Основные характеристики опроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики опроса



Как метод сбора маркетинговой информации опрос имеет достоинства и недостатки, представленные в табл. 8.1.

Таблица 8 1

Основные характеристики опроса как метода сбора маркетинговой информации


 


Изучив эту главу, вы узнаете:

• особенности опроса как метода сбора информации;

• формы опроса;

• основные этапы процесса опроса;

• специфику методик, используемых в процессе качественного или
количественного опроса.

Ознакомление с этой главой поможет вам:

• полноценно использовать возможности опроса для сбора инфор­
мации;

• выбрать наиболее приемлемый для целей исследования вариант
формы проведения опроса;

• организовать сбор информации с помощью различных методов
опроса.

8.1. Опрос как метод сбора информации

Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

К опросу чаще всего обращаются в случаях, когда респондент явля­ется необходимым, а иногда и единственным источником информа­ции об изучаемых явлениях и процессах, например когда необходимо выяснить причины наблюдаемого поведения, получить пояснения о предпочитаемых образцах поведения, выявить отношение к чему-либо или кому-либо, изучить интересы, потребности.

Респондент — это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на во­просы.

Безусловно информация, полученная методом опроса, отражает ре­альность через призму сознания людей.


 

Достоинства Недостатки
• Возможность выявить сужде- • Субъективность полученной
ния, мысли, идеи, мотивацию, информации
привычки и другие невосприни- • Зависимость качества информации
маемые обстоятельства от орудий исследования
• Гибкость формы проведения • Зависимость от желания
• Возможность статистической участников опроса высказывать
обработки свое мнение

Формы проведения опроса

В практике маркетинговых исследований различают множество форм проведения опроса (табл. 8.2). Некоторые формы опроса получили самостоятельное название, например фокус-группа, интервью, анке­тирование, панельные исследования.

Таблица 8 2 Формы опроса

 

Классификацион- Формы
ный признак  
По виду Качественные опросы — исследования, ориентированные
преследуемой на выявление качественных характеристик изучаемого
цели объекта
  Количественные опросы — исследования,
  ориентированные на обоснование характеристик
  изучаемого объекта с позиции статистически значимых
  значений, на основании которых можно с определенной
  уверенностью судить о мнении целевого рынка
По типу Экспертные опросы — исследования, в ходе которых
опрашиваемого опрашиваются эксперты, специалисты в изучаемой области
субъекта Потребительские опросы — исследования, в ходе которых
  опрашиваются непосредственно потенциальные или
  реальные потребители продукта
По частоте Однократные опросы — исследование проводится
проведения один раз
  Многоразовые опросы — сбор информации по проблеме
  исследования многократно повторяется

Окончание табл. 8.2

 

Классификацион­ный признак Формы
По количеству Индивидуальные опросы — исследования, в ходе которых
лиц, участвую- опрашивается каждый респондент индивидуально
щих в опросе Групповые опросы — исследования, в ходе которых
одновременно опрашивается одновременно несколько респондентов
По степени Структурированные опросы — исследования, в ходе
стандартизации которых жестко задается последовательность и формули-
  ровка вопросов
  Свободные опросы — исследования, в ходе которых
  не используется жестко заданная структура вопросов
Поспособу Устные опросы — исследования, в ходе которых
сбора данных респондент устно отвечает на вопросы
  Письменные опросы — исследования, в ходе которых
  респондент отвечает на вопросы исследования письменно
По способу Телефонные опросы — исследования, в ходе которых
связи с респон- респонденты опрашиваются по телефону
дентами Почтовые опросы — исследования, в ходе которых
  вопросы рассылаются респондентам по почте (e-mail) или
  с помощью факсимильной связи
  Личные опросы — исследования, в ходе которых вопросы
  задаются респонденту интервьюером при личном контакте

Многие формы опроса сочетают несколько классификационных признаков, например качественные опросы имеют, как правило, сла­боструктурированную, свободную форму и проводятся при личном контакте с респондентом или респондентами.

