Инновационные программы и проекты в системе регионального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные программы и проекты в системе регионального развития



В мировой экономике выработан и апробирован на практике целый ряд мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновационного развития. К наиболее значимым из них можно отнести:

– осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

– прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти;

– налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального развития;

– формирование технопарков и региональных центров передовой технологии;

– создание инкубаторов малого бизнеса;

– привлечение венчурного капитала;

– мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач инновационного регионального развития;

– совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры;

– развитие консалтинга по подготовке бизнес-планов, проектов.

Разработка и реализация региональных инновационных программ позволит консолидировать финансово-кредитные ресурсы и направлять их не на отдельные разрозненные и малообоснованные проекты, а на комплексные программы, имеющие детальные и обоснованные бизнес-планы, финансовые гарантии, направленные на структурную перестройку экономики региона[17,c.262]. Программно-целевое управление необходимо в условиях, когда ключевые проблемы инновационного развития приобретают межотраслевой характер, а совершенствование макроструктуры производства становится важным резервом повышения эффективности экономики.

Основой программно-целевого управления является научное обоснование и формулирование конечных целей инновационной системы, построение иерархии подцелей для разделов программы, конкретное и содержательное выражение «дерева» целей через соответствующую систему показателей, создание организационных структур, адекватных программным методам управления. Программы должны предусматривать широкую кооперацию научно-технических организаций, предприятий как элементов региональной инновационной системы. Необходимо оценивать не только экономическую эффективность программ, но и воздействие на социальное и экологическое развитие региона.

Анализ показывает, что литературе понятия «программа» и «проект» часто рассматриваются как синонимы. Так, программа может рассматриваться в качестве плана намеченной деятельности, работ; проект – как замысел, в том числе и воплощенный в документации [7, с.126–127]. Однако абсолютное отождествление программы и проекта представляется некорректным. Это обусловлено, в частности, тем, что в территориальном развитии проект выступает как элемент программы. Программа, как правило, включает совокупность проектов, направленных на реализацию конкретных задач программы. Существуют федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые целевые программы.

Региональная инновационная программа содержит набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциала, на улучшение экологической обстановки, создание продуктовых и технологических новшеств и др. Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение научно-технических проблем, характеризоваться конкретными, по возможности количественно выраженными конечными результатами, обеспечивающими решение поставленной проблемы. Она должна иметь временные ограничения, в границах которых решается программная проблема, содержать конкретный перечень мероприятий и их исполнителей, разработанную систему управления программой и контроля за ходом ее реализации.

Проект понимается как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы, выполненное с определенным риском, с установленными требованиями, возможными ограничениями к качеству результатов, расходу средств, ресурсов и специфической неповторимостью организации [5, с.162]. Инновационные проекты могут формироваться в составе программ – для реализации отдельных направлений программы и самостоятельно – для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники [4,с.136].

Программы и проекты должны разрабатываться на основе следующих принципов целевого комплексного планирования:

– целенаправленности – целевой ориентации программ на достижение конечных результатов;

– системности – разработки совокупности мер, обеспечивающих реализацию целей программы;

– комплексности – проработки всех направлений, направленных на достижение соответствующих целей;

– ресурсной обеспеченности – наличии финансовых, материальныхтрудовых, организационных, информационных ресурсов;
– приоритетности – ранжировании программ и входящих в них проектов по важности, срочности исполнения и обеспеченности ресурсами;
– экономической безопасности проектов, входящих в программы;

– согласованности программ и проектов различных уровней;

– своевременности достижения конечного результата.

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты можно подразделить следующим образом:

– монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

– мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих множество монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы; требуются координационные подразделения;

– мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, десятки и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем экологии, повышения конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики региона. Приоритетные социально-экономические проблемы, которые являются фундаментом целей любой программы регионального развития, следует формулировать за пределами собственно инновационной политики, в сфере выработки социально-экономической политики региона[19,c.128]. Если приоритетные социально-экономические проблемы определены неадекватно истинным потребностям развития региона, или сформулированы неконкретно, или вообще не определены, то не приходится ожидать какого-то ощутимого вклада научно-технического потенциала в улучшение ситуации в регионе. И наоборот, востребуемой и поддерживаемой в долгосрочном аспекте может быть лишь инновационная деятельность, вносящая вклад в решение приоритетных социально-экономических проблем региона.

Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, а поскольку на настоящем этапе добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения инновационной деятельности с проблемами социально-экономического развития региона, а также целенаправленного формирования и развития научно-технического потенциала с учетом особенностей социально-экономической политики территории.

В Калужской области существует множество инновационных проектов. Одним из важнейших является «Разработка и внедрение инновационных строительных конструкций и технологий для жилищного и промышленного строительства».Его целью является разработка, промышленная апробация и внедрение новых конструктивов и технологий строительства зданий жилого, социального и промышленного назначения на основе легких металлических конструкций (ЛМК). До сих пор данная технология не использовалась в в отечественном промышленном строительстве. Причины – недостаточные прочностные характеристики, а также отсутствие нормативной базы для возведения зданий высотой более 3 этажей. Между тем в технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания и др.) многоэтажное металлокаркасное строительство считается одним из наиболее перспективных и экономически эффективных направлений развития строительных технологий.

Таким образом, инновационная деятельность востребуется регионом в той мере, в которой она способна внести вклад в решение задач его социально-экономического развития. В связи с этим отправной точкой для сопряжения научно-технической деятельности с социально-экономической политикой региона является выработка и формулирование самой социально-экономической политики региона, составной частью которой является региональная инновационная политика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.220 (0.007 с.)