Выработка условных рефлексов у испытуемых. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка условных рефлексов у испытуемых.



Цель работы: показать, что условно-рефлекторные связи могут быть выработаны и у людей и что они дают возможность судить о работе мозга. В качестве условного раздражителя используют стук по столу. Рефлекс вырабатывается по методу речевого под­крепления. Перед проведением основного опыта проводят неболь­шую тренировку. По команде «Поднимите руки», учащиеся долж­ны быстро поднимать и опускать их. Долго держать руки подня­тыми нельзя.

Ход опыта. Как бы продолжая тренировку, преподаватель перед подачей команды стучит по столу. Стук сопровождает оче­редные команды. Постепенно между стуком и командой делается небольшой интервал. Это дает возможность учесть, все ли уча­щиеся прореагировали на будущий условный раздражитель. Когда таких учащихся станет много, подкрепления не дают, команда не произносится, а вместо нее задается вопрос: почему вы подняли руки, ведь команды-то не было? Как правило, участники опыта правильно заключают, что у них выработан условный рефлекс на стук. Но могут встретиться испытуемые, которые стука не слы­шали, хотя и реагировали на него. Это не должно удивлять, пото­му что не всегда условно-рефлекторные реакции осознаются.

При демонстрации опыта надо стараться проводить его в максимально быстром темпе, чтобы у испытуемых не было време­ни для оценки ситуации. Если учащиеся до опыта осознают его цели, то на их поведение может оказать влияние сознательно вы­бранная линия поведения, что может отрицательно сказаться на результатах опыта.

Вопросы.

1. Почему при окончании опыта по выработке условно­го рефлекса на стук не все подняли руку?

2. Сформировалась ли временная связь у лиц, поднявших руку при стуке, и у тех, кто не поднял?

Вывод. У человека возможно вырабатывать условные рефлек­сы на базе речевого подкрепления. Наблюдая выработку условных рефлексов, мы по внешним признакам в какой-то мере можем судить о процессах, происходя­щих в головном мозге. Не случайно условные рефлексы называют методом изучения физиологии высшей нервной деятельности. Сей­час этот метод дополнен многими другими методами, связанными, например, с развитием электроники, химии и других наук.

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.

 

Занятие № 8.

Физиология потребностно-мотивационной сферы. Понятие мотивационного возбуждения. Структура поведенческого акта.

Учебная цель: закрепить полученные знания о видах потребностей и мотиваций, детерминантах потребностей, свойствах мотиваций, особенностях мотивационного возбуждения, о мозговых структурах, генерирующих потребности и мотивации. закрепить полученные знания о видах и свойствах функциональных систем, теории системогенеза, структуре поведенческого акта по П.К, Анохину.

Тезаурус: потребности, мотивации, мотивационное возбуждение, детерминанты потребностей, свойства мотивации, миндалина, гипоталамус, теория двух центров; функциональная система внутренних органов, функциональная система поведения, системогенез, афферентный синтез, обстановочная афферентация, пусковая афферентация, память, мотивация, принятие решений, акцептор результата действия, эфферентный синтез, обратная афферентация.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие о потребностно-мотивационной сфере. Классификация потребностей.

2. Детерминанты потребностей и мотиваций.

3. Мотивация. Виды мотивации. Свойства мотивации.

4. Понятие мотивационного возбуждения. Сходство мотивационного возбуждения с доминантой.

5. Мозговые субстраты, генерирующие потребности и мотивации.

6. Понятие о функциональных системах.

7. Структура функциональной системы поведения.

8. Лабораторная работа: Методы исследования мотивов и потребностей в психологии.

Примерные темы рефератов: «Иерархия потребностей. Потребности и воспитание».

Самостоятельная работа дома:

Задание 1

1. Определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Потребность – это… Мотивация – это …

А) побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

Б) особое биологическое состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и направленное на устранение этой неудовлетворенности;

В) нужда, которую испытывает организм и которую он стремится удовлетворить через свое поведение;

Г) активное состояние в структурах ЦНС, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения, которое проявляется объективно в изменении электрической активности мозга, его биохимии и субъективно в появлении определенных переживаний;

Д) само целенаправленное поведение.

