Тендер и социальная мобильность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тендер и социальная мобильность



Хотя столь многие работы, посвященные со­циальной мобильности, ограничивались толь-


ко проблемами мужчин, в последние годы больше внимания стали уделять моделям мо­бильности среди женщин. В наше время, когда девочки достигают в школе больших успе­хов, чем мальчики, а число молодых жен­щин превосходит в высших учебных заведе­ниях число юношей, очень заманчиво бы­ло бы сделать вывод о том, что, возможно, так долго существовавшее в обществе нера­венство по признаку пола утрачивает, нако­нец, силу. Стала ли структура занятости более «открытой» для женщин или же возможно­сти их продвижения по-прежнему обусловле­ны главным образом семьей и социальным происхождением?

В недавнем коллективном исследовании «Те, кому двадцать с небольшим в 1990-х», про­веденном Советом по экономическим и со­циальным исследованиям, были прослежены судьбы девяти тысяч британцев, родивших­ся в одну и ту же неделю 1970 г. При самом последнем обследовании респонден­тов — они достигли возраста двадцати шести лет — было обнаружено, что и для мужчин, и для женщин мощными факторами влияния остаются условия жизни семьи и классовое происхождение. Выводы, полученные иссле­дователями, гласили: лучше всего справляют­ся с переходом во взрослое состояние мо-



Глава 10. Класс, классовая стратификация и неравенство


 


лодые люди, которые получили лучшее об­разование, не вступили в брак и не завели детей и отцы которых были специалистами разных профессий. Молодые люди, выросшие в неблагоприятных условиях, чаще, чем дру­гие, оказывались в тех же неблагоприятных условиях.

Исследование показало, что в целом жен­щины в наше время имеют гораздо больше возможностей, чем их ровесницы в прошлом поколении. Больше всего выиграли от тех изменений, которые были упомянуты выше, женщины среднего класса: они с такой же вероятностью, как и их сверстники-мужчины, поступают в университеты и по окончании получают хорошо оплачиваемую работу. Эта тенденция в направлении большего равенства находит отражение также в растущей уверен­ности современных женщин в своих силах и в большем чувстве самоуважения по сравне­нию с аналогичной группой женщин, рожден­ных всего на двенадцать лет раньше.

Шансы женщин сделать успешную ка­рьеру улучшаются, но остаются два главных препятствия. Мужчины-менеджеры и работо­датели по-прежнему дискриминируют обра­щающихся за работой женщин. Они посту­пают так, по крайней мере отчасти, пото­му что считают, что «женщины по-настоя­щему не заинтересованы в карьере» и что они обычно бросают работу, когда заводят семью. Наличие детей, действительно, до сих пор оказывает очень существенное влияние на возможность для женщин сделать карьеру. И это происходит не столько потому, что жен­щины не заинтересованы в карьере, сколько потому, что их В действительности настойчи­во вынуждают выбирать между продвижени­ем по службе и рождением детей. Мужчины редко изъявляют готовность полностью раз­делить с женщиной ответственность за ра­боту по дому и заботу о детях. Хотя гораз­до больше женщин, чем раньше, организуют свою домашнюю жизнь так, чтобы можно бы­ло продолжать служебную карьеру, они все еще сталкиваются на этом пути с большими препятствиями.


Заключение

Несмотря на то что традиционное влияние класса в ряде отношений совершенно очевид­но ослабевает, в частности в том, как люди себя отождествляют как личности, классовые различия по-прежнему составляют в совре­менных обществах самую основу экономиче­ского неравенства. Класс продолжает оказы­вать огромное воздействие на нашу жизнь, и принадлежность к тому или иному классу соотносится с многообразными проявлениями неравенства, начиная от ожидаемой продол­жительности жизни и общего физического со­стояния и кончая доступностью образования и хорошо оплачиваемой работы.

