Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации



Целенаправленное изучение этого взаимодействия восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II–I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его со­бственном лице". В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора. Базой послужил не только ораторский опыт, но и основы риторики, становление которой как особой науки произошло в Древней Греции в V–IV вв. до н.э. Но за пределами риторики исследование вербальной и невербальной коммуникации, как правило, проходило раздельно – интересы лингвистики и паралингвистики пересекались, но не дополняли друг друга. Такое положение объясняется относительной самос­тоятельностью двух коммуникативных систем и неразработан­ностью теоретического аспекта НВК (кроме типологии жестов). Попытки подойти к обоснованию коммуникативных единиц и категорий паралингвистики с лингвистических позиций оказа­лись малоэффективными, т.к. строение невербальных единиц, их системные связи, категории и частные функции имеют свою специфику. 124

В подобной ситуации наиболее оптимальным подходом к изучению взаимодействия вербальной и невербальной комму­никации является когнитивно-функциональный, позволяющий выявить общее и различное в функциональных и структурно-системных свойствах вербальных и невербальных средств.

Функции. Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации – информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексальными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахму­ренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, со­мнении и др. Условные символы, обозначающие реалии, оце­ночные отношения (например, движения головой при положи­тельном или отрицательном ответах) так же не имеют мотивированности. Лишь иконические знаки, имитирующие формы или размеры объектов, являются мотивированными.

Гораздо сложнее определить в этом плане фонационные средства. По своим функциям они приближаются к условным индексам. В различных культурах отмечаются определенные ассоциации между качественными свойствами голоса и личнос­тными характеристиками коммуникантов или их чувствами и эмоциями: сравните, например, интерпретации высокого и низкого голоса, хриплого и чистого безотносительно к содер­жанию вербальных высказываний. Фонационные средства на­иболее тесно связаны с вербальными средствами – фактически они "озвучивают" слова в речевом контексте, придают выска­зываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К таковым относятся:

– социально-информационная – при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характе­ристик и оценочной ориентации;

– оценочная – выражается при помощи логического уда­рения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);

– эмотивная – выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи вокализаторов – невербализованных звуков типа "мм-мм", "э-э", "гм";125

– регулирующая – выражается при помощи пауз, сигна­лизирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики. Определить четко, какие функции закреплены за данным фонационным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характерное свойство голоса. Но природные свойства голоса имеют субъ­ективную интепретацию, равно как и темп. Наиболее "нагру­женным" в функциональном плане является тон, который способен передавать разнообразные признаки оценочной ин­формации. Отмечено, что по тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность. В рамках высказыва­ния вербальные и фонационные средства функционируют син­хронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и оценочной информации. Знание принятых в данном обществе норм этого взаимодействия со­ставляет часть когнитивного аспекта фонационных средств.

Кинесические средства, включающие и мимику, используют­ся в трех базовых функциях, в пределах которых актуализиру­ются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют началь­ную букву английского слова Victory "Победа", ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:

– установление контакта (при помощи взгляда или движения руки);

– установление обратной связи (ответить взглядом или кивком головы);

– самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости или отчужденности);

– социальная ориентация (соблюдение определенной долго­ты и глубины поклона при приветствии или презентации, формы рукопожатия);

– побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

– регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец 126

высказывания, жесты рукой, регулирующие синхронность ре­акции массовой аудитории на призывы оратора).

К экспрессивным функциям относятся:

– эмфатическая (поднятый вверх указательный палец под­черкивает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);

– эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз­личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

– адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознан­ные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

Данный перечень частных функций кинесических средств не является исчерпывающим, а классификация – в какой-то степени условна, поскольку одно и то же невербальное сред­ство может актуализировать несколько функций. Например, чиркнуть указательным пальцем или ребром ладони по горлу может интерпретироваться как: "нужно до зарезу", "сыт по горло, надоело", "голову снимут (в ожидании неприятности, выговора)". С другой стороны, одна и та же функция может быть актуализирована при помощи разных невербальных средств, например, знаки участия или ободрения при помощи выражения лица, взгляда, жестов.

В отличие от фонационных средств, кинемы могут функци­онировать самостоятельно. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в трех случаях – когда нет возможности использовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и т.п.), когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться языковым кодом для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации (неосознаваемое использование жестов и некоторых компонен­тов взгляда – расширение зрачка, частота моргания и т.п.). Надо полагать, что при автономном функционировании кине­мы должны быть самодостаточны, то есть иметь однозначную интерпретацию. В самостоятельном режиме особенно активно функционируют взгляд и поза – казалось бы, наименее оп­ределенные по форме и содержанию невербальные единицы. Дело в том, что они обладают сложной структурой – включают множество компонентов – обязательных и факультативных. Взгляд включает размер зрачка, направленность, открытость, продолженность, частоту моргания. Эксперименты показали, что взгляд функционирует более активно во время слушания, а не говорения (Argyle М. 1975. Р. 229), чем сложнее тема беседы, тем реже и непродолжительнее взгляды (Ellis A. & Seattle G. 1986. Р. 37, 136, 144). Поза, несмотря на свою малую динамичность, передает около тысячи единиц информации; 127

основными компонентами позы являются положение корпуса, позвоночника, живота, плеч, рук, ног и наклон головы. Именно совокупность многих компонентов позволяет конкретизировать информацию и однозначно интерпретировать ее в данной коммуникативной ситуации.

