. Эти затраты, в зависимости от объема, ослабляют либо усиливают позицию компании относительно конкурентов. Задача стратегического анализа издержек как раз и состоит в выявлении видов деятельности, издержки в которых выше или ниже средних по отрасли. Важно определить виды деятельности, издержки в которых обеспечивают компании преимущество или проигрыш по сравнению с конкурентами.

Наиболее востребованные приемы стратегического управленческого учета:

- мониторинг конкурентной позиции;

- стратегическое ценообразование;

- оценка показателей функционирования конкурентов;

- оценка расходов конкурентов;

- калькуляция на основе затрат, включаемых в цепочку ценностей;

- мониторинг стоимости бренда.

Одним из широко применяемых методов стратегического учета является разработка сбалансированной учетной ведомости, построенной в соответствии с моделью системы сбалансированных показателей Каплана и Нортона. Эта модель подробно изучается в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент».

Литература: (3), (5), (15).

Вопросы для самопроверки

1. Какие характеристики свойственны стратегическому управленческому учету?

2. Какие конкурентные стратегии вы знаете?

3. Что такое стратегический анализ издержек и как он должен проводиться в рамках модели цепочки ценностей М. Портера?

4. Назовите наиболее востребованные приемы стратегического управленческого учета?

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЙ И ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии с учебным планом студент специальности 080502.65 (заочное и очно-заочное обучение) выполняет по дисциплине «Управление затратами» одну контрольную работу, которая включает два теоретических вопроса и три задачи.

На титульном листе указывается наименование дисциплины, название кафедры, фамилия, имя, отчество студента и шифр зачетной книжки. В конце контрольной работы должны быть поставлены дата выполнения и личная подпись студента. Контрольная работа содержит варианты заданий. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра студенческой зачетной книжки. Например, шифр 05-ЗЭУ 7331. В таблице 4 находите строку 3 и столбец 1, на их пересечении указаны номера теоретических вопросов (1 и 2, выделены жирным шрифтом) и задач (3, 4, 5), которые и являются заданием по контрольной работе.

Представленная на кафедру контрольная работа рассматривается преподавателем и, если она выполнена правильно, допускается к защите. Выполнение и защита контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к сдаче зачета по дисциплине «Управление затратами».

 


4.1. Варианты контрольных работ Таблица 3

Предпоследная цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
  1, 25, 30, 14, 1 2, 24, 20, 15, 2 16, 4, 12, 14, 3 7, 19, 2, 13, 4 8, 18, 22, 9, 5 13, 11, 12, 8, 6 17, 8, 2, 7, 8 18, 7, 22, 3, 7 7, 18, 12, 2,9 8, 17, 2, 1, 10
  15, 10, 29, 1, 11 3, 23, 21, 2, 12 4, 22, 11, 3, 13 17, 9, 1, 4, 14 18, 6, 21, 12, 15 19, 5, 11, 11, 2 13, 12, 1, 10, 2 20, 5, 21, 6, 4 10, 15, 11, 5, 3 11, 14, 1, 4, 6
  5, 21, 28, 15, 5 6, 20, 20, 14, 8 14, 11. 10, 3, 7 5, 20, 30, 12, 10 6, 19. 20, 11, 10 7, 19. 10, 12, 8 13, 12. 30, 9, 7 14, 10, 20, 8, 6 24, 3, 10, 7, 5 25, 10, 20, 6, 4
  15, 6, 27, 1, 3 16, 8, 19, 2, 1 21, 3, 9, 3, 2 22, 4, 29, 4, 15 3, 22, 19, 5, 13 9, 16, 9, 15, 14 8, 16, 29, 14, 12 7, 15, 19, 13,1 10, 8, 9, 12, 10 11, 7, 17, 11, 8
  12, 24, 26, 10, 9 13,4, 18, 9, 7 20, 14, 8, 9, 6 21, 17, 28, 7, 5 1, 24, 18, 6, 4 2, 16, 8, 5, 2 4, 22, 28, 4, 3 17, 23, 18, 3, 1 23, 11, 8, 2, 10 19, 6, 15, 1, 11
  22, 3, 25, 1, 12 23, 12, 17, 2, 13, 14, 10, 7, 3, 14 15, 8, 27, 4, 15 11, 20, 17, 5, 6 12, 21, 7, 6, 8 16, 8, 27, 7, 8 21, 3, 17, 8, 9 20, 6, 7, 9, 5 22, 4, 13, 10, 4
  3, 21, 24, 11, 3 4, 23, 16, 12,2 23, 6, 6, 13, 1 2, 17, 26, 14, 7 16, 20, 16, 15, 5 17, 8, 6, 7, 9   11, 3, 26, 5, 8 12, 15, 16, 8, 10 9, 16, 6, 7, 12 10, 11, 11, 9, 11
  25, 2, 23, 1, 7 1, 24, 15, 2, 6 5, 19, 5, 3, 4 6, 18, 25, 4, 5 9, 8, 15, 10, 8 10, 14, 5, 11, 12 18, 9, 25, 12, 6 19, 11, 15, 13, 4 24, 4, 5, 14, 3 13, 11, 9,15, 2
  20, 7, 22,14,1 21, 12, 14,15,13 3, 17, 4,12,8 4, 16, 24,13,9 24, 2, 14,10,5   4, 22, 4, 11,5 5, 19, 24,8,14 7, 22, 14,9,11 12, 10, 4,6,8 15, 7, 7,8,6
  1, 22, 21, 4, 14 2, 24, 13, 5, 11 22, 10, 18, 2, 12 23, 3, 23, 3, 15 3, 20, 13, 1, 8 25, 3, 3, 15, 6 6, 19, 23, 10, 5 8, 22, 13, 12, 3 18, 3, 19, 14, 2 14, 11, 5, 7, 13

Вопросы контрольной работы

1. Сущность управленческого учета, источники информации. Место системы управления затратами в системе управленческого учета.