Неравенство между бедными и более со­стоятельными в Великобритании за последние двадцать лет увеличилось. Является ли расту­щее классовое неравенство той ценой, кото­рую приходится платить, чтобы обеспечить экономическое развитие? Такое мнение было особенно популярно в период правления пра­вительства Маргарет Тэтчер. Рассуждали таю погоня за богатством способствует экономи­ческому развитию, потому что это является движущей силой, стимулирующей инновации и целеустремленность. Многие авторы выска­зывают мнение, что в настоящее время гло­бализация и нерегулируемость экономических рынков приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными и усугублению классово­го неравенства.

Вместе с тем важно помнить, что наша деятельность никогда не бывает полностью детерминированной разделением на классы: у многих людей наблюдается социальная мо­бильность. Распространение высшего образо­вания, растущая доступность повышения про­фессиональной квалификации, появление Ин­тернета и «новой экономики» — все это предо­ставляет важные новые возможности для вос­ходящей мобильности. Подобные явления еще больше разрушают старые классовые и страти­фикационные модели и способствуют возник­новению более гибкого меритократического порядка.


Краткое содержание

1. Социальной стратификацией называют разделение общества на слои, или страты. Когда мы говорим о социальной стратификации, мы имеем в виду неравное положение, занимаемое отдельными людьми в обществе. Стратификация по полу и возрасту обнаруживается


Заключение 273

во всех обществах. В более крупных традиционных обществах и в индустриальных странах в наши дни наблюдается стратификация, основанная на отношении к богатству, собственности и доступу к материальным благам и культурным ценностям.

2. Выделяются четыре основных типа систем стратификации: рабовладельческая, кастовая,
сословная и классовая. Тогда как первые три системы основаны на неравенстве, санк­
ционированном законом или религией, классовое деление не является «официально»
признанным, но его вызывают к жизни экономические факторы, оказывающие влияние
на материальные условия жизни людей.

3. Наиболее известными и влиятельными теориями стратификации общества являются тео­
рии, разработанные Марксом и Вебером. Маркс отводил основную роль классу, который
он рассматривал как объективно данную характеристику экономической структуры обще­
ства. Он считал, что основной разлом проходит между владельцами капитала и рабочими,
которые капиталом не владеют. Вебер придерживался сходного мнения, но различал
еще два других аспекта стратификации — статус и партию. Статус связан с уважением
или «социальным престижем», которым обладают отдельные люди или группы, а партия
означает активную мобилизацию групп людей для достижения определенных целей.

4. В качестве показателя социального класса часто используется род занятий. Отдельные
люди, занятые одной и той же трудовой деятельностью, имеют обычно сходную сте­
пень социального благополучия или неблагополучия и сходные возможности в жизни.
Для представления классовой структуры общества социологи традиционно использовали
схемы профессиональных классов. Классовые схемы представляют ценность потому, что
позволяют проследить широкие классово-обусловленные проявления неравенства и мо­
дели, но в других отношениях они страдают ограничениями. Например, классовые схемы
с трудом применимы к экономически неактивному населению и не отражают важного
значения для социального класса владения собственностью и богатством.

5. Большинство людей в современных обществах живет сейчас более зажиточно, чем это
было несколько поколений тому назад, тем не менее богатство по-прежнему сосредото­
чено в руках сравнительно небольшого количества людей. Высший класс представляет
собой незначительное меньшинство людей, обладающих и богатством, и властью, а кроме
того возможностью передать свои привилегии следующему поколению. Богатые — это
неоднородная и изменяющаяся группа; в последние годы ряды богатых во все боль­
шем количестве пополняют миллионеры, добившиеся богатства благодаря собственным
усилиям, а также женщины и молодые люди.

6. Средний класс состоит в основном из тех, кто занят видами деятельности, характерными для
«белых воротничков», — это учителя, специалисты-медики и служащие в индустрии услуг.
В большинстве индустриальных стран средний класс в наши дни включает большую часть
населения, что в значительной мере обусловлено ростом потребности в специалистах,
менеджерах и администраторах. В отличие от представителей рабочего класса, члены
среднего класса обычно обладают такими преимуществами, как образование и техническая
квалификация, которые позволяют им продавать свой и умственный, и физический труд,
чтобы заработать средства к существованию.