2. Что отличает потребность как состояние от мотивации?
3. Раскройте известные вам классификации потребностей и мотиваций. Приведите примеры витальных, социальных, идеальных потребностей у человека и животных. Заполните таблицу. Сделайте вывод, в чем отличие потребностей животных и человека.

Виды потребностей Примеры потребностей
Человек Животные
1. Витальные    
2. Социальные    
3. Идеальные    

 

4. Перечислите основные внешние и внутренние детерминанты (причины возникновения) потребностей. Выделите сходство и различие детерминант потребностей животных и человека. Заполните таблицу.

Детерминанты потребностей человека и животных
Сходство Различие
   

Задание 2

1. Выделите фазы мотивации, предложенные П.К. Анохиным. Чем характеризуется фаза мотивационного состояния и фаза целенаправленного поведения?

2. Выберите характерные для мотивации свойства, дайте письменную характеристику выбранных свойств:

· снижение активации моторной системы;

· активация моторной системы;

· повышение тонуса симпатической нервной системы;

· снижение тонуса симпатической нервной системы;

· рост активации афферентных систем;

· снижение активации афферентных систем;

· снижение поисковой активности;

· возрастание поисковой активности;

· актуализация памяти;

· возникновение отрицательных эмоций;

· возникновение положительных эмоций.

3. Вспомните, какие физиологические теории объясняют возникновение биологических мотиваций. Определите, верно ли соответствие названия и сущности теорий в представленной таблице. Почему две первые теории называются периферическими? В тетради для практических работ заполните таблицу правильно.

Название теории Сущность теории
1. Унитарная теория У.Кеннона Мотивационное состояние поддерживается возбуждением специальных центров гипоталамуса, которые находятся в реципроктных отношениях с другими гипоталамическими центрами.
2. Теория «голодной крови» Возникновение мотивации, так же как и ее прекращение связано с действием на одни и те же периферические рецепторы. Например, голод – результат активности рецепторов желудка.
3. Теория двух центров (гипоталамическая теория). Мотивация возникает из-за изменения концентрации веществ в крови. Например, мотивация голода определяется снижением концентрации глюкозы в крови.

4. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопросы. Сделайте вывод о правомерности вышеперечисленных теорий.

1) В 30-х годах была открыта «голодная» перистальтика желудка и сделан вывод о том, что деятельность рецепторов желудка связана с возникновением мотивации голода, однако позднее было выяснено, что после полной денервации желудка (при перерезке и моторных и чувствительных нервов) реакция животных на пищу сохраняется. Что доказывает данный факт?;

2) «Голодные» сокращения желудка заметно снижаются после внутривенного введения глюкозы, однако кормление одного из сросшихся близнецов не приводило к насыщению другого, несмотря на то, что кровь и ткани обоих близнецов получали достаточное количество питательных веществ. У них было общее кровообращение, но пищеварительные органы, центральные нервные системы были разделены. Что доказывает данный факт?

Задание 3

1. Что такое мотивационное возбуждение? Почему при мотивационном возбуждении наблюдаются изменения во всех системах организма? Письменно в тетради для практических работ перечислите особенности мотивационного возбуждения как доминанты.

2. Какие структуры мозга играют решающую роль в обеспечении мотивационного состояния? Рассмотрите рисунок, выделите структуры, принимающие участие в возникновении мотивации, какую роль они играют?

3. Гипоталамические центры подвержены влиянию со стороны других отделов ЦНС, в том числе коры больших полушарий, а также их активность может модулироваться гуморальными факторами, сигналами внешней среды и т.д. Опишите механизм возникновения биологической мотивации. Зарисуйте схему.

4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены реципроктные ядра гипоталамуса. Какие мотивации регулируют центры, выделенные на данном рисунке? Какие другие поведенческие реакции регулируют центры гипоталамуса? Что лежит в основе активности центров?

5. Письменно ответьте на вопрос:

Иерархическое положение обезьяны Дейва драматически изменилось после удаления определенной части лимбической системы – с самой высокой позиции в сообществе он опустился на самую низкую. Какая структура мозга была удалена? Почему произошли такие изменения в положении Дейва среди сородичей?

