Исследование кратковременной памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование кратковременной памяти.



Исследование кратковременной зрительной памяти.

Ход выполнения работы. Испытуемому предъявляется в тече­ние 30 с таблица с 10-ю четко напечатанными двузначными числа­ми или 10-ю одно—двусложными словами, не связанными друг с другом логическим смыслом.

ФИО__________Дата___________

30 23 85 46 96 торт зелень зонт круг сказка

38 71 93 64 83 стул волк сом винт палка

Когда таблицу убирают, обследуемый в течение 1 мин записыва­ет на бланке запомнившиеся числа и слова. Можно также предло­жить воспроизвести те же числа и слова через 30—40 мин, 1 ч, сут­ки и т. д. для определения объема долговременной памяти.

Если оценка памяти проводится в 4-балльной системе, то за пра­вильное воспроизведение испытуемый получает следующие оцен­ки:

8 и более чисел (слов) — отлично; 6—7 чисел (слов) — хорошо;

4—5 чисел (слов) — удовлетворительно; менее 4 чисел (слов) — плохо.

Слова или двузначные числа могут быть зачитаны эксперимен­татором или предъявлены в записи на магнитную ленту. В этом случае определяется объем слуховой памяти.

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.

2. Методика "Слуховая память".

Цель работы: определение продуктивности кратковременной слуховой памяти.

Задание 1. Испытуемому последовательно зачитывают 4 серии одно-двусложных слов, не связанных смысловым содержанием. Каждая серия содержит по 10 слов и зачитывается в течение 20 с. После предъявления каждой серии слов испытуемому предлагает­ся в течение 45 с записать в любой последовательности зачитанные слова.

Первые 3 серии слов используются как тренировочные, зачет­ной считается 4-я серия. Определяется количество правильно вос­произведенных слов. Оценка в баллах проводится следующим об­разом:

оценка в баллах — 10, 9, 7, 6, 4, 3, 2;

количество правильно записанных слов — 10,9,8,7,6,5,4 и менее.

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.

3. "Информационный поиск".

Для оценки кратковременной памяти и одновременно способно­сти к поисковым действиям в условиях дефицита времени исполь­зуется методика "Информационный поиск".

Ход выполнения работы. Испытуемым раздаются бланки, на которых изображены два 64-клеточных квадрата. В клетках квад­рата написаны двузначные числа. Порядок расположения чисел случайный; числа, расположенные в клетках, не повторяются.

ФИО___________ Дата___________


42 13 78 83 41 74 98 84

61 67 82 59 93 73 16 32

91 19 53 62 38 63 68 17

43 12 21 94 64 34 49 87

14 54 48 37 56 69 21 96

24 79 92 89 71 26 72 28

18 81 27 31 58 86 52 76

47 39 29 36 51 97 57 46

98 36 82 46 91 34 71 67

49 26 48 27 51 37 84 28

73 29 81 1983 64 42 41

23 62 16 47 58 79 92 12

53 14 68 96 56 76 89 18

94 78 69 74 93 97 43 86

87 17 38 69 32 21 63 39

52 24 13 54 72 61 84 57

 

Испытуемым зачитывают четыре числа, а затем в течение 30 с предлагают найти эти числа в таблице и обвести их. Аналогичное задание выполняется с другими числами на втором квадрате. Определяют количество правильно найденных чисел в двух квадра­тах, и переводят в баллы по следующей шкале:

оценка в баллах - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1;

кол-во правильно найденных чисел — 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ

Занятие № 7.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности.

Учебная цель: закрепить полученные знания об особенностях условно-рефлекторной деятельности нервной системы, механизмах и условиях образования условных рефлексов, видах торможения условных рефлексов.

Тезаурус: условный рефлекс, динамический стереотип, условное торможение, безусловное торможение, внешнее торможение, гаснущий тормоз, постоянный тормоз, запредельное торможение, условное торможение, запаздывательное торможение, угасательное торможение, дифференцировочное торможение, условный тормоз.

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности условных рефлексов, их отличие от безусловных. Классификация условных рефлексов, их значение.

2. Условия и механизм образования условных рефлексов. Функциональные основы замыкания временных связей.

3. Динамический стереотип. Возрастные особенности.

4. Торможение рефлексов. Безусловное и условное торможение.

5. Лабораторная работа: исследование закономерностей условно-рефлекторной деятельности на примере выработки динамического стереотипа зеркального письма.

Примерные темы рефератов: «Развитие условных рефлексов в онтогенезе».

Самостоятельная работа дома:

Задание 1

1. Объясните эти явления.

Грудной ребенок при виде бутылочки с моло­ком чмокает губами; у человека при виде разрезан­ного лимона выделяется слюна; человек, желая знать, который час, смотрит на руку, где были часы, хотя их забыл дома.

2. Распределите в предлагаемой таблице характерные признаки условных рефлексов:

Признаки Условные рефлексы
1. Передача по наследству  
2. Центры образования рефлексов  
3. Видовая специфичность  
4. Сохраняемость рефлекса в течение времени  
5. Причины возникновения и сохранения рефлексов  
6. Рефлекторные дуги  

Признак рефлексов:

1. Приобретенные. 2. Индивидуальные. 3. Наследуемые. 4. Видовые. 5. Име­ют готовые рефлекторные дуги. 6. Осуществляются без участия коры больших полушарий. 7. Непостоянны. 8. Осуществляются с участием коры больших по­лушарий. 9. Постоянны. 10. Ненаследуемы. 11. Рефлекторные дуги образуют временные связи. 12. Рефлекторные дуги образуют постоянные связи. 13. Фор­мируются у отдельного организма при определенных условиях. 14. Форми­руются у вида вследствие очень важного для него события.