2. Сравнительная характеристика систем управленческого и бухгалтерского учета. Виды подсистем управленческого учета.

3. Принципиальные отличия в понятиях «затраты», «издержки», «расходы», «выплаты», «себестоимость».

4. Классификация затрат в управленческом учете.

5. Эволюция систем учета.

6. Сущность системы учета и калькулирования затрат «директ-костинг».

7. Сущность системы учета и калькулирования затрат «абзорпшен-костинг».

8. Сущность системы учета и калькулирования затрат «стандарт-кост».

9. Метод калькулирования затрат АВС.

10. Учет затрат по местам их возникновения (МВЗ).

11. Попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования затрат.

12. Экономический смысл графика безубыточности, правила его построения, ограничения и допущения.

13. Методы распределения затрат на постоянные и переменные.

14. Анализ чувствительности изменения точки безубыточности и влияния на финансовые результаты деятельности предприятия.

15. Расчет запаса финансовой прочности и операционного рычага для определения степени предпринимательского риска.

16. Классификация центров финансовой ответственности в системе управления предприятием.

17. Сущность трансфертных цен. Методы формирования трансфертных цен.

18. Процедура распределения накладных расходов по видам продукции. Выбор базы распределения накладных расходов для производственных предприятий, торговли и сферы услуг.

19. Обоснование стратегии увеличения прибыли в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре себестоимости.

20. Определение ценовой политики предприятия. Специальные решения о цене реализации товара. Определение параметров производства и реализации продукции, обеспечивающих достижение плановой прибыли.

21. Сегментарный анализ и его применение в обосновании управленческих решений.

22. Условия принятия решения об отказе убыточного продукта. Обоснование решения: «производить» или «покупать».

23. Принятие решения при наличии ограничивающего фактора.

24. Стратегическое управление затратами и концепция «цепочки ценностей» М. Портера. Анализ затрат по звеньям «цепочки ценностей» в соответствии с конкурентной стратегией компании.

25. Особенности оптимизации затрат в условиях стратегии дифференциации и стратегии лидерства по издержкам.

Задачи контрольной работы

ЗАДАЧА № 1. Руководство торговой организации достигло следующих показателей в отчетном году:

Таблица 4

Исходные данные

Показатели по товарам Всего
А Б В
1. Выручка от реализации, т. руб. РП 1 РП 2 РП 3   ПЗ
2. Валовой доход, % от объема реализованной продукции ВД 1 ВД 2 ВД 3
3. Постоянные издержки (на год), т. руб. Х Х Х

 

В новом году ожидаются следующие изменения:

а) цена закупки по товару А возрастает на 10 %;

б) при неизменных ценах реализации ожидается следующая динамика объема сбыта:

Товар А: - 0 %

Товар Б: + 20 %

Товар В: - 10 %

в) по причине роста цен постоянные издержки увеличатся на 5 %.

 

Задание 1. Составить скорректированный бюджет по прибыли на плановый год.

Рассматриваются такие предложения:

а) снижение цены товара А на 5 %, при этом объем реализации увеличится на 10 %;

б) осуществление рекламной компании по товару Б в размере 300 тыс. руб. При этом объем реализации увеличится на 20 %;

в) улучшение качества товара В. Это приведет к увеличению цены закупки на 10 %, однако объем продаж при неизменной цене реализации вырастает на 15 %

Задание 2. Оцените, насколько выгодно каждое предложение.

 

Задание 3. Составьте бюджет прибыли с учетом выгодных предложений на 200_ г.

Исходные данные к расчету задачи по вариантам – в таблице 7.

ЗАДАЧА № 2. Выполнить сравнительный анализ деятельности трех фирм, у которых объемы продаж и ценовая политика сопоставимы, однако есть отличия в структуре затрат. Расчеты провести в таблице. Для каждой фирмы построить график безубыточности.

Таблица 5

Расчетная таблица

 

Показатели Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
1. Объем продаж, ед.   А В С
2. Цена реализации единицы продукции, руб.   Р1 Р2 Р3
3. Выручка от реализации, руб.      
4. Переменные затраты на единицу продукции, руб.   V1 V2 V3
5. Сумма переменных затрат, руб.      
6. Сумма постоянных затрат, руб.   Сonst 1 Сonst 2 Сonst 3
7. Маржинальный доход, руб.        
8. Прибыль, руб.        
9. Точка безубыточности, ед.        
10.Выручка от реализации в точке безубыточности, руб.      
11. Запас финансовой прочности: - в абсолютном выражении, руб. - в относительном выражении (%)      
12.Производственный рычаг, ед.        

 

Исходные данные к расчету задачи по вариантам – в таблице 8.

ЗАДАЧА № 3. Предприятие АО «ЗАПАД» производит и реализует на рынке три продукта – А, Б, В.

Началась подготовка бюджета на 1 квартал планируемого года. За основу были взяты показатели предыдущего квартала.

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.005 с.)