Сущность и функции массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции массовой коммуникации



Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним отно­сятся следующие:

– наличие технических средств, обеспечивающих регуляр­ность и тиражированность массовой коммуникации;

социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации;

массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценнос­тной ориентации;

многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации. Рассмотрим эти усло­вия, определяющие существенные характеристики массовой коммуникации, подробнее.

Технические средства. Среди технических средств, обеспечи­вающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и со­бственно технические средства. К СМИ относятся периодичес­кая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массо­вого воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массово­го воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (те­лефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

Историческая последовательность, в которой появились СМИ, наложила отпечаток на их специфические характерис­тики. Европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833г. Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевиде­ние – 50-летнюю.

Телевидение далеко ушло от своего прототипа – кинофиль­ма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма, телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик (коммуникатор) идентифицирован и легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора. Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой как каналом письменной коммуни­кации и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации. В частности, ситуативное представление ин­формации в телепередаче исключает двусмысленность. Динами­ка передачи информации, эффект соучастия, степень полноты обратной связи также различны.

СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность инфор­мации и благодаря этому являются мощным механизмом воздей­ствия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах техно­логического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую коммуникацию, сколько межличностную и даже внут-риличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и

беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются те­летекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить раз­личную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст при помощи кабельной техники дает возможность получить ин­формацию, заложенную в компьютере, и даже осуществить об­ратную связь с другими получателями информации. Компьютер­ные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и рас­ширяют их функции в следующих направлениях: 1) децентрали­зация – выбор программы зависит в большей степени от инди­вида, 2) увеличение объема информационных программ (благо­даря кабельному и спутниковому телевидению), 3) возможность интерактивности – взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.

Социальная значимость информации. Широкий диапазон смыс­ловой информации и возможности передачи оценочной инфор­мации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на ауди­торию в самых разнообразных формах. Это может быть обу­чение, убеждение, внушение и т.п.

Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно "ожидает" оце­ночную информацию. Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которо­му массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает доминирующие тенденции в обществе. Именно оце­ночная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения. А это уже рычаг, ко­торым пользуются политические силы общества для достиже­ния своих целей. Известно, что информация, которая тиражи­руется при помощи СМИ, находящихся либо под протектора­том государства, либо, во владении частных монополий, отра­жает интересы хозяев и их мировоззрение. Монополия на СМИ, в какой бы форме ни проявлялась, служит целям идеологического, политического, экономического и нравствен­ного воздействия на сознание и деятельность людей.

Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отноше­ний и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

Расширение возможностей активного участия личностей с различными социальными ориентирами в массовой коммуни­кации связано с процессом демократизации общества. Об этом свидетельствуют нелицеприятные интервью с политиками и экономистами, письма в газеты и т.п. Но возникает вопрос – почему значительная часть общества (от 20-30%) не имеет "собственного мнения" при опросах по важнейшим социаль­ным проблемам? Либо это люди, не имеющие социального опыта либо это люди, понимающие, что практика реального общественного бытия не всегда соответствует информации, которую передают СМИ. И то, и другое делает массовую коммуникацию ущербной и вырабатывает у общества антисо­циальные ориентиры. Длительное пребывание в таком состо­янии может пагубно сказаться на авторитете СМИ. С этой особенностью массовой аудитории – ее нейтральной или критической оценкой информации – следует считаться. Перед СМИ стоит трудная задача – совмещение и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет не о выборе информации, "интересной" для всех, для отдельных групп людей или для индивида. Это само собой разумеется. Имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество и на индивида.

В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мнения или на его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной дея­тельности (поступка, мнения и т.п.). В других случаях, массовая коммуникация ориентирована на формирование или на изме­нение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятель­ности. В тех и других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудито­рии и способами передачи оценочной информации.

Способы и средства массовой коммуникации. С данным ком­понентом массовой коммуникации связаны такие характеристики, как направленность, многоканальность, нормативность и вариативность коммуникативных средств.