7. Рабочий класс образуют люди, занятые физическим или ручным трудом. В течение XX в.
численность рабочего класса значительно уменьшилась в связи с уменьшением применения
ручного труда. Представители рабочего класса сейчас живут более зажиточно, чем это
было сто лет назад.

8. В последнее время некоторые авторы выдвинули предположение о том, что существенное
воздействие на классовое положение оказывают такие факторы культуры, как образ
жизни и модели потребления. Согласно указанному мнению, личность отдельного человека
структурируется сейчас в зависимости от его образа жизни, а не в зависимости от таких
традиционных показателей класса, как род занятий.

9. Изучение стратификации общества традиционно было ориентировано на положение муж­
ской части населения. Частично это объясняется убежденностью в том, что неравенство
по признаку пола отражает классовые различия. Такая точка зрения является в вые-


274 Глава 10. Класс, классовая стратификация и неравенство

шей степени сомнительной. В современных обществах фактор пола оказывает влияние на стратификацию в известной степени независимо от класса.

10. Классовая принадлежность отдельного человека, по крайней мере в какой-то степени,
достигается им, а не просто «дается» ему от рождения. Достаточно распространенное
явление представляет собой как восходящая, так и нисходящая социальная мобильность
в классовой структуре общества.

11. При изучении социальной мобильности различают перемещение в пределах одного по­
коления (интрагенерационная мобильность) и перемещение при переходе от одного
поколения к другому (интергенерационная мобильность). Первый тип социальной мо­
бильности обозначает движение вверх или вниз по социальной лестнице в процессе
трудовой деятельности одного человека. Второй тип социальной мобильности указывает
на движение от поколения к поколению, например, когда дочь или сын из рабочей семьи
становится специалистом. Социальная мобильность имеет, как правило, ограниченный мас­
штаб. Большинство людей не уходят далеко от уровня семьи, из которой они вышли, хотя
расширение потребности в «белых воротничках» на протяжении нескольких последних
десятилетий создало возможность для значительного объема восходящего перемещения
на короткие дистанции.

Вопросы для самостоятельного анализа

1. Какой из теоретических подходов к стратификации общества представляется вам наиболее
релевантным исходя из вашей повседневной практики?

2. Почему так много социологов используют род занятий как критерий при определении
социального класса?

3. Почему в современных обществах мобильность нисходящая имеет меньшее распростра­
нение, чем мобильность восходящая?

4. Что подразумевают социологи под «реляционными» классовыми схемами?

5. Что является наиболее подходящей единицей при изучении классов — индивидуум или
семья?

6. Представляет ли собой неравенство в обществе негативное явление, если все члены этого
общества обеспечены необходимыми продуктами питания и одеждой?

Дополнительная литература

Crompton Rosemary. Class and Stratification: An Introduction to Current Debates. Cambridge: Polity, 1998. Lavaletle Michael and Mooney Gerry (eds.). Class Struggle and Social Welfare. N. Y.: Routledge, 2000. Marshall Т.Н. Citizenship and Social Class, and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1950. Munt Sally R. (ed.). Cultural Studies and the Working Class. London: Cassell, 2000.

Zmroczek Christine and Mahony Pat (eds.). Women and Social Class: International Feminist Perspectives. London: UCL Press, 1999.

Интернет-линки

Библиография по теме «социальный класс» (Амстердамский университет) http://www.pscw.uva.nl/sociosite/CLASS/bibA.ritml

Исследования социального неравенства http://www.trinity.edu/mkearL/strat.html

Интернет-архив марксистов http://www.marxists.org

Мультидисциплинарная программа исследований проблем неравенства и социальной политики Школы

управления имени Кеннеди

http://www.ksg.harvard.edu/inequality/

Доклад Международного фонда ООН по оказанию помощи детям (ЮНИСЕФ) «О развитии народов» (2000 г.) http://www.unicef.org/ponOO/



ГЛАВА

БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ


Кэрол — молодая женщина двадцати че­тырех лет, работающая в центре телефонной связи, сообщающая информацию и оказываю­щая услуги клиентам, которые хотели бы по те­лефону сделать распоряжения относительно предполагаемого путешествия. У нее долгий рабочий день, часто он длится до позднего вечера. Все, кто работает рядом с ней на те­лефоне, — женщины. Они сидят в одной ком­нате за длинными столами, отделенные друг от друга перегородками серого цвета. Женщи­ны говорят в микрофон, соединенный с на­ушниками, и одновременно посылают запрос и получают информацию из компьютерных терминалов, находящихся перед ними.

