Функции массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции массовой коммуникации



По поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым Г.Лассуэллом были выделены три функции: 1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию – развлека­тельную. В начале 80-х годов специалист по массовой комму­никации Амстердамского университета Мак-Квейл прокоммен­тировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические зада­чи, которые выполняет массовая коммуникация во время раз­личных компаний, чаще – политических, реже – религиозных (Mc. Quail. 1987. Р. 71). По-видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре фун­кции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оп­тимизация деятельности общества за счет ориентации на со­циальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая иг­рает роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности – воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества (Леонтъев А.Л. 1974. С. 46-48).

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной инфор­мации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинс­кой и т.п. Получая большой объем информации, люди не голько расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оп-гимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного созна­ния группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным со­знанием, фактически осуществлять функцию социального кон­троля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведе­ния, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный сте­реотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою ос­новную познавательную задачу – ознакомление с достижени­ями культуры и искусства, она способствует осознанию общес­твом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию со­циальной напряженности, в конечном счете, способствует ин­теграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неод­нозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направле­ниями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. 207

С другой стороны, низкий художественный уровень развлека­тельных программ, неограниченные возможности их тиражиро­вания воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

С учетом приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это – мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.005 с.)