Обычно массовая коммуникация характеризуется однонап­равленностью, поскольку обратная связь отсутствует. С введе­нием в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей в редакции СМИ стало возможным определять такой вид коммуникации, как взаимонаправленный. Безусловно, об­ратная связь подобного вида имеет специфический характер – она видоизменяет и, возможно, совершенствует организацию массовой коммуникации, но не оказывает эффективного воз­действия на передачу информации.

Гораздо больший интерес в плане теории и практики пред­ставляет так называемая скрытая обратная связь, характерная преимущественно для радио и телевидения. Опытный комму­никатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпрета­цию. И хотя отправитель информации не имеет непосредствен­ного контакта со своей аудиторией, он может направлять процесс коммуникации, делая его, при необходимости, взаи­монаправленным. Психолингвисты отмечают, что "мы не толь­ко изменяем психику слушателя (зрителя) в нужном нам направлении, но и сами гибко приспосабливаем свою психику к задаче и условиям общения" (Леонтьев А.А. 1974. С. 45).

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дик­торского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств – слов, формул общения, стереотипов речевого пове­дения, включающего фонационные и кинесические средства невербальной коммуникации.

В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготов­ленные и отредактированные телепередачи социально опосредо­ваны – существует социальная дистанция между отправителем и получателем информации, которая включает несколько этапов, связанных с профессиональной деятельностью многих людей – корректоров, редакторов, технических редакторов и др.

Массовая коммуникация отличается многоканальностью – используются визуальный, аудитивный и аудитивно-визуальный каналы, обусловленные спецификой СМИ. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации. Традиционно для

прессы типично использование общелитературного письменно­го языка – книжных слов, терминов. Для радио и телевидения типично использование форм устной коммуникации, включа­ющей элементы разговорной речи. Однако установить жесткую корреляцию между признаками устной и письменной речи и видами СМИ трудно, поскольку радио- и телепередачи прохо­дят предварительную обработку как письменные тексты и неизбежно сохраняют в себе черты письменной речи; с другой стороны, использование в прессе диалогов допускает употреб­ление элементов разговорной речи. Этому способствует вари­ативность языка как его природное свойство. Но это не означает, что можно смешивать функциональные стили – высокий и низкий. Поддержание образцов нормативной речи и разграничение функциональных стилей, обусловленное соци­альной дифференциацией, являются важными функциями СМИ в их коммуникативной деятельности.

Функциональный стиль обусловлен коммуникативной сфе­рой, определяемой тематикой информации, социальной ролью ведущего и его социальной ориентацией на определенную социальную группу потенциальной аудитории. Передачи для молодежных или профессиональных групп отличаются по сло­варному составу, оформлению высказываний от передач, рас­считанных на массовую аудиторию.

В настоящее время нельзя не заметить тенденцию к смеше­нию функциональных стилей, которая явственно проявляется в прессе, а также и в радиосообщениях и телепередачах, особенно в их комментирующей части.

Эта тенденция отражает опосредованно – через язык – сложные социальные процессы, происходящие в настоящее время в обществе, и стремление выразить свое отношение к новым социальным реалиям. Это проявляется в новых словес­ных клише типа "новые русские", "русскоязычное население", "либерализация цен", "силовые министры", которые легко закрепляются в массовой коммуникации при помощи СМИ. Словесные стереотипы, как, впрочем, и изобразительные (ка­рикатуры, шаржи), не так уж безобидны, особенно если имеют негативную оценочную коннотацию.

Мнения специалистов по поводу социального воздействия этой тенденции на нормативность и обогащение русской речи расходятся (см. Костомаров В. Г. 1994).

Традиционно массовая коммуникация рассматривается как опосредованное общение – через СМИ, поскольку непосред­ственное общение (прямой контакт оратора с аудиторией) предполагает большую, но не массовую аудиторию. Этим объ-

ясняется, почему из двух базовых функций коммуникации – взаимодействия и воздействия – в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие. В рамках этой базовой функции рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции массовой коммуникации – информационную, регулирующую и культурологическую. В терминах социологии содержание этих функций понимается соответственно как оптимизация деятель­ности общества и индивида, социологизация индивида и ин­теграция общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.009 с.)