Термин «интервью», как правило, обозначает проведение опроса при личном контакте с респондентом. Между тем можно встретить в неко­торых источниках равнозначность терминов «интервью» и «опрос» (термины рассматриваются как синонимы).

Термин «анкетирование» чаще всего означает проведение структу­рированного (с помощью анкеты) количественного опроса. Анкетиро­вание обычно связывается с проведением почтовых опросов или с си­туациями письменного опроса, когда респонденту предлагается лично заполнить анкету (очевидно, что почтовый опрос тоже является пись­менным). Однако сам термин «анкета» часто заменяет более широкое понятие «вопросник» и обозначает любой перечень вопросов, которые задаются респонденту.

Мы рассмотрим следующие виды опросов более подробно:

• качественные методы опроса;


 

• панельные опросы;

• количественные методы опроса.

Качественные методы опроса

Качественные методы опроса предполагают сбор информации, прово­димый по специальной слабоструктурированной методике. Методы ориентированы на выявление качественных характеристик изучаемо­го объекта, результаты не имеют числового выражения, а представле­ны в виде описания мнений, суждений,оценок. Фактически качествен­ные исследования позволяют исследователям ответить на вопросы «как именно» и «почему».

Область использования качественных методов опроса — выявление глубинных мотивов, рациональных и иррациональных причин пове­дения потребителей, их восприятия отдельных объектов. Качествен­ные методы незаменимы в поисковых исследованиях для предвари­тельного изучения сути проблемы, генерирования рабочей гипотезы; полезны и в описательных исследованиях для пояснения результатов количественного опроса. Например, качественные методы активно ис­пользуются при оценке рекламных обращений, изучении имиджа тор­говых марок, разработке и тестировании новых модификаций товара. Качественные исследования позволяют получить информацию о сти­лях жизни и других особенностях поведения людей, что применимо в целях структуризации объектов при сегментировании потребителей.

Отдельные качественные методы сбора информации могут быть использованы в экспертных исследованиях.

Качественные методы имеют и ряд ограничений. Наибольшая про­блема кроется в интерпретации собранной информации и ее анализе. Результаты беседы с разными респондентами сложно сравнивать. Ко­личество опрашиваемых лиц не обязательно удовлетворяет требованию репрезентативности. Субъективный характер получаемой информа­ции, субъективность интерпретации порождают вопросы о надежно­сти и обоснованности полученных результатов. Для выполнения ис­следования требуются высококвалифицированные специалисты.

Подробнее мы остановимся на следующих видах качественных ме­тодов опроса:

• фокус-группы;

• глубинные интервью;

• анализ протокола;

• проекционные методы.


Краткая характеристика качественных методов опроса предлагает­ся в табл. 8.3.

Таблица 8.3 Общая характеристика качественных методов опроса

 

Метод Характеристика Область использования
Фокус-группа Организуется дискуссия Поиск идей, изучение
  вгруппе респондентов на запросов, мотивов,
  заданную тему отношений, ценностей
Глубинное Задаются вопросы по Изучение эмоциональных
интервью определенной теме с целью и личностных
  понять, почему человек ведет особенностей
  себя определенным образом, потребителей, механизма
  что он думает по определенной принятия решений,
  теме, как может обосновать причин использования
  ответы и какие приводит товаров, новых идей
  аргументы  
Анализ Респондент ставится Изучение процесса
протокола в ситуацию, когда он должен выбора товаров
  принять решение, в ходе и принятия решения
  которого описывает факты о покупке
  и аргументы, влияющие на него  
Проекционные Респонденту предлагается Выяснение
методы выполнить некоторые задания, эмоциональных реакций
  напрямую не связанные или ассоциаций на
  с предметом исследования: определенные названия,
  проводятся ассоциативные события, действия;
  беседы, предлагается закончить изучение ценностей,
  фразу или рисунок, войти скрытой реакции
  в роль одного из участников человека на
  ситуации или вспомнить предлагаемую роль,
  некоторые давнопрошедшие факторов, определяющих
  события своей жизни поведение

Хочется отметить, что фокус-группа не является единственной фор­мой группового опроса среди качественных методов сбора информации.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.008 с.)