6. Заполните таблицу «Роль отделов мозга в мотивационном поведении».

Отдел мозга Роль в мотивационном поведении
1. Гипоталамус: · Латеральный; · Вентро-медиальный;  
2. Миндалина  
3. Кора головного мозга.  

Задание 4

1. Кто разработал учение о функциональных системах? Какие виды функциональных систем вы знаете? Каково их значение? Письменно в тетради для практических работ определите соответствие между понятиями и определениями к ним. Функциональная система – это… Функциональная система внутренних органов – это… Функциональная система поведения - это… Системогенез – это…

1) Динамическая, избирательно объединенная центрально-периферическая организация, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата;

2) Избирательное созревание и развитие функциональных систем в анте- и постнатальном онтогенезе;

3) Единица интегративной деятельности мозга, группа процессов и структур, объединенных для выполнения какой-либо функции организма;

4) Центрально-периферическая организация, деятельность которой направлена на обеспечение постоянства определенных констант внутренней среды за счет внутренней системы саморегуляции самого организма.

2. Во время физической нагрузки организм нуждается в повышенном снабжении клеток и тканей кислородом и питанием. Как в этом случае будут изменяться параметры работы органов? Какие функциональные системы принимают участие в регуляции функций организма? Приведите пример функциональной системы внутренних органов. Письменно в тетради для практических работ раскройте структуру функциональной системы внутренних органов, используя приведенный пример. Выделите управляющее устройство (нервный центр), выходные каналы нервного центра, исполнительные органы, рецепторы результата, каналы обратной связи.

3. Перечислите свойства функциональных систем. За счет каких свойств, функциональные системы обеспечивают точность реакций организма?

Задание 5

1. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема структуры (центральной архитектоники) поведенческого акта по П.К. Анохину. Перечертите схему в тетрадь для практических работ, сделайте обозначения стадий и компонентов поведенческого акта.

2. Вспомните место и значение каждого компонента поведения. Письменно в тетради для практических работ дайте определение понятиям: афферентный синтез, пусковая афферентация, обстановочная афферентация, мотивационное возбуждение, акцептор результата действия, эфферентный синтез, обратная афферентация.

3. Письменно ответьте на вопрос:

Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания по­пугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Используя данный пример, раскройте механизм и стадии работы функциональной системы поведения. Почему произойдет задержка в поведении? Что может измениться в структуре поведенческого акта при отсутствии или несоответствии запрограммированного результата?

Лабораторная работа на занятии:

1. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности.

Для работы необходимы: таблица с тридцатью рядами из шести одно­значных цифр в каждом ряду (таблица разделена на 5 групп по 6 рядов в каждой группе); испытуемые.

Результат целенаправленной деятельности человека нередко находится в прямой зависимости от объема информации, который он способен сохранить в памяти и воспроизвести. Кроме того, любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными, однако, доминирую­щей мотивации, оказывающей влияние на продуктивность и успешность деятельности индивида.

Ход работы. Испытуемыми являются студенты. Преподаватель в тече­ние 3 с зачитывает цифры одного ряда. Студенты в течение 6 с складыва­ют в уме вначале 1-ю, 3-ю и 5-ю цифры, а затем 2-ю, 4-ю и 6-ю. Полу­ченные две суммы записывают. Так зачитывается вся таблица. Однако перед предъявлением цифр последней группе преподаватель просит мо­билизовать внимание и выполнить задание более точно, так как по рабо­те с цифрами последней группы будут судить об интеллектуальных спо­собностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподава­тель зачитывает для проверки правильные ответы, ошибки студенты под­черкивают.

Рекомендации к оформлению работы. Занесите результаты исследова­ний в таблицу.

Результаты суммирования цифр

  Группы цифр таблицы
  1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
Ряды цифр таблицы суммы суммы суммы суммы суммы
  I II I II I II I II I II
           
           
           
           
           
           

Задание. 1. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе с каждой группой цифр (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). 2. Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последней группой цифр. 3. Подсчитайте среднее количество ошибок среди испытуемых и сравните их с собственными данными.

Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.057 с.)