Жесты, кроме (само) адапторов и иконических, функциони­руют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться:

а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информа­цию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связан­ном употреблении невербальные средства занимают "вторич­ный план" коммуникации, они выполняют функцию воздей­ствия с большей эффективностью. Например, агент по продаже расхваливает товар и в то же время выражением лица и позой показывает, что клиент ему симпатичен – идут два потока информации, в которых слова воспринимаются сознательно, а невербальное поведение агента – неосознанно, и тем не менее оно оказывает на клиента нужное воздействие, предусмотрен­ное коммуникативной установкой. Синхронное употребление высказываний и жестов наблюдается при выражении чувств и эмоций.

Предваряющее употребление кинем выполняет прогнозиру­ющую задачу коммуникативной установки. Так, например, имея намерение сообщить собеседнику конфиденциальную ин­формацию, говорящий подается всем корпусом вперед или вбок, сокращая расстояние между ними, и произносит: "У меня есть доверительный разговор". Невербальное поведение как бы прогнозирует вербальную информацию. Предшествование жес­тов словам объясняется иногда тем, что говорящему выбрать нужный жест легче, чем слово, поскольку лексических единиц гораздо больше. Психологические эксперименты показали, что некоторые наши жесты (особенно самоадапторы) связаны с трудностями порождения речи. Отсюда был сделан вывод о том, что жесты являются своего рода программированием лексики в речи, они помогают предвосхищать еще невысказан­ную мысль (Ellis А. & Beattie Т. 1986. Р. 145, 149). 128

Третий вид связанного употребления жестов используется реже и преимущественно в экспрессивной функции. После высказывания "Помни об этом" и даже некоторой паузы указательный палец поднимается вверх, подчеркивая важность сказанного. В ритуале приветствия может быть ситуация, когда сначала произносятся слова приветствия типа "Ну, здравст­вуй!", а затем протягивается рука для рукопожатия, при этом как бы подчеркивается значительность происходящего, а иног­да передается почти неуловимая информация об отношении к собеседнику. Оно может быть и восторженным, и снисходи­тельным – зависит от тона высказывания, формы рукопожатия и даже дистанции между коммуникантами. Исследования свя­занного употребления жестов в информационной функции показывают, что она актуализируется по-разному. Жесты, ин­формирующие об объектах или их свойствах, обычно соотно­сятся с конкретным словом или кратким высказыванием. Например, рыболов, рассказывающий о "бо-о-ольшой рыбе", разводит руки в стороны, наглядно демонстрируя ее размеры. Но иногда речь сопровождается целой серией жестов, помо­гающих следить за ходом мысли оратора, его аргументацией, оценкой. Любопытно, что еще Цицерон различал жест как картинный, сценический знак – gestus scenicus и как живой, естественный, одухотворенный знак – affictionum animi. В первом случае жест просто изображает объект мысли, а во втором – выражает внутреннюю работу ума. Настоящим жес­том как средством сообщения мысли Цицерон считал второй вид, достойный оратора. Первый вид жестов считался недо­стойным оратора и приличествовал лишь актеру. Так из глу­бины веков пришла информация о понимании социальной "престижности" рода занятий. В настоящее время подобные жесты называют иллюстраторами; различие между ними отра­жено в терминах – "пиктограммы" (первый вид) и "идеограм­мы" (второй вид).

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств обнаруживает определенные закономерно™ в координации некоторых жестов и разных частей речи, жестов и синтактики высказываний; интересны процессы своеобразного взаимообо­гащения вербальных и невербальных единиц – все это входит в собственно лингвистический аспект проблемы.

Коммуникативная ценность невербальных средств определя­ется по пяти критериям: число актуализируемых функций в связанном и автономном употреблении; число актуализирован­ных смыслов – единиц информации; число компонентов, составляющих невербальный знак, среднее время передачи невербального знака (продолжительность) и его обозримость.

Среди невербальных средств, не считая фонационных, пер­вые два места занимают мимика (выражение лица и взгляд) и поза. Согласно М. Арджайлу, лицо способно выразить 7 основ­ных групп эмоций – счастье, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение/презрение, заинтересованность/интерес (Argyle. 1975. Р. 214). По данным другого известного исследователя кинесики Р. Бёрдвисла, в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов (Bird-whistell Л 1970. Р. 221). Одна только улыбка может реализовать несколько смыслов, например: симпатию по отношению к партнеру, снисхождение к нему, просто хорошее настроение, личностное свойство человека – оптимиста, вежливость ("де­журная улыбка"), притворство по отношению к партнеру ("улыбка Макиавелли") и др. Взгляд актуализирует 12 частных функций, но уступает позе по числу компонентов, обычно кратковременен и не столь хорошо обозрим, как поза. Мно­гокомпонентная поза хорошо сочетается с другими невербаль­ными средствами, и это делает ее эффективным средством передачи информации.

Жесты не отличаются многокомпонентностыо, но зато легко обозримы. В базовых функциях они реализуют более 350 смыслов. Особенностью жестов является варьирование в дета­лях; некоторые варианты носят индивидуальный характер, но, тем не менее, легко интерпретируются в коммуникативной ситуации.

Безусловно, для теоретических обобщений этих наблюдений необходимо систематическое исследование функционального аспекта невербальной коммуникации в рамках единой концеп­ции. Но при любом подходе существенное, значение имеет изучение социальных факторов функционирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.012 с.)