Показатели производства инновационной продукции в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели производства инновационной продукции в РФ



В 2009 году в России удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме выпуска составлял 4,5 %, в 2010 году — 4,8 %, в 2011 году — 6,3 %.

В 2009 году удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме выпуска в промышленности России составлял 4,6 %, в 2010 году — 4,9 %, в 2011 году — 6,1 %.

В 2009 году в России удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме выпуска в сфере услуг составлял 3,2 %, в 2010 году — 4,0 %, в 2011 году — 8,3 %.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме выпуска в промышленности России по федеральным округам (данные за 2011 год):

§ Центральный федеральный округ — 4,8 %

§ Северо-Западный федеральный округ — 4,8 %

§ Южный федеральный округ — 3,5 %

§ Северо-Кавказский федеральный округ — 10,3 %

§ Приволжский федеральный округ — 11,3 %

§ Уральский федеральный округ — 2,5 %

§ Сибирский федеральный округ — 2,1 %

§ Дальневосточный федеральный округ — 21,7 %

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:

§ 1995 год — 4,7 %

§ 1999 год — 3,7 %

§ 2004 год — 5,4 %

§ 2009 год — 4,6 %

В 2009 году Россия импортировала на $1008 млн технологий больше, чем экспортировала.

Измерение результативности инноваций базируется на оценке объёмов инновационной продукции и её структуры с позиций уровня новизны. В 2009 г. крупными и средними предприятиями промышленности было произведено инновационной продукции на сумму 877.7 млрд руб. Большая её часть относится к среднетехнологичным отраслям высокого и низкого уровней (57 %). Доля продукции высокотехнологичного сектора занимает 7 % в общем объёме инновационных товаров, работ, услуг; низкотехнологичного — 14 %.

До 2008 г. в промышленном производстве России фиксировался устойчивый рост объёмов инновационных товаров (работ, услуг) — на 70 % по отношению к уровню 1995 г. В то же время в 2009 г. наблюдалось сокращение объёмов продаж инновационной продукции на 18 %, что обусловлено кризисными явлениями в экономике, приведшими к снижению потребительской активности населения и спроса на продукцию производственного назначения.

В общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг доля инновационной продукции в 2009 году составила 4.6 % — это самая низкая величина рассматриваемого индикатора за последние пять лет. Несколько лучше обстоит дело в высокотехнологичных секторах, где данный показатель почти вдвое выше. Максимальные же значения отмечаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (12.9 %), в том числе в автомобилестроении — 20.8 %, производстве прочих транспортных средств (железнодорожного подвижного состава и др.) — 20.1 %.

Инновационная продукция существенно различается по уровню новизны. В её структуре новая для мирового рынка (принципиально новая) занимает всего 0.6 %, а новая для рынка сбыта предприятия — 9 %. В основном же здесь преобладает продукция, новая не для рынка, а для производящих её предприятий (47.9 %), а также усовершенствованная, основанная на ранее выпускавшейся продукции и характеризуемая самым низким уровнем новизны (42.5 %).

Объём продукции, новой для мирового рынка, составляет всего 5.5 млрд руб. и в общем объёме промышленного производства не набирает даже одной десятой процента. В высокотехнологичном секторе эта величина равна 0.5 %, в том числе в производстве авиационно-космической техники — 1.2 %.

Объём продукции, новой для рынка сбыта предприятий, достигает 78.8 млрд руб., или 0.4 % общего объёма продукции промышленного производства. Для сравнения, доля такой продукции в европейских странах составляет: в Финляндии — почти 16 %, в Германии и Чехии — 12-13 %, Греции — 23 %.

В высокотехнологичных секторах отечественной промышленности, изначально нацеленных на высокий уровень новизны, доля продукции, новой для рынка сбыта предприятий, не превышала 1 %, в среднетехнологичных высокого уровня — 1.9 %. В менее наукоемких секторах вклад подобной продукции минимален: на предприятиях среднетехнологичных отраслей низкого уровня — 0.2 %, низкотехнологичных — 0.4 %. Объём продукции, новой для предприятия, но уже из-вестной на рынках, составил 2.2 % от общего объёма промышленной продукции. В высокотехнологичных отраслях соответствующая величина равнялась 4.7 %, среднетехнологичных высокого уровня — 6.1 %, и только в секторах по производству автомобилей и телекоммуникационной аппаратуры она приблизилась к среднеевропейской — 10.8 и 8.2 % соответственно.

 

 

Заключение

Итак, нами подробно была рассмотрена тема «Инновационная структура в РФ. Ее развитие». Мы рассмотрели основы развития инновационной инфраструктуры в РФ, виды и классификацию инновационной инфраструктуры РФ, оценили ее состояние и рассмотрели перспективы развития.

Выяснили, что российская инновационная система еще только находится в начале процесса формирования, причем государство играет решающую роль. Это не является отрицательным моментом. Однако при этом важно заботиться о поиске иных источников появления инноваций, учитывая опыт других стран и общемировые тенденции развития инновационной деятельности.

Также мы узнали, что инфраструктура в РФ бывает нескольких видов: финансовая, производственно-технологическая (или материальная), информационная, кадровая и экспертно-консалтинговая.

Наукоемкий сектор экономики имеет ряд проблем. Основными являются: ограниченный доступ к финансовым ресурсам, старение кадров, развитие системы сбыта наукоемкой продукции, отсутствующая у большинства предприятий высокотехнологичного сектора. Из этого можно сделать вывод, что отдельные стратегические преимущества российской инновационной системы не подкреплены комплексом ресурсов и со временем теряют свое значение. Решение существующих проблем возможно за счет развития инфраструктуры инновационной деятельности.

Однако в настоящее время результаты развития инновационной деятельности предприятий оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоемкой продукции составляет лишь 0,3…0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран. Одновременно с этим идет сокращение числа малых инновационных предприятий, сокращается число научных сотрудников.

 

Список литературы:

1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2009;

2. Бортник И. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации, 2009;

3. Дежина И., Салтыков В. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок// Общество и экономика, 2008;

4. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент, учебное пособие, С-Пб, 2008;

5. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой// М.: Юнити, 2008;

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2008;

7. Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2009;

8. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 2 / Рук. Толиченко О. //М.: Инновация, 2012;

9. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. "Стратегия инновационной деятельности предприятия" Сб. научных трудов. "Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка". Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 2010;

10. Концепции многоуровневых стратегий и механизмы инновационногоразвития: Учеб. пособие/ Под ред. В.М. Анышина, А.А. Дагаева, 2010;

11. Медынский В.Т. Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, 2009;

12. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие –М.,Инфра-М, 2008;

13. Наука как форма предпринимательской деятельности. Технопарки и технополисы.// М.: Квадро, 2009;

14. Наука России в цифрах. ЦИСН, М.:,2012;

15. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред.П.Н.Завлина и др. – М.: Экономика, 2008;

16. Технопарки: организация и управление. //М: Издательство МЭИ, 2009;

17. Технопарковые структуры в региональном развитии /В. Заусаев, С. Быстрицкий, В. Ефременко, Г.Бурдакова// Экономист, 2009;

18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник СПб.: Питер, 2008;

19. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие – СПб.: ПИТЕР, 2009;

20. Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 2008.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.009 с.)