Как и многие ее коллеги, Кэрол — мать-одиночка. На свою скромную зарплату она содержит двух маленьких детей. Каждый ме­сяц она получает на детей небольшую сумму от своего бывшего мужа, но денег никогда не хватает, чтобы оплатить расходы. Кэрол живет от одной зарплаты до другой. По утрам три раза в неделю она дополнительно ра­ботает уборщицей в офисах, расположенных в здании недалеко от ее квартиры. Деньги, за­работанные на этой дополнительной работе, позволяют ей вовремя оплачивать большин­ство счетов, покупать одежду детям и пла­тить за содержание детей в детском учрежде­нии. Несмотря на дополнительный заработок, Кэрол каждый месяц еле сводит концы с кон­цами. Она живет с детьми в муниципальной квартире в районе массовой застройки. Ее первоочередная цель — продвинуться в жизни настолько, чтобы переехать с детьми в более спокойный, более благоустроенный район.

По вечерам, когда Кэрол работает в теле­фонном центре допоздна, она бежит со служ­бы, чтобы забрать детей у своей матери, ко-


торая ежедневно смотрит за ними после того, как детское учреждение заканчивает работу. Если Кэрол повезет, дети снова засыпают сра­зу же, как она привозит их домой, но очень часто ей приходится вести с ними долгую борьбу, чтобы уложить спать. К тому време­ни, когда дети засыпают, Кэрол уже слишком измучена, чтобы быть в состоянии что-либо делать, кроме как включить телевизор. У нее мало времени для покупки продуктов и приго­товления надлежащей еды, поэтому она и дети часто едят готовые замороженные полуфабри­каты. Она знает, что им всем была бы полезнее более сбалансированная диета, но поблизости от их жилого района нет магазинов, кроме того, в любом случае, она не может позволить себе покупать много свежих продуктов.

Кэрол беспокоит, что она проводит с детьми слишком мало времени, но как решить эту проблему, она не знает. После того, как они с мужем развелись, первые восемнадцать месяцев она прожила с детьми на пособие, получаемое от государства. С трудом справ-лясь со своим сегодняшним положением, она тем не менее не хочет становиться зависимой от социальной благотворительности. Кэрол надеется, что через несколько лет, приобретя опыт работы в телефонном центре, она смо­жет продвинуться по службе и получить более ответственную и лучше оплачиваемую работу.

Многие люди, встретив женщину, подоб­ную Кэрол, могут сделать некоторые предпо­ложения о ее жизни. Они могут подумать, что бедность Кэрол и ее низкое положение в обще­стве являются результатом ее недостаточных природных способностей или следствием ее собственного воспитания. Другие могут обви­нить Кэрол в том, что она работает недоста­точно упорно и поэтому не может преодолеть



Глава 11. Бедность, социальная помощь и социальное отчуждение


 


свое трудное положение. Насколько справед­ливы подобные мнения? Задача социолога как раз и состоит в том, чтобы проанализиро­вать такие мнения и сформировать в обще­стве более широкий взгляд на данное явление, позволяющий объяснить то, что происходит с людьми, подобными Кэрол.

Кэрол и ее дети — это лишь один пример семьи среди многих других в Соединенном Королевстве, которые существуют в условиях бедности. Согласно Организации по экономи­ческому сотрудничеству и развитию (ОЕСР), показатели бедности в Великобритании явля­ются одними из худших среди развитых стран. Многие испытали бы шок, узнав, что Велико­британии принадлежит подобное сомнитель­ное достижение. Более состоятельные люди часто даже не имеют представления о масшта­бах бедности, существующей рядом с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.031 с.)