Схема эксперимента «до-после» с контрольной группой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема эксперимента «до-после» с контрольной группой



Эксперимент «до-после» с контрольной группой (рис. 7.6, схема 3) также принадлежит к группе параллельных экспериментов. Также подбираются две равные по своим характеристикам группы, одна из них является экспериментальной, другая — контрольной. Схема экс­перимента основана на измерении значений зависимой переменной в обеих группах до и после воздействия экспериментального фактора на экспериментальную группу. Этим приумножается вероятность до-

1 Е. Дихтль, X. Хершген. Практический маркетинг. — М.: Высш. шк, ИНФ-РА-М, 1996. С. 33.


стижения внутренней валидности, поскольку на основании различий в значениях зависимой характеристики, измеряемой в контрольной группе, имеется возможность оценить влияние посторонних, неэкспе­риментальных факторов (т. е. тот результат, который может быть до­стигнут и без экспериментального воздействия). Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе значение зависимой характеристики изменилось в большей степени, чем в контрольной группе. Достигнутым результатом эксперимента можно считать раз­ность между приращением значения зависимой переменной в экспе­риментальной группе и приращением ее значения в контрольной группе.

Недостатком этого варианта является наличие эффекта обучения.

Подобная схема часто применяется в исследовании торговли для выявления влияния различных стимулирующих мероприятий на по­требительское поведение

Другие варианты построения схемы эксперимента

Ряд иных схем измерений «до» и «после» в выровненных группах по­зволяет сгладить негативное влияние предварительного измерения и компенсировать отсутствие данных о характеристиках групп до на­чала эксперимента.

Наиболее известна схема с двумя экспериментальными группами (рис. 7.6, схема 4). В первой экспериментальной группе измерение за­висимой характеристики производится только после проведения экс­перимента (т. е. замеряется общий результат воздействия эксперимен­тального и прочих факторов без учета эффекта обучения). Во второй экспериментальной группе измерение происходит до и после экспе­риментального воздействия (т. е. выявляется влияние эксперименталь­ного воздействия с учетом эффекта обучения). В контрольной группе измерения проводятся до и после эксперимента (т. е. определяется результат, который появится и без экспериментального воздействия с учетом эффекта обучения). Подобная схема повышает точность ре­зультатов, но требует больших затрат.

Возможны и более сложные схемы. Например, в книге «Методы сбо­ра информации в социологических исследованиях»1 рассматривается схема «якобы до-после» с контрольной группой. Согласно этой схе­ме, участвуют две группы, которые рассматриваются как одна, посколь­ку исходное положение измеряется в одной группе, а конечное поло­жение (результат эксперимента) — в другой. Таким образом, в каждой

1 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990. С. 206-207.


группе проводится лишь одно измерение, но на разных стадиях экспе­римента: в контрольной группе значение зависимой переменной из­меряется до начала эксперимента, в экспериментальной группе — пос­ле экспериментального воздействия. Гипотеза проверяется сравнением результатов этих измерений. При этом требования по выравниванию состава групп и условий выдвигаются очень строгие, чтобы обеспечить надежность результатов эксперимента. Комбинированные измерения «до и после» лучше проводить при наличии не одной контрольной груп­пы, а двух или трех, но работа по таким схемам затруднена из-за тру­доемкости подготовительного этапа и увеличения затрат на проведе­ние эксперимента.

В то же время существуют схемы, упрощающие процедуру экспери­мента. Например, Борис Токарев1 предлагает действовать по схеме «только после» без контрольной группы: отбирается эксперименталь­ная группа, на которую оказывается экспериментальное воздействие, далее производится измерение. Подобная схема подкупает своей про­стотой и возможна на «направленной» выборке (например для чита­телей журнала), однако применять ее следует очень осторожно, по­скольку полученный результат может быть связан с действием других факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.004 с.)