3. Письменно ответьте на вопросы:

1) Человек шел босиком, насту­пил на острый предмет, и его нога моментально отдернулась; внезапно зазвонил телефон, и вы протягивае­те руку к телефонной трубке; при зажигании света в темной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вы­зывает прекращение выделения слюны. Какие из предложенных при­меров относятся к безусловным реф­лексам, а какие — к условным? От­вет поясните.

2) Во время одного из концертов у слушателя внезапно начались боли в области сердца. Причем начало бо­лей совпало с исполнением одного из ноктюрнов Шопена. С тех пор всякий раз при звуке этой музыки у него бо­лело сердце. Объясните такую, на первый взгляд странную, закономер­ность.

Задание 2

1. Используя рисунок, опишите механизм обра­зования условного рефлекса на лампочку у собаки.

Что обозначено на рисунке цифрами 1—8? Назовите главное условие, необходимое для образования дуг условных рефлексов. Какую роль играют условные рефлексы в жизни животных и человека?

2. Сформулируйте условия, которые необходимы для выработки условного рефлекса.

3. Письменно ответьте на вопросы:

1) Выясните физиологические механизмы, лежащие в основе поведения ребенка в следующих ситуациях: а) закапывание ребенку капель в нос вызывает у него плач; б) вид пузырька и пипетки вызывает у ребенка плач. У всех ли детей так будет изменяться поведение при виде этих предметов?

2) Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка?

3) В эксперименте лапу собаки после кратковременного зажигания лампочки раздражают электриче­ским током. Чем в данном случае для животного является свет лампочки, а чем электрический ток?

4) Выделение слюны при виде того, как режут лимон, и выделение слюны при слове «лимон». В чем сходство и различие между такими рефлексами?

5) У одной собаки при виде спринцовки начинается усиленное слюно­отделение. Другая собака при включении звонка многократно сгибает заднюю лапу. Что общего в этих условных рефлексах?

3. В тетради для практических работ зарисуйте схему классического условного рефлекса по И.П. Павлову и схему инструментального условного рефлекса.

Задание 3

1.На рисунке изображен котенок, который, иг­рая с мячом, периодически становился на задние лапы. Когда же к его уху прикрепили прищепку, животное перестало двигаться и опустилось на четы­ре лапы. Как можно объяснить поведение котенка с точки зрения рефлекторной теории?

 

2. Перечислите основные виды торможения условных рефлексов. Какие из них являются врожденными, а какие приобретенными?

3. Используя знания о видах торможения условных рефлексов, письменно ответьте на проблемные вопросы:

1) На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий не было. В чем причина торможения условных рефлексов? Как называется этот вид торможения?

2) Два студента, готовясь к экзамену, поступили по-разному. Первый повторял материал в дни подготовки и ночь перед экзаменом спал. Второй потратил на подготовку день и ночь перед экзаменом. Как вы думаете, какие результаты были у них на экзамене? Почему?

3) Ученик, пришедший впервые в гости к новому товарищу, вначале смущается, движения у него скованы, сдержаны. И только через некоторое время его активность повышается. Почему?

4) В любом виде спортивных эстафет спортсмен имеет пра­во начать прохождение своего этапа только после того как участник предыдущего этапа передаст ему эстафету. В беге — это эстафетная палочка, в плавании — касание рукой стенки бассейна. Иногда пловец, стоящий на стартовой тумбочке, не выдерживает и прыгает в воду до того как его товарищ по команде успел коснуться стенки. Какой вид условного торможения ослаблен у такого пловца?

Задание 4

1. Используя рисунок и цифры, письменно в тетради для практических работ опишите механизм выработки торможе­ния условного рефлекса. Определите, какой вид торможения — внутренний или внешний — изображен на рисунке. Почему вы так решили? Каково биоло­гическое значение внешнего и внутреннего торможения для животных?

2. Используя знания о видах торможения условных рефлексов, письменно ответьте на проблемные вопросы:

1) Какой метод приучения к соблюдению правила мытья рук перед едой быстрее приведет к выработке этой полезной привычки: а) перед входом в столовую развешаны плакаты с изображением грязного отпечатка кисти руки школьника и подпись "Мой руки перед едой"; б) школьники-дежурные остановят учащегося у входа в столовую, уклонившегося от мытья рук, и после краткой беседы направляют к умывальнику, не разрешая проходить до выполнения гигиенической процедуры. Какой физиологический механизм?

2) Ребенок ел с аппетитом суп. На стол поставили азу с конфетами. Ребенок перестал есть суп. С какими изменениями в состоянии коры больших полушарий можно связать изменение в поведении ребенка?

3) В начале учебного года Ваня Костылев после звонка на большую перемену каждый раз бежал в столовую, но очень часто оставался без завтрака. Так и уходил Ваня голодный. Побегал он так с месяц, махнул на все рукой и совсем перестал ходить в столовую. Объясните, опираясь на знания условно-рефлекторной деятельности мозга.

4) Ученик во время диктанта пишет "карова", "драва", "улеца" и получает "2". После разъяснения сущности ошибок и повторения соответствующих правил, ученик во время следующего диктанта не делает ошибок и получает положительную оценку. Какая разновидность и какого нервного процесса была использована преподавателем в качестве метода обучения?

Лабораторная работа на занятии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.02 с.)